Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Целлюлозно-бумажная глобализация, или зачем Европе легкие?

Николай Герасимов

Сыктывкар уже второй раз за последние два года становится местом проведения совещаний самого высокого государственного уровня. Именно здесь в апреле 2006 года Владимир Путин произнес слова, которые все окололесные СМИ не устают цитировать до сих пор. Речь идет о переориентировке лесной промышленности нашей страны на глубокую переработку древесины. 29 января текущего года в Сыктывкаре также прошли лесные прения на правительственном уровне − здесь состоялось заседание Совета по развитию лесопромышленного комплекса. Так что же такого есть в Сыктывкаре, что заставляет важных государственных чинов устраивать здесь свои совещания? Может быть, влияет тот факт, что Республика Коми является единственным регионом России, где 98% заготовленного леса перерабатывается местными заводами? Или же, возможно, это место привлекательно тем, что в студенческие годы Владимир Путин работал здесь в стройотряде и рубил просеки за 740 рублей в месяц? Об отличительных особенностях Республики Коми мы беседуем с министром промышленности и энергетики региона Николаем Герасимовым.

− Скажите, Николай Николаевич, каким был минувший год для Республики Коми в целом? Чего удалось добиться, какие надежды оправдались, а какие нет?

− Прежде всего Республике Коми удается оставаться самодостаточной во всех аспектах жизни и, как следствие, нести бремя региона-донора. Это накладывает на правительство нашей республики двойную ответственность за проводимую социально-экономическую политику, оптимизацию размещения производительных сил на территории почти в 0,5 млн км, формирование инвестиционного климата во имя главнейшей задачи − улучшения уровня жизни жителей региона.

Что удалось в минувшем году? Пожалуй, окончательно перейти от латания дыр к слаженной работе на перспективу. Год характеризовался выраженной инвестиционной активностью: началась реализация уникальных проектов − строительство газопроводной системы Бованенково-Ухта, Ярегского нефтетитанового комбината, боксито-глиноземного комбината в Сосногорске, в стратегию развития железнодорожного транспорта вошел проект «Белкомур». После длительного перерыва началась системная газификация сел республики. Компания «Монди Сыктывкарский ЛПК» публично заявила о начале модернизации комбината в рамках проекта «СТЕП».

На прошедшем в ноябре Инвестиционном форуме мы оценили, что совокупный объем всех инвестиционных проектов (а их более 50!), которые планируются к реализации на территории Республики Коми, превысит величину 600 млрд рублей. Нам системно удается повышать рейтинги республики в табели о рангах субъектов РФ. По оценке агентства «Эксперт РА», мы в минувшем году поднялись с 70‑х позиций на 25–30 места. Долгосрочный и краткосрочный рейтинги республики определены агентством «Фитч Рейтингз» на уровне ВВ и В соответственно. В целях стимулирования инвестиционной деятельности в марте прошлого года правительством республики было создано ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми».

Что не удалось? Сдерживающим фактором для нас является слаборазвитая транспортная инфраструктура, изолированность, «запертость» региона, несоответствие качества сети автомобильных дорог требованиям дня, крайне изношенное аэропортовое хозяйство. Лесная промышленность Коми не сможет развиваться во всем своем потенциале без модернизации уже существующих дорог и строительства новых.

Республика Коми относится к числу субъектов с высоким уровнем экономического развития, являясь одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов на территории Коми превышает 39 млн га, что составляет около 40 % лесов европейского Севера России и 3,5 % всех лесов России. На сегодняшний день в освоении находится лесосека, равная 8,5 млн м / год, нераспределенный лесной фонд составляет 18,5 млн м / год, в том числе экономически доступные леса − 10 млн м/ год.

К особенностям региона можно отнести тот факт, что у нас нет проблемы вывоза кругляка: практически вся заготовленная древесина перерабатывается на территории республики, и это обеспечивает второе место лесопромышленному комплексу (после топливно-энергетического) по выпуску промышленной продукции и 40 % суммарного экспорта.

