Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревообработка

Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт

Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт

Продолжаем серию публикаций, ставших результатом бесед нашего корреспондента с генеральным директором Ассоциации независимых наладчиков деревообрабатывающего оборудования Владимиром Хлебниковым. (первую статью цикла − «Золотая середина. Как правильно обновлять станочный парк» читайте в № 7 (73), с. 100) На этот раз Владимир Хлебников рассказывает, какие ошибки наиболее распространены при составлении и подписании контрактов на поставку оборудования и как можно этих ошибок избежать.

– Есть ли готовый идеальный образец договора, учитывающий все важные детали?
– Нет, универсального контракта, который можно было бы предложить в качестве основы, не существует, каждый такой документ индивидуален. Однако если договор уже составлен и подписан, с юридической точки зрения он правомерен и обязателен для выполнения. И если у клиента создается впечатление, что ему поставлено не то оборудование, которое он хотел, то в первую очередь в этом виноват он сам. Поэтому нужно очень тщательно отнестись к проверке контракта, перед тем как его подписывать. Для этого мы предлагаем рекомендации, основанные на практическом опыте, и их необходимо учитывать, чтобы не потерять время, силы и деньги. Контракт, как договор, оформленный в письменном виде между двумя сторонами­участниками (контрагентами), должен включать в себя всю необходимую информацию о поставке, в частности наименование оборудования, его комплектацию, сроки и стоимость поставки. Должны также оговариваться условия, при которых осуществляется поставка: сроки платежей, сроки исполнения заказа на заводе или поступления на склад поставщика, то есть сроки предпродажной подготовки и готовности к отгрузке. Есть и другие нюансы. О них чуть позже.

– А что именно нужно знать о комплектации оборудования?
– Когда вы покупаете автомобиль, то вместе с машиной получаете солидную папку документов, в которых перечисляются практически до винтика все детали вашего автомобиля. Такой же набор документов должен прилагаться и к любому дерево­обрабатывающему станку, на поставку которого заключен контракт. Приобретая оборудование с не полностью прописанной комплектацией, можно получить в собственность «кота в мешке». Такая «недосказанность» дает поставщику возможность выдавать не прописанные в документе комплектующие, например, за бонус или, наоборот, требовать дополнительную плату за детали и услуги, которые изначально входят в комплектацию изделия. Так что неполная информация о комплектации, характеристиках деталей и узлов, составе системы управления, условиях эксплуатации оборудования и мерах безопасности при его использовании выльется впоследствии в дополнительные финансовые потери покупателя.

Такая ситуация может возникнуть, если составлением договора занимается менеджер отдела поставок, который, как правило, хорошо разбирается в технологии, но не очень сведущ в вопросах комплектности оборудования.

Правильно составленный контракт состоит из двух частей: юридически грамотного договора поставки и специ­фикации, составленной техническими специалистами поставщика, которая проверена и утверждена техническими специалистами покупателя.

И если согласование пройдет без проблем (или если вопросы, возникшие в ходе согласования, будут улажены, и сторонам удастся прийти к компромиссу), такой договор имеет право на жизнь и будет успешно реализован.

– Важный пункт любого договора − гарантийные обязательства поставщика. Что должно быть отражено в этом разделе контракта?
– Обычно производителем предоставляется годовая гарантия на станок. В течение этого периода выявляются неисправности оборудования, которые зачастую являются результатом его неграмотной эксплуатации заказчиком. Разумеется, если в договоре указан срок гарантии, допустим, три месяца, то обнаружить дефекты станка, если таковые имеются, не представляется возможным. Поэтому любой срок гарантии меньше года неоправдан и подозрителен и приобретение станка на таких условиях сопряжено с риском. В контракте должны быть прописаны и условия наступления гарантии (начало срока гарантийного обслуживания). Гарантийный период может исчисляться: с момента поставки товара; с момента передачи товара первому потребителю; с момента пуска оборудования в эксплуатацию. Если отсчет гарантийного срока начинается с момента готовности станка к отгрузке с завода­изготовителя, то он автоматически урезается на 30–60 дней (столько времени обычно требуется для поставки готового заказанного оборудования клиенту). Идеально добиться от поставщика установления срока гарантии 13 месяцев − любой добросовестный производитель, уверенный в качестве своей продукции, согласится с такой поправкой к договору.

– Часто при поставке оборудования возникают проблемы, связанные с его доставкой и транспортировкой заказчику. Какие дополнения нужно внести в контракт, чтобы избежать этих проблем?
– Расходы по транспортировке могут быть довольно значительными. Потому­то и необходимо еще до подписания контракта рассчитать возможные затраты по всем звеньям операций, касающихся перемещения товара, и обратить внимание при составлении и утверждении договора на оговоренный в нем способ доставки оборудования клиенту. Обычно в соответствующем пункте контракта содержится формулировка «самовывоз со склада поставщика». Но если склад поставщика находится, например, в Подмосковье, а предприятие заказчика расположено в Архангельске, то транспортные издержки (затраты на перевозку оборудования до местонахождения заказчика) могут составить немалую сумму. Кроме того, часто заказчик получает извещение о том, что станок готов к отгрузке, но машина для его перевозки не подготовлена, к тому же не оговорено, кто должен проводить отгрузку и разгрузку. Начинается обсуждение и согласование этих вопросов, которые требуют дополнительного времени, соответственно, сроки отгрузки сдвигаются и в итоге возникает конфликт между участниками сделки.

