Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

ТПП РФ требует прислушаться к словам

Рубрика На заметку

В середине сентября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось очередное организационное заседание Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства. На открытии заседания присутствующим напомнили о том, что решение о создании этого Комитета Правление ТПП РФ приняло 16 июня 2005 года. 19 июля был назначен председатель Комитета, которым стал аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр Беляков. А 15 сентября участники заседания уже избирали заместителей председателя Комитета − председателя подкомитета по лесному законодательству Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам и природопользованию Владимира Крупчака и председателя наблюдательного совета директоров ОАО «Волга» Шалву Бреуса.

Был единогласно утвержден персональный состав Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства, а также структура Комитета, назначены председатели подкомитетов.

Так, в подкомитете по лесному хозяйству председателем стал Береза Константин Гаврилович, генеральный директор «Еленского леспромхоза» Калужской области.

Председателем подкомитета по лесозаготовительной промышленности и лесному машиностроению избрали Еремеева Николая Сергеевича, генерального директора ОАО «ЦНИИМЭ», президента Ассоциации организаций лесного машиностроения.

Подкомитет по целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности возглавил Чуйко Владимир Алексеевич, председатель Правления Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»).

Председателем подкомитета по мебельной промышленности, производству древесных плит и фанеры стала Гурлева Ольга Валентиновна, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.

Сенчуков Евгений Васильевич, заместитель генерального директора АНО «Союзэкспертиза», возглавил подкомитет по инспекционной политике, экспертизе и сертификации лесной продукции.

Подкомитет по лесопильно-деревообрабатывающей промышленности временно остается без председателя. Подходящая кандидатура подыскивается.

Лесной Кодекс: ни уму, ни сердцу

На заседании обсудили программу деятельности Комитета ТПП РФ на 2005−2006 годы и плавно перешли к вечному вопросу о проблемах ЛПК и нового Лесного кодекса. Беляков обратил внимание на то, что государство на протяжении уже долгих лет невнимательно относится к лесной промышленности. Во всем мире лесная наука и промышленность идут вперед, а Россия, растеряв накопленное в советский период, сегодня отстает даже от таких развивающихся стран, как Индонезия и Бразилия. Он подчеркнул, что задачей Комитета ТПП РФ должно стать создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для развития в стране лесного хозяйства и промышленности.

Позицию Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по проекту нового Лесного кодекса РФ изложил заместитель Председателя Комитета Владимир Крупчак. Он сказал, что предлагаемый проект Лесного кодекса РФ не решает основных проблем отрасли. Среди причин разработки некачественного документа Крупчак назвал отсутствие в стране рациональной государственной лесной политики, которая должна определить оптимальные пути развития лесного комплекса России; отсутствие широкого общественного обсуждения законопроекта, игнорирование авторами проекта предложений авторитетных представителей лесного комплекса и учёных-лесоводов.

Возможные негативные последствия принятия нового Лесного кодекса в предложенном Минэкономразвития варианте: временное увеличение поступлений в бюджет от распределения лесных земель и ресурсов, в том числе непрофильным фирмам, а затем дальнейшая деградация лесного хозяйства, ухудшение качества лесного фонда, глубокий кризис и спад производства в лесной промышленности. Вызывает тревогу возможность концентрации огромных лесных территорий в руках иностранных компаний, резкий рост экспорта леса в необработанном виде, потеря россиянами рабочих мест, ухудшение обеспечения сырьём российских лесопромышленных предприятий.

«Из-за огромного размаха спекулятивных сделок с лесным фондом идет сокращение финансирования жизнедеятельности лесных посёлков, − констатировал Владимир Ярославович. − Невелики поступления инвестиций в лесной комплекс из-за повышенных рисков, больших затрат и длительных сроков освоения лесных участков, отсутствия гарантий защиты инвестиций».

Председатель Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства А. Беляков со своей стороны отметил: «Предлагаемый проект Лесного кодекса, если он обретет силу закона, просто-напросто разрушит весь лесной сектор экономики России и нанесет непоправимый вред всей стране». По мнению Белякова, в Кодексе содержатся положения, которые на практике станут препятствием развитию лесного комплекса и одновременно дадут «зеленый свет» появлению нескольких десятков «лесных олигархов».

Замечаний по Лесному кодексу множество, но есть несколько абсолютно принципиальных, которые нельзя исправить − надо просто переписывать весь проект закона, сказал глава Комитета ТПП РФ. Фактически Минэкономразвития определило лес как вторичную собственность по отношению к земельной, а это в принципе неправильно.

Во-вторых, по проекту Лесного Кодекса получается, что государство, являясь собственником леса, лишается права проведения в нем хозяйственной деятельности. «Федеральная собственность на лес − мое твердое убеждение. На местах должен контролировать ситуацию и отвечать за весь комплекс вопросов губернатор», − сказал Председатель Комитета палаты.

В-третьих, принципиально не верно положение, в соответствии с которым все вопросы разработки леса решаются с помощью аукционов. «Аукционы должны применяться к небольшим участкам, где лес исключительно заготавливают, − заявил Беляков. − Если же речь идет о длительном пользовании, об инвестициях, то нужны конкурсы с четко прописанными условиями и обязательствами собственника и органов государственной власти». Аукционы, вопреки убеждениям отдельных чиновников, не панацея от коррупции. Предоставление в пользование лесных участков только по результатам аукциона приведет к вынужденному закрытию многих лесозаготовительных предприятий, ликвидирует малый и средний бизнес, нарушит сложившиеся хозяйственные связи, приведет к росту безработицы в регионе и числа нелегальных случаев заготовки древесины.

