Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Чиновник-короед, или последний аминь?

Около двух лет назад в стране началась административная реформа, и все министерства и ведомства дружно бросились плодить ряды чиновников, создавая различного рода ФГУ. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю, которая входит в состав Россельхознадзора, являющегося, в свою очередь, одним из подразделений Министерства сельского хозяйства, исключением не стала. Она тут же создала в небольшом подмосковном городке Быково-2 Всероссийский центр карантина растений и открыла его подразделения во всех лесных регионах страны.

Жил на свете добрый жук

Разные виды еловых усачей

«Раньше фитосанитарный надзор распространял свою деятельность только на экспортную продукцию, - рассказывает генеральный директор холдинговой компании "Череповецлес" Валерий Писарев. - Согласно таможенным правилам на лесопродукцию предоставлялся санитарный сертификат. С этим никто из лесопромышленников не спорил. Причем оформлялся такой сертификат бесплатно. Для его получения достаточно было обратиться в фитосанитарную службу с информацией о породе пересылаемого за рубеж леса и его объеме. Сейчас же этот сертификат выписывается после того, как представитель ФГУ из Подмосковья осмотрит древесину. С этим актом досмотра теперь надо идти в фитосанитарную службу, которая и выписывает сертификат, попутно предъявляя к оплате счет на сумму 4 руб. 25 коп. за каждый кубометр осмотренной древесины. Считайте сами: к началу навигации у наших предприятий на берегу Белого озера скапливается 250 тыс. мдревесины. Мы сами должны привезти туда фитосанитарного инспектора, который пройдется вдоль штабелей, лишь кое-где колупнув ногтем кору. Его работа на этом заканчивается, и он выписывает нам счет на 1 миллион рублей. Мы обязаны перечислить эти деньги на банковские реквизиты ФГУ в Быково-2.

А с октября прошлого года эта служба установила карантинную фитосанитарную зону на территории почти всех районов Вологодской области. Подобной дискриминации подверглись Новгородская, Ленинградская области, Карелия и многие другие регионы страны. Дело в том, что и наши партнеры - покупатели на внутреннем рынке, в частности производитель пиломатериалов компания "Модок" и один из крупнейших лесопильных заводов на Северо-Западе "Неболчи" в Новгородской области, теперь тоже платят фитосанитарной службе такую же сумму, как и мы, отправители. Шум поднят из-за жука-усача малого черного елового. Под видом государственной заботы о препятствии распространению жука фито-санитарная служба зарабатывает на лесозаготовителях огромные деньги».

Театр абсурда

Еловый блестящегрудый усач

Еловый матовогрудый усач

Еловый усач

Сосновый черный усач
Разные виды еловых усачей

У лесопромышленников отнимает много времени участие в этом театре абсурда. В прошлом году, 30 октября, исполняющая обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Вологодской области Ольга Зуянова предложила председателю Комитета по лесному хозяйству Вологодской области Алексею Павлову наложить карантин в границах фитосанитарных зон, установленных Управлением Россельхознадзора по Вологодской области. Но председатель областного комитета по лесному хозяйству не поддался на провокацию, тут же заявив: «Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414, отнесение территории лесов к очагам вредных организмов осуществляется по результатам лесопатологического обследования или лесопатологического мониторинга. Согласно этим же правилам очагами вредных организмов считаются территории лесов, на которых концентрация вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. На территории области очагов таких карантинных объектов, как малый черный еловый усач, большой черный еловый усач, в настоящее время не зарегистрировано. Представленные вами материалы не дают оснований для установления карантинного режима в границах фитосанитарных зон».

Однако слова Алексея Павлова вологодского представителя Россельхознадзора Ольгу Зуянову не убедили, и она разослала главам восьми районов Вологодской области письма, в которых указала на найденные в лесах этих районов очаги карантинных объектов и сообщила: «Учитывая то, что при экспорте и внутри российских перевозок лесоматериалов происходит распространение лесных карантинных организмов, запрещается перемещение продукции древесного происхождения без установления фитосанитарного состояния на любой стадии ее заготовки, хранения, обработки и перевозки. Прошу вас довести указанную информацию до сведения заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

