Партнеры журнала:

Тема страницы

Лесные пожары навели на размышления

Рубрика Лесное хозяйство

Официальные учетные данные нуждаются в корректировке

Пожароопасный сезон 2004 г. закончился относительно недавно. Самое время подвести итоги. Для начала - сведения, которые нам предоставила Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохраны».

Пожароопасный сезон в 2004 году начался в конце марта - начале апреля. Первые пожары были зарегистрированы в Центральном (Воронежская область), Сибирском (Республика Алтай) и Дальневосточном (Приморский край) федеральных округах.

В конце апреля в Уральском федеральном округе возникла чрезвычайная пожарная обстановка, в течение двух месяцев здесь не отмечалось значительных осадков. Всего в Уральском ФО в 2004 году возникло 11,9 тыс. пожаров. Из них на обслуживаемой авиабазами территории возникло 9,7 тыс. лесных пожаров (58% от всех зарегистрированных), на общей площади 215,3 тыс. га, в том числе на лесной площади - 203,1 тыс. га - возникла более чем половина по численности и площади всех пожаров.

Особенно тяжелое положение во второй половине апреля сложилось в Курганской, Челябинской, Тюменской и Свердловской областях, где работы проводились в условиях сильной задымленности, что затрудняло обнаружение новых очагов пожаров.

В 2005 году большинство территорий, где наблюдалась высокая горимость в весенний период, относились к районам наземной лесной охраны. Учитывая, что в данных субъектах чрезвычайная горимость наблюдается раз в 10 - 15 лет, то понятно, что руководители тушения теряют опыт работы в экстремальных условиях (то есть при высокой температуре воздуха, сильных ветрах), не умеют применять отжиг как один из наиболее эффективных технологических методов тушения пожаров. Понятно, что количество возникших пожаров на территории Южного Урала и Западной Сибири (почти 6 тыс. только по трем субъектам Уральского ФО) перекрыло все технические и людские возможности наземной лесной охраны. И в этой ситуации роль привлекаемых специалистов Авиалесоохраны может быть решающей.

В Курганской области в результате лесного пожара сгорела часть населенного пункта Чашинское, лесной кордон. Погибло 11 человек, огонь уничтожил более 360 домов. То же произошло и в Омской области: в Тевризском районе (в деревне Уразай) сгорело 7 домов, в Любинском районе (в деревне Выборное) - 3 дома. В Тюменской и Курганской областях объявили режимы чрезвычайной ситуации. В этих условиях было выполнено оперативное межбазовое маневрирование отрядами парашютной и десантно-пожарной службы в Курганскую и Новосибирскую области из Ханты-Мансийского АО и Томской области - всего переброшено 58 работников ПДПС.

Проблема в том, что администрации ряда областей оказались не готовы к развитию чрезвычайных ситуаций, а управленческое звено лесной службы территориальных органов МПР России субъектов Российской Федерации оказалось ослабленным и недостаточно подготовленным к организации работ по ликвидации ЧС. Оперативные планы по мобилизации имеющихся сил и средств были подготовлены лишь формально. Кроме того, многие из вновь избранных руководителей сельских и поселковых советов муниципальных образований часто не представляли себе, что такое лесные пожары в чрезвычайных условиях и какие мероприятия необходимо проводить.

Контроль за проведением сельхозпалов в виде решений, принимаемых главами муниципальных образований, был неэффективным, а решения об их запрете - часто запоздалыми. Выжигания проводились на низком уровне, без согласования с работниками лесхозов, без учета погодных условий, времени суток, интенсивности ветра. Оперативных мер по наведению порядка муниципальные образования не принимали. Помощь со стороны служб ГОЧС районов оказывалась только при угрозе населенным пунктам. Тем не менее, в Новосибирской и Свердловской областях ситуацию удалось удержать под контролем.

По мнению сотрудников Центральной авиабазы Авиалесоохраны, основной причиной пожаров, приведших к трагическим последствиям, явились:

  • неконтролируемые сельхозпалы, выжигание травы на пастбищах и картофельной ботвы в полях за деревней и отсутствие противопожарного устройства поселков, примыкающих к лесному фонду;
  • то, что орган управления лесного хозяйства по Курганской области и Уральская авиабаза не запросили своевременно помощи из других регионов;
  • отсутствие должного взаимодействия между органами управления лесного хозяйства и Уральской авиабазой.

Всего в лесах Министерства природных ресурсов РФ возникло 21,97 тыс. лесных пожаров (средние данные за пять лет наблюдений - 17,4 тыс. пожаров в год), на общей площади 470,45 тыс. га, в том числе 391,94 тыс. га - на лесной площади (данные 1999 - 2003 г. г. - 1,11 млн. га). Из них в лесах, охраняемых авиабазами, в 2004 году возникло 16 627 пожаров (в 2003 году - 21 699) на общей площади ликвидации 498,1 тыс. га (в 2003 году - 2,63 млн. га, в том числе лесной - 2,07 млн. га). По сравнению с 2003 годом количество лесных пожаров уменьшилось на 15,2%, а общие площади, пройденные пожарами, уменьшились на 82,3%.

