Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Внутрицеховой транспорт на мебельных предприятиях

Когда мебельное предприятие уже преодолело начальный этап становления, переехало в собственное помещение и обзавелось серьезным оборудованием, перед его руководством неминуемо возникает проблема складирования материалов, хранения готовой продукции и перемещения заготовок между станками.

Следует сразу сказать: проблема организации внутрицехового транспорта до конца не была решена ни на одном из советских мебельных предприятий, и тем более − ни на одном из российских, вновь организованных в 90­е годы.

Круглое носить, плоское катать

Дело в том, что в эпоху планового хозяйства механизация складских работ и транспорта почему-то не относилась к основным проблемам, определяющим объем выпуска продукции, а сегодня у многих частных предприятий на их решение просто нет средств.

На самом же деле правильная организация складирования материалов, полуфабрикатов, межоперационных запасов и готовой продукции исключительно важна, поскольку напрямую влияет на качество изделий и размер потерь.

Кроме того, организация внутрицехового транспорта определяет не только правильное движение продукта при осуществлении заданного технологического процесса и производительность задействованного в нем оборудования, но и объем необходимых предприятию оборотных средств, поскольку определяет объем межоперационных запасов.

Неправильная организация и недостаточная механизация складских и погрузочно-разгрузочных работ приводят к значительному увеличению доли ручного труда на мебельном предприятии, росту численности персонала и снижению производительности из-за постоянного отвлечения операторов станков на выполнение работ, не связанных непосредственно с работой оборудования.

На небольших предприятиях нередка такая ситуация: когда прибывает трейлер с плитами, останавливается все производство и весь персонал, включая станочников, аврально задействуется на разгрузке транспорта. При этом съем плит, уложенных в стопу, производится вручную, они заносятся в цех по одной и укладываются во временную стопу, откуда впоследствии предполагается их перемещение в другую, для хранения, − тоже по одной, а уже из нее − в расходную, у станка для раскроя. Многократное перекладывание материала вручную, а также то, что из-за недостаточной ширины проходов между оборудованием плиты часто приходится перекантовывать или проносить над станками, обычно приводят к повреждению пластей и кромок и, как следствие, к образованию значительных потерь из-за неисправимого брака, выпиленных из этих плит.

Разгрузка и складирование плит

Древесно-стружечные и древесно­волокнистые плиты (ДСП, MDF, ДВП) − основной материал в производстве современной корпусной мебели. Их длина, как правило, не превышает 3,66 м, а ширина − 2,07 м. Высота стопы, в которую укладывают плиты на предприятиях-изготовителях,- до 600 мм (при массе до 3,5 т). Отгрузка плит изготовителями или продавцами обычно производится на брусьях, автотранспортом со съемным тентом и откидными бортами. Это дает возможность осуществлять съем или выемку стоп с использованием вилочного погрузчика.

Рис. 1. Вилочный погрузчик
Рис. 1. Вилочный погрузчик

Под погрузчиком понимается специальное складское транспортное средство, позволяющее поднимать, транспортировать и складировать различные грузы при помощи вил или другого установленного на него оборудования.

Первый вилочный погрузчик изобрел американец Евгений Кларк еще в 1917 году.

В зависимости от вида привода различаются электромоторные, дизельные, газовые и бензиновые погрузчики (рис. 1). Причем, в соответствии с действующими нормами работа дизельных и бензиновых погрузчиков, выхлоп которых содержит окись углерода и другие опасные загрязнители воздуха, в закрытых помещениях запрещена.

Поэтому, если у предприятия нет электропогрузчика или погрузчика с двигателем, работающим на газе, пачки плит, снятые с автотранспорта бензиновым или дизельным вилочным погрузчиком, должны сразу же устанавливаться на рольганг (роликовый конвейер), выведенный на улицу, за пределы крытого склада, через низкий проем, закрываемый ленточным шторным ограждением, и уже по нему перемещаться в помещение для хранения.

Выдержка (кондиционирование) плит в пачках должна продолжаться 3−5 суток при температуре не ниже 16 °С. Если расход плит на предприятии относительно невелик или можно обеспечить их немедленную доставку по заказу, то выдержка может производиться на этом же рольганге без укладки пачек друг на друга в высокий штабель. При такой организации хранения площадь склада несколько увеличивается, но отпадает необходимость в приобретении погрузчика для работы внутри цеха и может быть упрощен процесс доставки плит к станку для раскроя за счет использования того же рольганга.

Использование погрузчиков для внутрискладских работ, как правило, неэффективно, − им требуется слишком много пространства для маневра.