Транспортная замкнутость региона, удаленность от границ РФ привели к сбалансированности всей цепочки производства − от лесозаготовок до создания спектра продуктов глубокого передела, от предприятий по выпуску лесопильной продукции, ДВП и фанеры до картонно-бумажных заводов. В структуре лесобумажной отрасли продукция глубокой переработки древесины составляет 88 %, что соответствует сегодняшним европейским стандартам производства. Из трех секторов лесопромышленного комплекса в последние годы наиболее стабильными темпами развивается обработка древесины, далее следует целлюлозно-бумажное производство.

Проведенные в предыдущие годы локальные модернизации основных обрабатывающих производств, направленные на повышение конкурентоспособности, экологичности продукции, а также на расширение выпускаемого ассортимента, обеспечивают увеличение объемов производства на 5–10 %. В последние годы введены в эксплуатацию производственные мощности: по выпуску плит средней плотности (MDF) в объеме 75 тыс. м / год и большеформатной фанеры на ЗАО «Жешартский фанерный комбинат»; по ламинированию ДСП и фанеры на ООО «Сыктывкарский фанерный завод» и ЗАО «Жешартский фанерный комбинат»; по выпуску мягкой ДВП на ООО «Завод ДВП». На нескольких предприятиях приступили к реализации проектов по производству биотоплива (топливных гранул или пеллет) из древесных отходов и низкосортной древесины. Завершает подготовительные работы по модернизации производства наш «гигант на Вычегде» − ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Реализация компанией проекта «СТЕП» приведет к увеличению производства целлюлозы на 25 %, а потребность в низкотоварной древесине возрастет на 1 млн м. Инвестиции в основное производство составят около 500 млн евро.

Сегодня производственные мощности перерабатывающих предприятий используются практически на 100 %, за исключением лесопиления, где с 2000 года введено производственных мощностей на 240 тыс. м, а использование увеличилось с 53 % в 2000‑м до 79 % в 2006 году. В текущем году прирост производства пиломатериалов составил 13,4 %.

Вместе с тем вышеозначенные характеристики отрасли никоим образом не позволяют рассматривать развитие лесопромышленного комплекса республики как благополучное. В лесопромышленном комплексе региона наблюдается весь набор проблем, характерных для лесной отрасли России. Это и убыточность большинства предприятий лесозаготовительной подотрасли; и недостаток новых крупных перерабатывающих мощностей, прежде всего на целлюлозно-бумажных предприятиях; и крайне неразвитая сеть лесовозных дорог, делающая недоступными почти треть лесных ресурсов региона и снижающая рентабельность лесозаготовок; и проблемы лесного машиностроения и подготовки резерва кадров.

Нельзя умолчать о том факте, что лесозаготовительная отрасль не может преодолеть кризисные явления. Она замкнута на обеспечении древесным сырьем республиканских перерабатывающих производств (рынок Республики Коми в структуре поставок деловой древесины составил в 2006 году 93,8 %, емкость его равна 5,5 млн мделовой древесины). Лесозаготовки являются узким местом в лесном комплексе: если в 2004–2005 годах наблюдался избыток низкосортной и мелкотоварной древесины (до 1 млн м) вследствие ограниченности внутреннего спроса на нее ввиду недостатка в республике перерабатывающих мощностей, то в 2006–2007 годах по причине погодных условий (аномально теплая погода в зимний период) и значительного падения объемов лесозаготовок резко обострилась конкуренция на рынке древесного сырья. Кроме того, усугубила ситуацию и политика основного потребителя балансовой древесины в республике − ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» − в установлении и удержании низких закупочных цен. Именно низкие цены на сырье при тотальном системном росте затратной части привели к тому, что большинство лесозаготовительных компаний не смогло получить долю конечной прибыли глубокой переработки древесины. Так что сегодня говорить о развитии лесозаготовительных компаний в Коми нам не приходится.

− Свою инициативу по принципиальному изменению экспортной лесной политики Президент РФ Владимир Владимирович Путин озвучил именно в Коми. Случайностью это никак нельзя назвать. Как вы думаете, почему глава государства выбрал для этой цели именно Республику Коми?

