Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

Настоящее и будущее лесных плантаций

Обеспеченность сырьем − одна из основных проблем любого крупного перерабатывающего предприятия. Леса, расположенные в освоенных транспортом районах, сильно истощены. Нужно начинать осваивать новые лесные участки, но и здесь есть свои «подводные камни»: в малодоступных лесах накоплены значительные объемы спелой и перестойной древесины с низкими товарными качествами. Какой интерес они могут представлять для лесозаготовителя − это еще придется выяснять и оценивать в каждом конкретном случае.

Средний процент использования расчетной лесосеки в России − всего 24%. Даже в богатой лесом Карелии лесосека по хвойному хозяйству используется не более чем на 80%, хотя спрос на древесину есть, и он постоянно растет. В республике и рады бы заготавливать больше, да не могут: леса-то хватает, не хватает доступных для разработки лесосек. А лесоперерабатывающих предприятий много, и всем нужна древесина.

В сложном положении находится сегодня Сегежский ЦБК − ведущее узкоспециализированное предприятие-изготовитель крафт-бумаги. Годовые объемы переработки Сегежского ЦБК − больше 1,5 млн м3 сосновой древесины в год, а после реконструкции предприятия эти объемы могут достигнуть 2,5 млн м3. В тоже время, если верить статистике, в 2002 − 2003 гг. на всей территории республики заготавливалось всего лишь 600 тыс. м3 балансов. Естественно, что это сырье досталось не одному Сегежскому комбинату. Такой вот парадокс: в регионе, богатом хвойным лесом, предприятие вынуждено 70% балансового сырья привозить из других районов…

Как создать постоянную сырьевую базу, обеспечив предприятие нужными сортиментами, как снизить затраты на приобретение и доставку древесины? Как, наконец, хозяйственно-эффективно решить вопросы лесопользования, ведь федеральный бюджет выделяет все меньше средств на ведение лесного хозяйства, а денег нужно много: на тушение пожаров, на воспроизводство лесов и даже на строительство дорог. Пути решения этих вопросов предложены отраслевым проектно-изыскательским институтом «Росгипролес». Но чтобы воплотить эти решения в жизнь, придется отойти от стереотипов, которые складывались в лесном хозяйстве десятилетиями.

Для начала, очевидно, необходимо пересмотреть существующие возрасты рубок и перейти на организацию лесного хозяйства в соответствии с сырьевой потребностью перерабатывающих производств. То есть фактически − к организации целевых хозяйств по выращиванию определенных сортиментов (балансов, пиловочника) для нужд лесопромышленного комплекса. С другой стороны, это означает еще и переход на интенсивную систему лесного хозяйства, которая позволит обеспечивать комбинаты необходимым количеством древесного сырья, не меняя площади эксплуатируемых лесов, что немаловажно с точки зрения экологии. Речь идет о совершенствовании форм хозяйствования, о более продуктивном использовании естественных условий: качественном и своевременном проведении лесовосстановления, рубок ухода за лесом, формировании насаждений с максимальным годовым приростом требуемого породного состава. По мнению заместителя генерального директора института «Росгипролес» Виктора Попова, организация целевых хозяйств может поднять производительность каждого участка леса на 15 − 20%.

В зоне действия Сегежского ЦБК запроектирована организация целевого хозяйства на площади 1,8 млн га. Действующая лесосека на этой лесопокрытой территории позволяла заготавливать только 200 тыс. м3 древесины в год, при новой организации хозяйства реально можно заготавливать до 700 тыс. м3 в год, взяв на себя обязанности по выполнению всех лесохозяйственных мероприятий. Выгодная схема как для лесопромышленников, так и для лесного хозяйства. Предприятия ЛПК, кровно заинтересованные в стабильном получении сырья и возможности развиваться, будут тратить часть своей прибыли на лесовосстановление, охрану и защиту лесного фонда, закрепленного за ними на условиях долгосрочной аренды.

Такой проект организации целевого хозяйства институт «Росгипролес» уже разработал для Сегежского комбината и сейчас начинает выполнять сходную по направлению проектную разработку для «Соликамскбумпрома». В ближайшее время специалисты с привлечением средств геоинформационных систем собираются дать обоснованную экономическую оценку рентабельности лесозаготовок в зоне действия «Соликамскбумпрома».