Этой ситуации можно избежать, сразу указав способ и сроки доставки в договоре. Отдельно в документе необходимо прописать условия погрузки и разгрузки оборудования. Эти операции должны проводить специально обученные работники − такелажники с квалификацией, подтвержденной соответствующими сертификатами. Однако сегодня этому вопросу уделяется крайне мало внимания и для выполнения такелажных работ зачастую нанимаются неквалифицированные работники, мало знакомые с грузоподъемной техникой. О том, что в результате неправильной погрузки оборудование можно превратить в кучу металлолома, почему­то никто не задумывается. А зря − подобные ситуации возникают довольно часто. Перегрузка станка из грузовика, доставившего оборудование на товарную станцию, в вагон также сопряжена с риском повреждения, если механизм не защищен специальным деревянным коробом или другой транспортной упаковкой, которая также должна быть упомянута в договоре.

– В любом случае оборудование должно быть застраховано от повреждений. Это оговаривается в контракте?
– Обязательно. Этот раздел контракта включает четыре основных условия страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу производится страхование.

Если оборудование иностранного производства, то страховка действует на протяжении пути следования станка от завода до таможни. Во временной промежуток, когда оборудование доставляется с таможни до склада поставщика, как правило, страховка уже не действует, потому что наша страна не подписала международные соглашения со страховыми компаниями. Обычно обязательства по страхованию на этом участке берет на себя поставщик. Если в договоре указан самовывоз со склада поставщика, то заказчик обязан груз застраховать и передать поставщику копию страхового договора, при этом право собственности (а значит, и ответственность за оборудование) переходит к заказчику в момент отгрузки. Если клиент не хочет принимать право собственности в момент отгрузки, то это тоже должно быть оговорено в договоре.

– Перейдем к вопросу оплаты по контракту. Здесь тоже есть подводные камни?
– В качестве примера приведу выдержку из одного договора, согласно которому оплата разбивается на три части.

  1. ПОКУПАТЕЛЬ обязан внести предоплату в размере 50% от стоимости товара в размере (сумма оплаты), в том числе НДС 18%, в течение 3 (трех) рабочих дней после подписания настоящего договора.
  2. По готовности станка к отгрузке ПОКУПАТЕЛЬ обязан внести 40% от стоимости товара в размере (сумма оплаты), в том числе НДС 18%, в течение 3 (трех) рабочих дней.
  3. ПОКУПАТЕЛЬ обязан внести оставшуюся часть в размере 10% от стоимости товара на счет ПОСТАВЩИКА в размере (сумма оплаты) в течение 3 (трех) рабочих дней после подписания акта о вводе оборудования в эксплуатацию.

Вроде бы все ясно. Однако, когда станок прибывает на склад покупателя, должен быть составлен акт приемки, на основании которого будут оплачены оставшиеся 10% стоимости оборудования. Предприимчивые покупатели стараются по разным причинам отодвинуть срок выплаты конечной суммы, демонстрируя, например, поставщику фотографии станка, стоящего в неподключенном состоянии где­нибудь на складе. Единственный выход для поставщика получить свои деньги − приехать на предприятие клиента лично и удостовериться, так ли это.

Кроме того, часто оборудование невозможно запустить, потому что у клиента не подготовлено производственное помещение, в котором будет устанавливаться новая техника (хотя он уверен, что все в порядке).

Чтобы этого не случилось, в приложении к договору должно быть указано, что станок должен быть установлен в правильно оснащенном помещении, соответствующем определенным требованиям, учитывающим температурные характеристики, влажность, наличие системы аспирации и т. д. Также к моменту запуска должен быть готов обученный персонал, который будет обслуживать оборудование.

Если эти условия не выполнены, то поставщик вправе отказаться от проведения пусконаладочных работ. Чтобы не допустить разночтений и возможности толковать условия договора как удобно одной из сторон, в контракте обязательно следует прописать штрафные санкции при невыполнении обязательств покупателем или поставщиком.

Если учесть все перечисленные выше рекомендации, то каждой стороне­контрагенту будут ясны ее права и обязанности по данному договору. Главная цель грамотно составленного документа − не допустить разночтений ни по одному из его пунктов, а значит, предельно упростить все взаимоотношения заказчика и исполнителя и избежать возникновения любых возможных конфликтов.

Беседовала Регина БУДАРИНА