«Сложилась абсурдная ситуация, - говорит Андрей Государев, руководитель Союза лесопромышленников и лесо-экспортеров Ленинградской области. - В Министерство сельского хозяйства входят два федеральных органа - Рослесхоз и Россельхознадзор. В лесах работают лесопатологи и лесничие, которые лучше всех проверяющих знают, здоров лес или нет. На практике выходит, что все контрольные службы есть, а взаимодействия между ними нет. И это, заметьте, в рамках одного министерства. Все при зарплате, но дело страдает, а коррупция растет. Разумнее было бы лес в рубку передавать лесхозами с заключением, что он не имеет карантинных объектов. Если же лес в том или ином месте заражен, то Рослесхоз и Россельхознадзор совместно решат проблему. Сократится целая армия проверяющих, не будет простоя, снизится коррупция при выдаче фитосанитарных сертификатов, которые стоят больших денег и оформляются не в местах лесозаготовок, а в кабинетах, специально для этой цели отведенных».

Еще в октябре прошлого года прокуратура Тюменской области официально предупредила руководителя Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецким автономным округам о недопустимости вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся заготовкой древесины.

Выступая во время пленарного заседания выставки-ярмарки «Российский лес», Виктор Грачев заметил: «Очевидно, что проблема заключается не в особом карантинном режиме, а в сомнительных поборах за получение фитосертификата». По-другому сложившуюся ситуацию охарактеризовать сложно.

«Этот жук - технический, а не природный вредитель, - подчеркнул Валерий Писарев. - Это внутренняя проблема продавца и покупателя древесины. И фитосанитарный контроль никогда в наши взаимоотношения не вмешивался».

Об этом же идет речь и в письме председателя Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области Александра Чуркина Виктору Грачеву: «По оценке Комитета по лесному хозяйству, все виды вредных организмов, очаги которых действуют на территории Вологодской области, являются естественными представителями лесных биоценозов и никакой опасности для древостоев не представляют. В связи с этим возникают многочисленные вопросы, связанные с механизмом реализации решения, принятого Россельхознадзором, что в конечном итоге может нанести серьезный ущерб лесопользованию и повысить коррупционную нагрузку на лесную отрасль». Вологодский отраслевой обком профсоюза опасения Союза лесопромышленников полностью разделяет.

Лесопромышленники Карелии первыми в стране попытались в судебном порядке противостоять фитосанитарам. Федеральный арбитражный суд СЗФО, рассмотрев жалобу Карельского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России, признал неправомерными действия Всероссийского центра карантина растений (ФГУ «ВНИИКР»), а следовательно, и карельского филиала Россельхознадзора по части взимания ими немалых средств с лесоэкспортеров за услуги по выдаче фитосанитарных сертификатов на лесопродукцию.

Об этом еще в марте прошлого года заявила руководитель Карельского УФАС Елена Котелкина. По ее словам, драматизм ситуации в том, что антимонопольное управление Республики Карелии (РК) проиграло суды в двух предыдущих инстанциях: в Арбитражном суде РК и в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде в Санкт-Петербурге. Однако благодаря профессиональной работе юристов Карельского антимонопольного управления и отменной информационно-аналитической поддержке Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РК в высшей судебной инстанции Северо-Запада России все-таки удалось отстоять правоту карельских лесопромышленников.

Чиновники-короеды

Малый черный еловый усач населяет практически всю Европу. Но лесопромышленники знают, как бороться с этим техническим вредителем древесины и поливают заготовленные еловые и сосновые сортименты и хлысты на своих площадках водой из шлангов. Фитосанитарная служба, получая огромные суммы за выдачу сертификатов, на борьбу с вредителем не тратится - ни на отслеживание миграций жуков, ни на опрыскивание лесов химикатами с воздуха.

Если ситуация не изменится, лесо-промышленному комплексу страны грозит исчезновение. Только лесозаготовители Вологодской области вынуждены перечислять ненасытным фитосанитарам около 20 млн руб. в год. «Я же говорю: фитосанитары - это чиновники-короеды», - в заключение сказал Валерий Писарев.

Владимир ПЕТУХОВ,
наш собкор, начальник информационного отдела по Вологодской области

Всероссийской комиссии по борьбе с коррупцией, кандидат экологических наук, член-корреспондент МАНЭБ (ООН)