Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Проекты совместного осуществления: новые правила

Для российских предприятий, как и для любых европейских компаний, вопрос привлечения инвестиций и финансирования всегда был и остается важным (в том числе, в части финансирования, нацеленного на замену устаревших технологий и оборудования на современные).

Одним из видов такого финансирования является так называемое карбоновое финансирование. К возможным формам его реализации относятся две большие группы механизмов, которые в настоящее время существуют и эффективно используются в Европе, а с равным успехом могут (с учетом сделанных ниже оговорок) применяться и в Российской Федерации. Это:

  • механизмы, предусмотренные Киотским протоколом к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее — Киотский протокол), включая, помимо прочего проекты совместного осуществления (ст. 6 Киотского протокола);
  • механизмы вне рамок Киотского протокола.

Настоящая публикация посвящена рассмотрению ряда аспектов использования такой формы карбонового финансирования, как проекты совместного осуществления (далее — ПСО).

Реализация проектов совместного осуществления в России

Статья 6 Киотского протокола, посвященная вопросам реализации проектов совместного осуществления, гласит:

1. Для целей выполнения своих обязательств по статье 3 любая Сторона2, включенная в Приложение I, может передавать любой другой такой Стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов (ЕСВ), полученные в результате проектов, направленных на сокращение объемов антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики, при условии, что:

a) любой такой проект был утвержден участвующими Сторонами;

b) любой такой проект предусматривает сокращение объемов выбросов из источников или увеличение абсорбции поглотителями, дополнительное к тому, которое могло бы иметь место в ином случае;

c) она не приобретает никаких единиц сокращения выбросов, если она не соблюдает свои обязательства по статьям 5 и 7;

d) приобретение единиц сокращения объемов выбросов дополняет внутренние действия для целей выполнения обязательств по статье 3.

2. Конференция Сторон, действующая в качестве совещания Сторон настоящего Протокола, может на своей первой сессии или впоследствии, как только это будет практически возможно, выработать дальнейшие руководящие принципы для осуществления настоящей статьи, в том числе для проверки и представления докладов.

3. Сторона, включенная в Приложение I, может уполномочивать юридических лиц участвовать, под её ответственность, в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов в соответствии с настоящей статьей.

4. Если в соответствии с положениями статьи 8 выявлен вопрос, касающийся выполнения той или иной Стороной, включенной в Приложение I, требований, указанных в настоящей статье, передача и приобретение единиц сокращения выбросов могут продолжаться после выявления этого вопроса при условии, что никакие такие единицы не могут использоваться ни одной из Сторон для выполнения своих обязательств по статье 3 до тех пор, пока не будет решен вопрос о соблюдении.

В развитие указанных положений Киотского протокола, носящих довольно общий характер, Правительством Российской Федерации был разработан и принят пакет нормативных актов, призванных урегулировать процедуру утверждения и реализации в России проектов совместного осуществления. Так, 28 октября 2009 года Правительство РФ приняло два подзаконных акта, касающихся реализации в России проектов совместного осуществления в соответствии с Киотским протоколом, а именно:

  • Постановление Правительства РФ № 843 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (далее — Постановление);
  • Положение «О реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (далее — новое Положение о проектах совместного осуществления).

Названные подзаконные акты пришли на смену двум предыдущим документам, принятым Правительством РФ 28 мая 2007 года, — Постановлению Правительства РФ № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» и Положению «Об утверждении и проверке хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (далее оба документа совместно — Постановление № 332).

По мнению экспертов, новое Положение о проектах совместного осуществления окончательно сформировало основу для реализации проектов совместного осуществления в России. Тем не менее даже это положение содержит ряд аспектов, которые должны приниматься во внимание при реализации проектов.

I. Краткое содержание нового Положения о проектах совместного осуществления

1. Общие аспекты

Новое Положение о проектах совместного осуществления значительно отличается от Постановления № 332 по многим вопросам (таким как процедура утверждения проектов совместного осуществления, состав участвующих сторон, обязательства участвующих сторон и пр.), что существенным образом влияет на проектную документацию, подготовленную на основе Постановления № 332.