С помощью авиации было обнаружено 32,1% пожаров (средний показатель за 5 лет - 48,5%), ликвидировано с применением авиации 23,4% пожаров от возникших (средний процент за пять лет - 37,7%). Снижение показателей по сравнению с прошлым годом произошло главным образом в связи с чрезвычайной горимостью Челябинской и Курганской областей, где авиапатрулирование ведется не на всей территории и отсутствуют активные силы и средства авиалесоохраны (процент обнаружения составил 16,6%). В условиях сильной задымленности многие пожары пропускались, сказался также и недостаток финансирования − авиапатрулирование проводилось меньшим количеством ВС.

В 2004 году в лесах МПР России зарегистрировано 557 крупных пожаров на лесной площади 190,3 тыс. га (46,3% от выгоревшей лесной площади), в том числе в районах авиационной охраны - 85, на лесной площади 93 тыс. га. По сравнению с 2003 годом количество крупных лесных пожаров уменьшилось в 4,4 раза, а их площадь - почти в 10 раз. Наибольшее количество крупных пожаров зарегистрировано в Читинской области - 135 пожаров (24,2%), в Курганской - 66 (10,8%), в Тюменской - 61 (11%), в Ханты-Мансийском АО - 58 (10,4%), в Красноярском крае - 59 (10%). На их долю приходится около 59,3% всех площадей крупных пожаров…

Таковы официальные данные. Однако 24 ноября на совещании в подмосковном Пушкино «Совершенствование системы мониторинга лесов в Российской Федерации» прозвучало, что данные статистической отчетности по пожарам и неофициальные (но, судя по всему, более достоверные) данные совершенно не совпадают. Так, например, официальная статистика утверждает, что в 2003 г. площадь, пройденная огнем, составила 2,3 млн. га, в то время как эксперты называют цифру, почти в десять раз (!) превышающую данный показатель.

Сегодня меняется законодательная база лесоуправления: уже внесены изменения в действующий Лесной кодекс РФ и продолжается работа над новой редакцией ЛК РФ. Административная реформа еще не завершена. Сейчас как раз то время, когда определяются задачи и цели лесного хозяйства.

В связи с этим, по словам заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства М. Д. Гиряева, появилась необходимость пересмотреть подходы к тушению лесных пожаров и совершенствовать существующую систему мониторинга.

В ходе совещания были обсуждены три основные проблемы. Первая - место и роль космического мониторинга в отражении истинной ситуации по лесным площадям, пройденным пожарами в лесном фонде РФ. Вторая - как оценить тот ущерб, который наносят лесные пожары, и как внести изменения в учетные данные лесного фонда, в материалы лесоустройства. И, наконец, третий вопрос: необходимо безотлагательно провести зонирование территорий лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны, с учетом экономической и экологической ценности лесов, степени хозяйственного освоения. Это позволит четко определить зону, охватываемую силами подразделений авиационной охраны лесов от пожаров: там лесные пожары будут обнаруживаться в день возникновения, фиксироваться и тушиться; и зону, где летать и тушить не имеет смысла. (Тушить лесные пожары следует только там, где это экономически и экологически целесообразно, где сосредоточены лесные поселки и есть инфраструктура лесных территорий.)

В зоне неохраняемой территории должен осуществляться космический мониторинг, а материалы космического мониторинга должны использоваться при учете лесного фонда. Только в этом случае может сложиться более точная картина происходящего в лесах охраняемой и неохраняемой территорий. Такая работа уже ведется, в настоящее время обрабатываются данные 2001 г. С 2001 г. и далее в государственную статистику будут включены показатели, полученные на основании материалов космического мониторинга.

На базе шести основных лесоустроительных предприятий страны будут созданы центры по мониторингу. Центры оснастят оборудованием для проведения крупномасштабной аэрофотосъемки. Преимущество этой технологии еще и в том, что она позволит взять под контроль самовольные рубки. Технология сама по себе совсем не дорогая: 1 га крупномасштабной аэрофотосъемки со всеми затратами составляет 150 - 200 руб., в то время как эффект от нее будет очень значительным.

Первоочередная задача в настоящее время - разработать методику оценки ущерба пройденных пожарами лесных площадей. Она важна при учете лесного фонда, она должна отражаться в материалах лесоустройства и сказываться на расчетной лесосеке.

Ведь те самые 22 млн. га из неофициальной статистики - это «всего лишь» площади, пройденные лесными пожарами. А сколько образовалось гарей фактически, сколько древесины уничтожено пожарами, какая расчетная лесосека на площади, пройденной пожарами, - это еще предстоит выяснить.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