Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

Игры для взрослых

Оказывается, компьютерные игры могут быть не только забавой для подростков. Американские разработчики, в частности специалисты Государственного университета штата Орегон, расширяют возможности бизнеса видеоигр и даже придумали новому веянию специальный термин − «серьезные игры». Теперь, играя на компьютере, можно не только гоняться с оружием за монстрами, но и сажать леса, бороться с лесными пожарами, вредителями и болезнями, проводить рубки ухода и следить за тем, как влияет на лес пресловутое глобальное потепление, засуха, наводнение и даже оползни. Цель у таких игр − обучающая.

Создание любой качественной компьютерной игры − занятие трудоемкое и весьма затратное. Чтобы игра выглядела реалистично, разработчикам приходится прибегать к многочисленным спецэффектам, объемному 3-D-изображению, не забывая в то же время и о том, что она должна быть простой в использовании…

Интересно, однако, что создать реалистичную «серьезную игру» вовсе не так уж дорого, если использовать в ее основе «обычную игрушку». Схематически это выглядит так: специалист устраняет из видеоигры инопланетных чудовищ и оружие, придает главному герою более человеческий облик и при этом сохраняет в игре все холмики, леса, поля и реки. Вот и все: перед вами уже не детская «страшилка», а база для обучающей программы, например по таким предметам, как экология или лесоводство. «Зачем заново изобретать колесо, если можно использовать его вторично?» − задается вопросом старший научный сотрудник Колледжа лесоводства при госуниверситете в Орегоне Тим Холт.

Колледж лесоводства при Орегонском госуниверситете считается учебным заведением мирового класса. Он предлагает образовательные программы по устойчивому развитию экосистем, управлению лесами, лесопользованию, производству древесной продукции. Сам колледж располагает 14 тыс. акрами лесов, которые позволяют его специалистам проводить многочисленные исследования. Да и Тим Холт − человек в своем роде уникальный. С одной стороны, он имеет полное право считать себя ученым, благодаря тому, что несколько лет проработал на исследовательском судне, принимая непосредственное участие в научных экспедициях по всему миру. С другой − это один из известнейших людей Америки в области разработки компьютерных видеоигр. Так, его имя фигурирует в списке разработчиков игры Half-Life 2, получившей признание и множество наград. В Орегонском госуниверситете Тим Холт трудится с 1985 г.

Один из нашумевших на сегодняшний день проектов Тима Холта − игра GNNViz, имитирующая лес и позволяющая виртуально изучать этот природный объект. Проект осуществляется при финансовой поддержке Объединенной программы США по борьбе с огнем Орегонского университета. При помощи компьютерного моделирования разработчики воссоздали по спутниковым снимкам и картам лесные массивы Соединенных Штатов. В основу обучающей программы легла игра Half-Life 2, в которой Тим модифицировал специальный код, что позволило ему превратить траву той игры… в деревья новой. Заодно пришлось уменьшить и фигуры людей, замедлить их движения, чтобы лес выглядел правдоподобно. Теперь игрок может и побродить в виртуальном лесу, и получить всю сопутствующую информацию о составе растительности, пожароопасных местах, дорогах, реках и земельной собственности. В электронном лесу будут меняться время суток, месяцы, времена года.

Другой, не менее популярный проект в США, тоже созданный на основе исходного кода Half-Life 2, связан с медициной. Pulse − это экспериментальная виртуальная среда для обучения медперсонала университета Texas A&M University-Corpus Christi. В Pulse игрок выступает в роли медсестры или другого работника военно-полевого госпиталя или гражданской больницы. Пулемет и лом превращаются в стетоскоп, капельницу и медикаменты. Задача игрока − вылечить пациента, внимательно следя за его состоянием, выполняя рекомендации доктора и своевременно реагируя на окружающую обстановку. Если игрок не успевает вовремя предпринять необходимые меры − пациент может скончаться.

«Идея серьезных игр достаточно новая, но она быстро вызвала к себе интерес, − комментирует Тим Холт. − Ведь это − целое искусство: видеть потенциальные возможности существующих игр и превращать их в нечто другое − важное, полезное, интересное». По его мнению, многие из компьютерных систем, которые продолжают сегодня использоваться в научных исследованиях, мало того, что недешевы, так еще и почти неинтересны. Они редко используют популярную в играх 3D-анимацию, как правило, в них нет движения, да и в целом их нельзя назвать высоко интерактивными.

