Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Выставки, семинары, конференции

John Deere на выставке «Российский лес»

Традиционно в программу Всероссийской выставки-ярмарки «Российский лес» организаторы включают выездные семинары. Гостей принимают предприятия Вологодской области, готовые поделиться личным опытом и наработками в вопросах, способных вызвать живой интерес специалистов со всех уголков России.

По отзывам многих участников, на последней выставке самым ярким таким семинаром стала поездка в Белозерский район, где обсуждались технологические возможности лесозаготовительной техники фирмы John Deere и организация ее сервиса на предприятиях ЛХК «Череповецлес».

Когда мероприятие только планировалось, его организаторы предполагали, что в зимний лес смотреть на работу машин отправятся не более 60 специалистов. На самом деле семинар собрал более 200 человек. Многие из них оставили теплые помещения выставочного зала и отправились на делянку только ради того, чтобы не пропустить премьеру − посмотреть, как ведет себя в работе харвестер на гусеничном ходу 2054.

Вообще-то импортная лесозаготовительная техника в большинстве регионов России уже не в новинку. Одних только машин John Deere (Timberjack) по разным уголкам нашей страны работает более 1000 единиц. За последние годы их немало приобрели лесозаготовительные предприятия северо-запада России − Карелии, Вологодской, Архангельской, Ленинградской областей. Спросом пользуется эта техника и в Новгородской, Тверской, Пермской областях, в Томске и в Иркутске, на Дальнем Востоке.

Увидеть в работе единственный (такого пока нет ни в России, ни в Европе) харвестер на гусеничном ходу желали все.

Первый заместитель губернатора Вологодской области Николай Костыгов признавался: «Очень почетно для Вологодской области представлять такую новинку». Внимательно осмотреть харвестер он смог одним из первых, поскольку прибыл на делянку раньше, чем туда подоспели автобусы с участниками семинара. И пока гостей не было, Николай Владимирович не только выслушал подробный отчет от представителя фирмы John Deere об особенностях машины, но и лично посидел в ее кабине.

А потом уступил место за рычагами харвестера профессионалу − финскому оператору. Поскольку техника прибыла в «Белозерсклес» всего за несколько дней до выставки, местные специалисты освоиться с ее управлением не успели.

Новинка, еще непривычная для белозерских лесов, доставлена сюда из Канады, где собиралась на совместном предприятии John Deere и Hitachi. Хоть она и сделана на базе экскаватора, от своего прародителя немало отличается. Так, в конструкции используется более толстый металл, подрамник сделан из цельных металлических пластин, увеличен дорожный просвет, кабина машины имеет внутреннюю и внешнюю защиту. А топливный бак способен вместить более 1000 литров горючего, вполне достаточно, чтобы работать целые сутки без забот о заправке.

К климатическим условиям России харвестер полностью готов, он оснащен обогревателем, сепаратором воды, большим количеством фар. Максимальный вылет стрелы достигает 10 метров.

Пока одни разглядывали новое техническое чудо, другие дивились всем представленным в лесу машинам. Среди гостей оказалось немало тех, кому работу форвардеров, харвестеров, валочно-пакетирующей машины и скиддера John Deere довелось увидеть впервые. Как признаются менеджеры компании, с их предложениями практически незнакомы лесозаготовители Кировской области, Красноярского края, Татарстана, всей Западной Сибири. Поэтому представителям этих регионов приглашения рассылали особенно активно. И, надо сказать, увиденное на делянках произвело на них сильное впечатление.

Через несколько часов после демонстрации техники, перебравшись из леса в теплый актовый зал, гости буквально обрушились с появившимися вопросами на главного инженера Белозерского ЛПХ Сергея Тоболкина, державшего отчет по опыту эксплуатации этих машин.

«Довольны вы результатами работы новой техники? А как ее техобслуживание проводите? Сколько у вас поломок было?» − неслось из зала.

«Мы для вас подготовили анализ по результатам работы всех машин, познакомитесь», − усмирял разгулявшееся любопытство Сергей Александрович. И стопка бумаг с подробными цифрами разбиралась на глазах. «У нас на предприятии общий объем заготовки − 580 000 м3. 10% − сортиментной заготовки, − продолжал С. Тоболкин. − В леспромхозе используется вся техника, которая выпускается в России, а также импортная. До прошлого года у нас было 22 валочных машины ЛП-19 и около 50 трелевочных тракторов. В связи с программой техперевооружения, принятой в холдинге, в прошлом году мы приобрели валочную машину „Тимберджек 850J“ (теперь модель называется John Deere 853 J) и после ввода ее в эксплуатацию сняли 5 валочных ЛП. Она одна их заменила. Отработала у нас 11 месяцев. Заготовила 78 000 м3. Работала как в 3 смены зимой, так и в 2 смены летом. Средняя выработка 332 м3 в смену. 50% сваленной древесины заготовлялись с подростом. Есть, конечно, при этом своя сложность: теряется производительность. На сплошных рубках она была бы намного выше».