Транспорт внутри цеха

Под внутрицеховым транспортом понимается весь комплекс оборудования для перемещения внутри цеха материалов, заготовок, изделий и т. п. Он включает в себя рольганги, поворотные рольганги, тележки траверсные, тележки с подъемными вилами, тележки с подъемными столами, электрокары, кантователи стоп деталей, стационарные и передвижные подъемные столы и подстопные места, оборудование для промежуточных складов и т. д. Транспортно-переместительные устройства, входящие в состав автоматических и полуавтоматических линий, к нему не относятся.

Эксплуатация внутрицехового транспорта является неотъемлемой частью производственного технологического процесса. Разработка схемы его работы и подбор соответствующего оборудования должны производиться одновременно с созданием проектов отдельных участков, цехов или предприятия в целом.

На мебельных предприятиях, использующих плиты в качестве основного материала, в основном применяются два вида внутрицехового транспорта: рольганги и ручные тележки различных видов.

Рольганги

Системы внутрицехового транспорта, построенные на основе роликовых конвейеров, стали широко применяться на европейских мебельных предприятиях, выпускавших серийную и массовую продукцию, уже в конце 50­х годов ХХ века, а на отечественных − с начала 70­х.

В их состав входят рольганги прямолинейные, тележки траверсные, рольганги поворотные (для поворота стопы вокруг вертикальной оси), реже − подъемные столы с рольгангом и веерные рольганги с роликами конической формы или в виде дисков, обеспечивающие продольное перемещение стоп деталей с их одновременным поворотом на 90 или 180° (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид цеха с системой перемещения стоп заготовок на основе рольгангов
Рис. 2. Общий вид цеха с системой перемещения стоп заготовок на основе рольгангов

Преимущество использования систем рольгангов − в четкой организации передачи заготовок и деталей между оборудованием с возможностью промежуточного хранения задела. Кроме того, при применении рольгангов предъявляются менее высокие требования к твердости напольных покрытий производственных помещений, что существенно снижает размер капитальных вложений в строительство.

Использование в составе рольганговых систем околостаночных гидравлических столов существенно облегчает работу операторов и способствует снижению количества брака из-за механических повреждений заготовок.

Существенный недостаток систем внутрицехового транспорта, построенных на основе рольгангов, − их малая гибкость. Например, при изготовлении изделий по индивидуальным заказам они начинают сдерживать производство: найти, выделить и быстро доставить к станку необходимую стопу заготовок из ряда других, расположенных с ней на одном и том же длинном рольганге, весьма сложно − для этого требуется определенное время. К тому же увеличивается количество заготовок разных размеров, а высота стоп уменьшается, что снижает коэффициент загрузки рольгангов.

При этом, в случае необходимости внесения изменений в действующий технологический поток, требуются частичная или полная перестановка рольгангов и, что самое неприятное, перенесение рельсов траверсных тележек, заделываемых в полы помещений так, чтобы их головка не выступала за их уровень. А это требует проведения серьезных строительных работ.

Именно по этим причинам рольганговые системы используются только на предприятиях со средней и высокой производительностью, выпускающих продукцию серийно. На мелких предприятиях сегодня более распространено использование тележек различной конструкции.

Тележки и поддоны

Времена, когда тележки для перемещения стоп заготовок от станка к станку, одновременно служившие и передвижным подстопным местом, изготавливались силами самого предприятия, постепенно проходят.

На предприятиях их постепенно заменяют гидравлические тележки с подъемными вилами, часто в просторечии именуемые «рокла» − по названию финской фирмы Rocla, еще в советские годы поставлявшей их в нашу страну (рис. 3а). Эти тележки успешно используются в производственных цехах, складских помещениях, а также в магазинах. Их широкое распространение во многом было обусловлено отсутствием необходимости в особом уходе, простотой и безопасностью в обращении и их относительно небольшой стоимостью.

Управление такой тележкой производится при помощи тяговой рукояти − дышла, которое обеспечивает выполнение всех необходимых манипуляций: перемещения, маневрирования, подъема и опускания вил, − и может жестко фиксироваться в вертикальном положении. Иногда гидравлические тележки оснащаются дополнительным оборудованием: клапанами защиты от перегрузки, системой взвешивания или системой ускоренного подъема груза.

Менее распространены сегодня, но могут представлять интерес в будущем, аналогичные тележки, оснащенные электроприводом (рис. 3б).