Но проекты − проектами. Какими бы замечательными они ни были − вопрос в том, как их реализовывать, ведь все наработки специалистов требуют изменения устоявшихся подходов к инвентаризации насаждений, учету лесного фонда, пересмотра многих действующих нормативов и инструкций.

Проблема обеспечения сырьем лесоперерабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий возникла еще в советские годы. Тогда, в 1980 г., Госплан СССР принял целевую комплексную программу «Создание в Европейско-Уральской зоне СССР постоянной лесосырьевой базы на основе плантационного способа производства лесных ресурсов». Разработку этих проектов возложили на «Союзгипролесхоз» − такое название тогда было у ФГУП «Росгипролес», а научное обеспечение − на Ленинградский НИИ лесного хозяйства.

За период с 1981 по 1997 гг. в 13 регионах России лесоводы заложили 36 тыс. га плантационных лесных культур хвойных пород, в основном ели европейской. Создавались эти плантации по передовым для того времени технологиям: применялся механизированный уход, отбирался генетически лучший посадочный материал. Использовались формы ели с более высокими показателями роста. Лесоводы старались создать насаждения с необходимой сортиментной структурой и сократить сроки их выращивания. Для пиловочника возраст количественной спелости предполагался 60 − 70 лет, для баланса − 40 − 50. По словам главного инженера института «Росгипролеса» кандидата сельскохозяйственных наук Олега Солонцова, в отдельных случаях древесину с заложенных в те годы плантаций можно будет использовать с 25 − 30-летнего возраста.

В прошлом году специалисты «Росгипролеса» приступили к изучению хода роста и сортиментной структуры плантационных культур, заложенных в Угличском лесхозе Ярославской области в начале 80‑х годов. Запасы древесины ели уже сейчас превышают 120 м3 на гектар. Когда ель достигнет возраста 40 лет, запас составит более 350 м3, а в 50 лет − 500 м3 на 1 гектар. 70% этих насаждений с высокой продуктивностью и укороченным оборотом рубки в дальнейшем могут пойти на балансы. Рубить такие культуры нужно в возрасте 40 − 50 лет, а на месте вырубок сразу же проводить лесовосстановление качественным посадочным материалом, хотя институтом начата разработка технологий более быстрого восстановления этих насаждений.

В настоящее время специалисты оценивают, перспективно ли вообще направление плантационного выращивания древесного сырья. На этот счет существуют разные точки зрения. С одной стороны, создание плантационных хозяйств − занятие дорогостоящее, требующее немалых инвестиций. С другой − интерес к этому направлению до сих пор не падает, заказчиков на проектирование плантационных хозяйств, оказывается, не так уж мало.

В «Росгипролес» поступил заказ от крупного перерабатывающего предприятия на проектирование создания плантационного хозяйства на бывших сельхозяйственных угодьях. На этих землях комбинат и планирует формировать свою лесосырьевую базу. Преимущество предприятия в том, что оно наряду с балансами хвойных пород перерабатывает и низкокачественное сырье − древесину мягколиственных пород. Такие же «всеядные» комбинаты могут успешно заниматься переработкой разнообразного древесного сырья в южных, малолесных районах страны. Мягкий климат и высокое плодородие земли в этих районах способствуют быстрому росту культур в плантационных хозяйствах. Даже при затратах на закладку плантаций с укороченным сроком выращивания заданных сортиментов производства, выпускающие картонную, тарную продукцию, в накладе не останутся: их продукция имеет устойчивый спрос.

Опытные участки плантационных насаждений планирует создавать компания «Нойзидлер Сыктывкар» (Сыктывкарский ЦБК) в республике Коми. Руководство компании решило провести производственный эксперимент по посадке на тяготеющих к предприятию территориях канадской хвойной породы − сосны скрученной. ФГУП «Росгипролес» − разработчик проекта − изучает вопрос создания в этих условиях древесно-сырьевых плантаций из более быстрорастущих, чем местные, интродуцированных древесных пород…

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