Новый же вид видеопродуктов фактически имеет неограниченные возможности. Сымитировать можно практически все: растительную и животную жизнь в лесу, ураган, течение океана. И выглядеть это будет любопытно, познавательно, забавно. «Зачем, например, заставлять детей учить иностранные языки скучными старыми методами? − вопрошает Тим Холт. − Вместо того чтобы сидеть и зубрить скучные слова, соотнося их с картинками, ребенок, изучающий французский язык, будет куда более охотно „гулять“ по французской деревеньке, общаясь там со своими сверстниками, изучая животных и растения. Такая игра может стать мощным обучающим инструментом».

Однако эксперты предупреждают об опасности, которые могут таить «серьезные игры». Один из рисков заключается в том, что игры эти могут выглядеть реалистично, независимо от того, основаны ли они на научных или псевдонаучных данных. Поэтому особенно важно, чтобы разработчики игр для научных и образовательных целей тесно сотрудничали с учеными в конкретной области знаний, стремились к тому, чтобы их продукт был настоящим отражением науки, а не просто разрекламированной пустышкой.

В этом случае «лесные игры» будут однозначно полезны. Например, студентам нужно изучить леса далекой Амазонки, билеты тем временем стоят дорого, и поехать туда нет никакой возможности. А видеоигра и покажет, и расскажет, и научит, и развлечет. Другой случай − обучение борьбе с огнем. Чтобы не подвергать студентов опасности там, где в этом нет необходимости, можно обратиться за помощью к компьютерной игре. Кстати, американская военная служба сознательно вкладывает деньги в некоторые подобные игры, обучающие борьбе с «непреодолимой силой».

Разработчики подобных программ уверены, что такие игры в ближайшем будущем получат широкое распространение в большинстве развитых стран. Так, в США уже проводятся ежегодные встречи и конференции, посвященные «серьезным играм». «Самое сложное, пожалуй, это объяснить финансовой службе вашей компании, зачем вы просите деньги на видеоигру, которая внешне напоминает очередной фильм Квентина Тарантино», − шутит Холт.

Если на основе существующих компьютерных игрушек стали создавать новые совершенно недавно, то обучающие компьютерные программы, в том числе на лесную тематику, как уже говорилось выше, появились достаточно давно.

Самой первой программой имитации леса была модель JABOWA, разработанная в 1970 г. Даниэлем Боткиным, Джеймсом Джанэком, Джеймсом Валлисом, а затем и Томасом Ватсоном из исследовательского центра IBM. С тех пор эта программа претерпела множество вариаций и распространилась по всему миру. Она позволяла студенту-лесоводу изменять многие параметры: географическое расположение леса, его высоту над уровнем моря, количество осадков в году, почвенный покров… Такой виртуальный лес способен выдержать любые эксперименты: и различные виды рубок, и изменение состояния при различных погодных условиях, и даже изменения в растительном и животном мире.

Более современная программа, имитирующая лес, тоже создана в США, компанией Merlot (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching). Виртуальный лесной имитатор SimForest содержит всю необходимую учащемуся информацию: о том, как лес растет и какова динамика его роста, описывает процессы сукцессии, то есть последовательной смены во времени одних видов растительности и животных другими.

Виды животных и среда обитания, которые использует программа, характерны для северо-восточной части США. Модель также позволяет пользователям изменять экологические характеристики: параметры влажности почвы и ее плодородия, структуру древостоя, состояние леса. Студенты могут проводить в таком лесу рубки ухода и санитарные рубки. Причем первоначально заданную информацию о лесе можно всегда вернуть назад и попробовать экспериментировать снова.

Эта игрушка для взрослых способна заменить и библиотеки с их многочисленными томами по лесоводству, и полевые лаборатории. Кроме того, все числовые данные о лесе можно легко перенести в таблицы Excel для дальнейшего анализа и построения графиков.

Программа эта популярна не только в институтах и университетах, но и в тех школах, где углубленно изучают экологию. Ее всегда можно перенастроить под менее опытного пользователя, вплоть до описания каждой породы дерева. Пусть, мол, сначала учащийся научится ухаживать за лесом с помощью игры, строя многочисленные гипотезы, догадки, предположения. Специалисты уверены: после такого обучения человек меньше наделает ошибок в природе.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