− Этот вопрос об особом внимании к республике со стороны Президента и Правительства РФ неоднократно задавали мне и главе Республики Коми в той или иной форме. Прежде всего Республика Коми является одним из развитых промышленных российских регионов. Думаю, что стабильная работа лесопромышленного комплекса, его экспортная направленность имели определенное значение в выборе региона для проведения совещания по развитию лесной отрасли страны. Лесопромышленный комплекс республики является экспортно ориентированной отраслью, и эта составляющая в структуре республиканского экспорта − свыше 40 %. Удельный вес экспорта в производстве продукции составил: 75 % по пиломатериалам, 72 − по фанере клееной, 25 − по ДВП, 10  − по ДСП, 45  − по картонно-бумажной продукции. Как я уже говорил, весь объем заготавливаемой древесины перерабатывается на предприятиях республики и на экспорт вывозится продукция высокого качества, соответствующая мировым стандартам, то есть продукция с высокой добавленной стоимостью.

− В Коми успешно действует и развивается такой гигант лесной индустрии, как «Монди Сыктывкарский ЛПК». Скажите, пожалуйста, в чем секрет этого проекта? Не созданы ли для этого предприятия какие-то особенные условия?

− Сегодняшние успехи «Монди Сыктывкарский ЛПК» в Республике Коми созданы несколькими десятками лет созидательной работы многих специалистов как в холдинге, так и за его пределами. Секрет прост и одновременно сложен: это ясная политика предприятия и последовательная её реализация. Она проявляется во всех звеньях − от лесообеспечения до сбыта готовой продукции и привлекаемых инвестиций на модернизацию производства. Конечно, любая политика время от времени сталкивается с определенными трудностями и требует пересмотра, что мы сейчас и наблюдаем в «Монди». «Монди» сегодня − становой хребет лесной отрасли, а с первого спрос и требования всегда самые высокие. Повторюсь, завтрашние планы развития лесопромышленного комплекса региона мы связываем с проектом «СТЕП», который для нас является приоритетным.

− Какие инвестиционные проекты реализуются в регионе?

− Текущие инвестиционные проекты характеризуются в основном инвестициями, связанными с расширением, модернизацией и диверсификацией существующего производства. Это модернизация и расширение ассортимента и объемов выпуска продукции таких крупных лесопильных предприятий, как ООО «Севлеспил», ЗАО «Леском», ОАО «Сыктывкарский ЛДК»; строительство итальянской группой Safwood нового завода по производству ДСП и фабрики по выпуску плит OSB. Завершаются переговоры со шведской компанией IKEA, принявшей решение реализовать свой третий проект в России на базе лесных ресурсов Республики Коми. Можно назвать ещё целый ряд компаний, выбравших республику местом приложения своих сил. Думаю, что на это влияют стабильность развития экономики России, появление национальной лесной политики, наличие свободных ресурсов в нашем регионе, внятные правила взаимодействия бизнеса и власти.

− Недавно в Сыктывкаре состоялась презентация проекта Удорского ЦБК, во время которой говорилось о том, что «гигант на Мезени» будет чуть ли не идеальным в экологическом отношении предприятием. Но в то же время можно услышать мнения о том, что проект строительства этого целлюлозного завода не более чем многолетняя фантазия республиканского правительства, причем фантазия крайне опасная в природоохранном отношении. Говорят и о том, что если Удорский ЦБК и удастся построить, то он неизбежно столкнется со множеством проблем: дефицитом сырья и трудовых резервов, отсутствием развитой транспортной инфраструктуры и т. д. А каково ваше мнение по этому вопросу?

− В этом случае, наверное, будет уместным выражение: «Сколько людей, столько и мнений». Я убежден, что опасно другое: не строить последние четверть века в такой лесной державе, как Россия, ни одного ЦБК, смириться, приобрести менталитет людей, обеспечивающих бесплатным сырьем (лесом, нефтью, газом − до последнего времени) своих ближних и дальних соседей. Именно это ведет к деградации отрасли, делает её на корню убыточной. Меня часто обескураживает позиция «борцов» за чистоту лесов, рек, воздуха, которые не ставят на обсуждение вопросы гибнущих от переспелости и не работающих на страну лесных экосистем, «закрывают» от хозяйственного оборота территории в миллионы гектаров и называют их легкими Европы, за которые никто платить не торопится.