«А какой у вас процент выборки и процент сохранности подроста?» − «Все, как положено по нашим лесохозяйственным требованиям, − 70%. Мы этой цифры придерживаемся. А сохранением подроста мы давно занимаемся. Да, имейте в виду, я только за хлыстовую заготовку сейчас отчитываюсь». − «Как проходимость через поваленные деревья?» − «Машина преодолевает любые препятствия за счет широких гусениц». − «А как с лесхозом согласуете работу импортной техники?» − «Агентство лесного хозяйства предъявляет к нам все требования, которые предусмотрены законом. И мы свою работу по всем правилам строим. Все карты разработки лесосек с лесхозом согласуем».

«Может, об этом лучше я расскажу, − не усидел на месте руководитель Белозерского лесхоза Валерий Новиков. − Оба предприятия у нас передовые, все время совершенствуют технику и технологию. В этом году у нас от всех рубок главного пользования 32% составляют постепенные рубки. За счет рубок с сохранением подроста сегодня мы имеем надежное лесовосстановление на 55% площадей. Это только надежное…

За последние 10 лет мы увеличили площадь хвойных лесонасаждений с учетом молодняков на 10%. Благодаря новым технологиям сбережения подроста и постепенных рубок мы должны достигнуть увеличения хвойных насаждений лет через 20−30 до 70%. Для нас это будет высокий показатель, потому что у нас в основном преобладают лиственные породы».

«Хорошо-о-о», − несется чье-то одобрительно-мечтательное из зала.

«Поиск новых технологий позволил достичь высокой рентабельности на машинах ЛП-19. Две недели назад мы рассмотрели в Палкинском лесопункте равномерно-постепенные рубки − результат исключительный… И приняли решение, что валочные машины у нас пойдут в леса первой группы. До этого там только ручные бригады работали. Но мы уверены, что получим надежный результат.

Работа везде ведется основательно. Вот, для примера, из сосняков возрастом 75 лет мы выбираем хорошую лиственную древесину, улучшаем породный состав. Рубки переформирования, много рубок ухода проводим в лесах первой группы. А 10 лет назад для нас это было удивительно».

«А к новой, к импортной технике как относитесь?» − уточняют сомневающиеся.

«На этот вопрос мы смотрим просто. Надо лесозаготовителям, пусть любую технику ставят. Но только укладываются: техника импортная, правила русские. По площади волоков, по состоянию подроста. Не впишутся, нарушат − штрафами замучаем.

А так у нас с предприятиями очень хорошие рабочие отношения. Бывают, конечно, и споры, но они решаются сразу, по-деловому.

Да вы, если что, обращайтесь, мы все покажем, расскажем, на делянки вас отвезем. Ведь это все смотреть надо», − завершил выступление Валерий Николаевич. Приглашение, насколько нам известно, безответным не осталось.

А к аудитории держать отчет тем временем вышел Николай Тихомиров, генеральный директор другого предприятия − ООО «Белозерсклес».

Его сотрудники с техникой John Deere знакомы давно. «Зеленые машины», тогда еще носившие имя Timberjack, появились здесь в 1994 году. Спустя 9 лет совместно с представителями Timberjack было принято решение открыть на базе предприятия специализированный сервисный центр по обслуживанию техники этой фирмы.

Сейчас центр уже выведен в отдельное юридическое лицо, где успешно трудятся прошедшие обучение в Финляндии и Канаде механики, ежегодно совершенствующие уровень своего профессионального мастерства. Их постоянная забота − более 50 машин John Deere и Timberjack со всех предприятий Вологодской области.

«А в Сыктывкар приедете?» − выкрикивают приглашение из дальних рядов.

«Далековато, конечно. Но если помощь нужна будет, приедем», − после недолгого раздумья соглашается Н. Тихомиров. В Сыктывкаре уже существует свой сервисный центр по обслуживанию машин Timberjack и John Deere.

После череды докладов последовали выступления со словами благодарности. От представителей предприятий и не только… «Третий раз участвую в выставке-ярмарке „Российский лес“. На этот раз привез сюда группу студентов-дипломников. Так, они мне сказали, что за три дня работы выставки узнали больше, чем за год учебы в академии», − признавался со сцены доцент Валюженко из Санкт-Петербургской лесотехнической академии.

Впрочем, открыли для себя в этот день что-то новое и полезное не только студенты, но и те, кто лесными вопросами занимается давно. А раз подготовленный семинар смог удовлетворить запросы всех собравшихся, значит, он действительно удался.

Анастасия ДЬЯКОВСКАЯ