2. Стороны, участвующие в осуществлении проектов совместного осуществления

Новое Положение о проектах совместного осуществления предусматривает взаимодействие государственных органов и частных лиц по различным вопросам, урегулированным в рамках нового Положения о проектах совместного осуществления (включая процедуру утверждения проектов совместного осуществления, выпуск и передачу ЕСВ и пр.):

1) Министерства экономического развития Российской Федерации (МЭР), осуществляющего функции координационного центра (Координационный центр) в соответствии с Постановлением;

2) ОАО «Сбербанк России» (Сбербанк), осуществляющего функции оператора углеродных единиц;

3) Экспертного совета, формируемого Сбербанком по согласованию с Координационным центром;

4) инвестора проекта.

Сбербанк. Новое Положение о проектах совместного осуществления предоставляет Сбербанку важные полномочия, касающиеся осуществления проектов совместного осуществления в России. Сбербанк не только участвует в утверждении проектов и передаче единиц сокращения выбросов, как описано ниже, но также уполномочен осуществлять согласование договоров, заключаемых между участниками проекта, регулирующих передачу ЕСВ между ними. При этом пока не определены ни процедура осуществления такого согласования, ни последствия отсутствия согласования от Сбербанка.

Кроме того, согласно п. 28 нового Положения о проектах совместного осуществления, МЭР устанавливает порядок определения предельного размера платы по договорам на осуществление операций с углеродными единицами. Этот пункт, тем не менее, недостаточно четко определяет, что именно входит в полномочия МЭР: (а) установление предельного размера платы, которую Сбербанк может взимать за свои услуги, предоставляемые участникам проекта в связи с операциями с углеродными единицами (как, например, хранение ЕСВ, передача ЕСВ и пр.), или (б) установление максимального размера цены ЕСВ. Мы полагаем, что применению подлежит вариант «а», но только практика покажет, как именно будет применяться это правило.

Инвестор проекта. Согласно новому Положению о проектах совместного осуществления только российское юридическое лицо может выступать заявителем проекта и считается инвестором проекта совместного осуществления (Инвестор проекта) с даты утверждения проекта в качестве проекта совместного осуществления.

Чтобы иметь возможность реализовывать проект совместного осуществления, на день подачи заявки заявитель должен соответствовать следующим требованиям:

1) непроведение в отношении заявителя процедуры банкротства и (или) ликвидации;

2) неприостановление деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) отсутствие у заявителя просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;

4) наличие у заявителя на праве собственности или на ином вещном праве объектов, на которых осуществляются или могут осуществляться проекты.

Требования 1 и 3 не распространяются на организации, включенные в перечень системообразующих организаций в соответствии с решениями Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

3. Осуществление проекта совместного осуществления

Согласно новому Положению о проектах совместного осуществления осуществление проекта состоит из следующих основных стадий:

  • отбор заявок и утверждение проекта;
  • осуществление проекта совместного осуществления;
  • выпуск и передача углеродных единиц.

Отбор заявок и утверждение проекта. Заявки отбираются по итогам конкурса, организуемого Сбербанком на основании правил, устанавливаемых Координационным центром. Такие правила должны, помимо прочего, предусматривать:

  • предельный объем единиц сокращения выбросов (абсорбции) в результате реализации проектов, утвержденных по результатам конкурсного отбора заявок, который может быть введен в обращение (Лимит конкурса);
  • критерии отбора заявок, в том числе критерии энергетической и экологической эффективности ожидаемых результатов инвестиционной деятельности по проекту, а также критерии, определяющие наличие у Инвестора проекта технического и финансового потенциала для достижения заявляемых результатов реализации проекта, а также для достижения ожидаемого экономического и социального эффекта от реализации проекта.

Заявки, подаваемые в Сбербанк, должны включать, помимо прочего:

  • проектную документацию, разработанную на основе требований законодательства об инвестиционной деятельности и международных требований;
  • положительное экспертное заключение на проектную документацию, подготовленное независимым органом, выбранным заявителем;
  • материалы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям нового Положения о проектах совместного осуществления (в том числе в части наличия технического и финансового потенциала Инвестора проекта для достижения заявляемых результатов реализации проекта и ожидаемого экономического и социального эффекта реализации проектов совместного осуществления). В течение пяти рабочих дней со дня получения заявки Сбербанк принимает решение о её соответствии правилам конкурсного отбора и уведомляет заявителя о принятии заявки или направляет мотивированный отказ.