Да и это еще не все нелепости лесного документа. Если уже есть отработанные группы и категории лесов, какой смысл придумать что-то новое? Действие главы 12 нового Лесного кодекса, которая регулирует лесопользование и ведение лесного хозяйства в защитных лесах, уверены члены Комитета, приведет к уничтожению лесов, выполняющих экологические и социальные функции. И, кроме того, проект ущемляет интересы субъектов РФ, ограничивает пребывание граждан в лесах в тех случаях, когда оно несовместимо с целями лесопользования. Уже сейчас очевидно, что данная норма приведет к социальной напряженности.

Члены Комитета ТПП РФ считают, что вводить платежи за лесопользование для государственных учебно-опытных лесхозов, финансируемых из федерального бюджета, нецелесообразно.

Проект нечетко разделяет функции по охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней, воспроизводству лесов между государством, лесопользователями и доверительными управляющими. Неясен механизм финансирования этих видов деятельности. Замена разрешительного принципа − выдача лесорубочных билетов, лесных билетов или ордеров, на заявительный − введение лесной декларации − приведет к потере государством достоверной информации о количестве заготовленной древесины, к росту объемов нелегальных лесозаготовок. Вызывает сомнение финансово-экономическое обоснование проекта Лесного кодекса. Некоторые выступающие обратили внимание на «негосударственную» позицию со стороны основного разработчика проекта нового Лесного кодекса − Министерства экономического развития и торговли РФ.

Обсудив сообщения по проекту Лесного кодекса Российской Федерации, рассмотрев поступившие материалы, Комитет ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства принял решение просить руководство ТПП РФ обратиться в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложениями.

  1. Государственной Думе РФ вернуть до конца октября 2005 года проект новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации и проект Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на рассмотрение в первом чтении с целью их отклонения.
  2. Правительству Российской Федерации поручить Министерству природных ресурсов создать рабочую группу с участием представителей субъектов Российской Федерации, квалифицированных ученых, специалистов, экспертов, лесоводов, лесного бизнеса, Торгово-промышленной палаты РФ, которая подготовит необходимые поправки к действующему Лесному кодексу РФ. С тем, чтобы этот пакет поправок был внесен на рассмотрение Госдумы до конца текущего года.

Но, спустя несколько дней, Владимир Крупчак сказал журналистам в интервью, что «поддержанное многими экономистами, учеными и бизнесменами предложение Комитета ТПП РФ об организации специальной государственной комиссии по созданию нового Лесного кодекса, к сожалению, появилось с опозданием. Вернуть в первое чтение проект Лесного кодекса и отклонить его как неудачный не удается из-за нехватки времени». Тем большее значение приобретает теперь второе чтение законопроекта, которое состоится в Госдуме в октябре. «В законопроект внесено уже более трехсот поправок, и это дает надежду на то, что документ удастся приблизить к потребностям развития отрасли», − отметил Владимир Ярославович…

С войнами надо завязывать

27 сентября в Торгово-промышленной палате России состоялось еще одно мероприятие − круглый стол «Проблемы противодействия недружественным поглощениям предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности. Пути решения». Выступили вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко и председатель Комитета ТПП России по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства, аудитор Счетной палаты РФ Александр Беляков.

Ситуация вокруг недружественных поглощений целых два года находится под пристальным вниманием Торгово-промышленной палаты РФ. Тем не менее, нельзя сказать, что в борьбе с недружественными поглощениями и захватами предприятий достигнуты успехи. Но ТПП РФ не оставляет эту тему, и в ноябре состоится конференция, как раз посвященная недружественным поглощениям, сказал Владимир Страшко.

Александр Беляков в свою очередь заявил, что на развитии экономики страны негативно сказывается экономический «терроризм» в лесопромышленном секторе. По его мнению, основа сегодняшней ситуации была заложена в 90‑х годы, когда «проводилась не экономическая, а политическая приватизация». При этом, отметил он, «несмотря на допущенные государством ошибки, за 13 лет бизнес вырос, но если бы ему не мешали, он бы вырос еще больше».

Лесная промышленность получит развитие тогда, когда у нас появится глубокая переработка леса. И в этом случае вклад лесного комплекса в ВВП мог бы равняться 120 млрд долл. вместо настоящих 10 млрд. В ходе своего выступления Беляков неоднократно подчеркивал, что состояние «постоянной войны» в лесном комплексе приводит к торможению развития ЛПК. За 12 лет в России не было построено ни одного нового целлюлозно-бумажного комбината − это капиталоемкое вложение требует 1,5 млрд руб. инвестиций. «Частный бизнес не стремится вкладывать деньги, так как не уверен в том, что у него не отберут предприятие», − пояснил он. Сумма упущенных инвестиций измеряется не одним миллиардом долларов.

Как оказалось, в ближайшее время российской ЦБП потребуется не менее 7 млрд долларов инвестиций, и если этих вложений не будет, очевидно, не будет и целлюлозно-бумажного производства. Необходимо увеличивать не только механическую, но и химическую обработку леса. Мы очень отстали, подчеркивает Беляков, и «на мировом рынке нас не ждут». По его мнению, правительству необходимо показать, что «лесные войны − не мелочь», и отрасль обрекает себя на погибель в случае, если захват предприятий не будет остановлен. Особенно тяжело приходится малому бизнесу, у которого нет ресурсов для «военных действий». В заключение А. Беляков отметил, что компании, захватывающие предприятия лесного комплекса, не развивают их, а лишь перепродают владельцам или берут с них «мзду» за возвращение бизнеса. Чтобы противостоять этим негативным в экономике процессам, нужно совершенствовать законодательную базу.

Виктория ПЕСКОВА