Говоря о строительстве ЦБК в Удорском районе, с полной ответственностью могу заявить, что реализация этого проекта − продуманное и документально обоснованное решение. Для его принятия правительство республики заказало проект «Обоснование инвестиций в строительство Удорского ЦБК», который был выполнен ЗАО «ГИПРОБУМ-Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) и ЗАО «ЦНИИБ» (г. Москва) при участии международной консалтинговой компании в соответствии с международными требованиями, с технологическими, техническими и организационными решениями, с природоохранными мероприятиями и нормативными документами РФ. В инвестиционном портфеле правительства республики находятся два проекта: вышеназванный и проект строительства Троицко-Печорского ЦКК, подготовленный теми же исполнителями. Строительство ЦБК, которые будут ориентированы на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и будут работать на современном, отвечающем мировым требованиям технологическом оборудовании, я считаю нашей главной задачей. Именно предприятия целлюлозно-бумажной направленности, с учетом структуры лесного фонда и объема расчетной лесосеки, будут определять развитие лесной и лесоперерабатывающей отраслей в республике. И, если мы надеемся совершить выведение лесной отрасли на мировой уровень, мы должны незамедлительно решить эту главную для лесов России задачу!

− И что же, на ваш взгляд, для этого надо сделать?

− Остановлюсь на двух аспектах проблемы. В течение последних лет на различного уровня лесных форумах и совещаниях мы убеждаем друг друга, что главным звеном в реализации потенциала лесопромышленного комплекса является строительство современных целлюлозно-бумажных производств, которые обеспечат прорыв отрасли из хронически отстающей и кризисной в мировые лидеры. Каков же итог наших дискуссий?

Более двух лет Правительством РФ разрабатывается ФЦП «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов на период до 2015 года». Сегодня никто не знает, когда появится эта наиважнейшая для лесной отрасли программа, где и как будут размещены главные точки роста, какую системную помощь, какие благоприятные условия, стимулирующие приток инвестиций, обеспечит государство, чтобы помочь регионам и бизнесу решить главный вопрос отрасли.

Решению этой задачи, казалось бы, должно способствовать Постановление Правительства РФ №   419 от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». К сожалению, указанный документ остается очень тяжеловесной декларацией, нормативные же акты, позволяющие определиться с приоритетными проектами, в очередной раз заводят проблему в тупик. Более того, в указанном документе сводятся в один реестр, имеют один статус по значимости, один уровень приоритетов и льгот мелкие предприятия и гигантские ЦБК, что, по нашему мнению, в корне неправильно. Повторяю, мы должны срочно определиться с главными точками роста лесной отрасли, принять для бизнеса внятные правила по взаимодействию, распределению обязательств, ответственности.

Мы уже год проработали в условиях нового Лесного кодекса. Этого времени хватило, чтобы определить слабые и сильные стороны указанного стратегического документа, оценить нестыковки во взаимодействии федеральных и региональных властей, наметить шаги по корректировке тех или иных статей. С нашей точки зрения, срочного решения требует ряд таких вопросов, как расширение круга должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль, и наделение этими функциями лесных служб субъектов РФ (я думаю, причина роста незаконных рубок в 2007 году именно в ликвидации лесного контроля), определение порядка финансирования работ по лесоустройству, подготовка лесных планов, кадастровый учет. Но все это не повод для обвинения субъектов Федерации в неумении управлять лесами, для появляющихся высказываний о возврате лесов под контроль центра. Мы, принимая Лесной кодекс, сделали смелый шаг, и сегодня неверным выглядел бы возврат с полпути. Нужна системная, кропотливая работа по адаптации Лесного кодекса к требованиям времени.

− Совсем недавно мы перевернули последний листок календаря истекшего года. Какие надежды вы возлагаете на 2008 год, решение каких задач будет в наступившем году приоритетным?

− Надеюсь, что все, о чем мы сегодня с вами говорим, найдет пути реализации в 2008 году, что лесопромышленный комплекс сможет во всех звеньях быть конкурентоспособным сегментом российской экономики и в конечном счете законодателем мировой лесной промышленности.

В заключение нашей беседы позвольте пожелать всем читателям уважаемого журнала «ЛесПромИнформ» творческих успехов, семейного счастья и благополучия в наступившем году.

− Позвольте и вас, Николай Николаевич, поздравить от имени нашей редколлегии с наступившим Новым годом и пожелать вам и всем лесопромышленникам и лесохозяйственникам республики успехов в осуществлении всего задуманного!

Беседовал Владимир ПЕТУХОВ,
наш соб.корр.