б

а
Рис. 3. Тележки с гидравлическим подъемом вил: а – с ручным перемещением; б – с электроприводом

Для правильного выбора тележек следует заранее определить их характеристики, которые подходят для конкретного производства: грузоподъемность (от 2 до 3,5 т); габариты (длина вил и базы); максимальная высота подъема груза на вилах тележки; тип колес (одинарные или двойные) и материал, из которого они изготовлены (нейлон, полиуретан, металл).

Для перемещения стоп на таких тележках используют специальные или стандартные деревянные поддоны. Можно обойтись и без поддонов, но в этом случае стопу следует укладывать на бруски необходимой толщины.

Правильный выбор колесных опор в соответствии с условиями транспортирования грузов и качеством пола становится залогом длительного срока эксплуатации тележек. Самоходные электрифицированные тележки принято использовать лишь в тех случаях, когда требуется транспортировка груза по большому складу на достаточно большие расстояния.

Основные недостатки системы внутрицехового транспорта, в которой преимущественно используются гидравлические тележки, − это беспорядочное расположение стоп в цехе, ведущее к захламлению помещения, и необходимость увеличения ширины проходов и проездов для обеспечения беспрепятственного движения тележек с уложенными поперек вил деталями, длина которых может достигать более 2,5 м. Кроме того, эксплуатация гидравлических тележек возможна только в помещениях, где прочность пола высока.

Промежуточные склады

На некоторых крупных европейских мебельных предприятиях уже давно используются тележки с индивидуальным электроприводом и автоматической адресацией, самостоятельно перемещающиеся от станка к станку по программе, задаваемой общецеховой системой управления производством. При этом обычно реализуются производственные системы типа Just-in-time и аналогичные им, полностью исключающие образование на предприятии межоперационных запасов. Но стоимость организации такого производства может составить десятки миллионов евро, что нашим мебельщикам пока не по карману.

Однако руководству отечественных мебельных предприятий следует задуматься о правильной организации внутрицеховых складов. Например, промежуточные склады, позволяющие экономить производственные площади, могут быть организованы в виде стеллажей, расположенных вдоль стен цеха или поперек него (от стены до стены), в том числе над внутрицеховыми проездами.


б

а
Рис. 4. Вилочные электроштабелеры: а – ведомый оператором; б – с площадкой для оператора

Для загрузки и разгрузки таких стеллажей используются вилочные погрузчики или электроштабелеры. Их основное отличие друг от друга в том, что погрузчики оборудуются подъемной мачтой с одиночными вилами и имеют утяжеленную заднюю часть, которая выступает в роли противовеса грузу. Штабелеры имеют дополнительные передние опоры, что уменьшает их габариты в плане и позволяет проводить складские работы в ограниченных пространствах и достаточно узких проемах между стеллажами.

Существуют штабелеры, в которых с помощью электропривода выполняются лишь подъем и спуск груза, а также с дополнительным самоходным приводом, которые управляются либо дистанционно пешим оператором, либо оборудованы предназначенной для него откидной площадкой. Но, так же как и при использовании тележек, эксплуатация погрузчиков и штабелеров возможна только в помещениях, где полы соответствуют повышенным требованиям по прочности, находятся в идеальном состоянии и всегда содержатся в чистоте.

Учебников по организации правильного складирования плит, других материалов и полуфабрикатов в условиях мебельного производства, а также по правильной организации внутрицехового транспорта на мебельных предприятиях сегодня нет. Что же касается общих рекомендаций, то можно сказать, что на мебельном предприятии разумно в качестве внутрицехового транспорта использовать как рольганги (преимущественно на участках раскроя плит и облицовывания кромок), так и тележки (начиная с участка сверления присадочных отверстий).

Главная сложность здесь заключается в том, что консультацию по качеству и эксплуатационным характеристикам подходящего подъемно-транспортного складского оборудования могут дать только специалисты, причем знающие технологию мебельного производства, а таких очень мало.

Ведущие фирмы-производители транспортно-переместительной техники предлагают весьма разнообразное оборудование − несколько сотен моделей, различающихся назначением, техническими характеристиками, дизайном, эргономичностью и наличием дополнительного оснащения.

Но при организации внутри­цехового транспорта на мебельном производстве нельзя исходить лишь из минимальной стоимости оборудования, оснащая только его отдельные участки, − нужно помнить, что позитивный эффект будет достигнут только при комплексном подходе к решению проблемы.

Владимир КОЛОМИЙЦЕВ,
компания «МедиаТехнологии»,
по заказу журнала «ЛесПромИнформ»