Фактически конкурсный отбор представляет собой экспертную оценку заявок Сбербанком и Экспертным советом. Результаты экспертизы, а также рекомендации Экспертного совета оформляются протоколом, который в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания совета направляется в Координационный центр на утверждение.

Координационный центр в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола принимает решение об утверждении проектов или направляет Сбербанку мотивированный отказ. Основанием для отказа является нарушение Сбербанком правил конкурсного отбора заявок, которое повлияло на результаты конкурсного отбора, или требований нового Положения о проектах совместного осуществления.

Утвержденные проекты регистрируются в реестре проектов, который ведется Координационным центром. Реестр проектов включает, помимо прочего, информацию о планируемом объеме сокращения выбросов (абсорбции) парниковых газов.

Осуществление проекта совместного осуществления. Проект должен осуществляться в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Об изменении сроков и (или) этапов работ, установленных проектной документацией, Инвестор проекта информирует Сбербанк. По согласованию с Координационным центром Инвестор проекта вправе внести в проект изменения, которые не приводят к ухудшению показателей энергетической и экологической эффективности проекта.

Ежегодно до 30 сентября года, следующего за отчетным, Инвестор проекта представляет отчет о ходе реализации проекта в Координационный центр и Сбербанк, при этом данный отчет должен, помимо прочего, содержать экспертное заключение на отчет о ходе реализации проекта, включая оценку соответствия сокращения выбросов, достигнутого в результате реализации проекта, значениям указанным в проектной документации, подготовленное независимым органом, выбранным Инвестором проекта (Экспертное заключение).

В течение года Инвестор проекта вправе также представить промежуточные отчеты о ходе реализации проекта.

Выпуск и передача углеродных единиц. После утверждения проектов Координационный центр принимает решение о переводе единиц установленного количества (ЕУК) в объеме, соответствующем лимиту конкурса, на счет Сбербанка в российском реестре углеродных единиц.

При наличии положительного Экспертного заключения и заявления Инвестора проекта Координационный центр в течение пяти рабочих дней со дня заявления принимает решение о введении в обращение ЕСВ в количестве, соответствующем проектному объему сокращения выбросов, но не более количества, установленного проектной документацией, путем преобразования соответствующего объема ЕУК на счете Сбербанка. Указанные ЕСВ зачисляются на счет Сбербанка в российском реестре углеродных единиц.

Сбербанк передает ЕСВ, соответствующие проекту совместного осуществления, на углеродные счета третьих лиц на основании:

  • заявления Инвестора проекта;
  • отчета о ходе реализации проекта;
  • согласованного со Сбербанком договора, заключенного Инвестором проекта с третьим лицом.

4. Отзыв утверждения проекта совместного осуществления

Координационный центр может исключить проект из реестра проектов в следующих случаях:

а) неоднократное (более двух раз) нарушение срока представления отчета о ходе реализации проекта;

б) отрицательное Экспертное заключение на отчет о ходе реализации проекта;

в) ликвидация юридического лица, являющегося Инвестором проекта.

II. Налогообложение

Новое Положение о проектах совместного осуществления, как и Постановление № 332, не содержит каких­либо особых правил, относящихся к налогообложению операций, осуществляемых в рамках договоров, оформляющих проекты совместного осуществления. Таким образом, общие правила российского законодательства подлежат применению в зависимости от условий конкретных договоров, регулирующих взаимоотношения сторон по проектам совместного осуществления.

Для этих целей чрезвычайно важно будет определить, помимо прочего, правовую природу ЕСВ, передаваемых в рамках соответствующих договоров.

Сергей СИТНИКОВ, к. ю. н., Макс ГУТБРОД, к. ю. н.,
«Бейкер и Маккензи — Си-Ай-Эс, Лимитед»