Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Закон вступил в силу

Новеллы российского законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

27 ноября 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом для отдельных положений закона установлены более поздние сроки введения в действие. Так, соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ вступили в силу 27 декабря 2009 года, а в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) − 22 июня 2010 года. Нюансам нового закона и механизмов его применения на практике посвящена эта публикация.

Закон устанавливает основные принципы регулирования потребления энергии, с тем чтобы повысить его эффективность и в том числе стимулировать экономию потребления энергоресурсов, а также предусматривает внесение изменений в законодательство (жилищное, градостроительное, налоговое, о техническом регулировании и т. п.) для обеспечения применения правил энергосбережения.

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменил собой Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении», характеризовавшийся декларативным характером положений, не обеспеченных действенными механизмами их реализации. В целом новый закон является рамочным, и для практического применения многих его положений требуется принятие целого ряда подзаконных актов.

Закон содержит различные инструменты государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  1. Регулирование энергетической эффективности при обороте товаров.

    А. Правила информирования об энергетической эффективности товаров. В отношении отдельных видов товаров вводится требование об определении производителем или импортером класса их энергетической эффективности по правилам, которые будут установлены уполномоченным государственным органом в соответствии с принципами, определенными Правительством РФ. Класс энергетической эффективности товаров необходимо будет указывать в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в маркировке, на этикетках.

    С 1 января 2011 года это требование должно выполняться в отношении бытовых энергопотребляющих устройств, с 1 января 2012 года − в отношении компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники. Предполагается утверждение Правительством РФ перечня иных видов товаров, на которые эти требования также будут распространяться.

    Б. Сокращение оборота на территории РФ электрических ламп накаливания, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд. С этой же даты к обороту на территории РФ не допускаются лампы накаливания мощностью 100 Вт и более. Кроме того, с 1 января 2013 года планируется введение запрета на оборот на территории РФ ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 года − ламп накаливания мощностью 25 Вт и более.

  2. Регулирование энергетической эффективности в строительстве и жилищно­коммунальном комплексе.

    А. Требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Закон устанавливает общее правило о необходимости соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности как при вводе в эксплуатацию, так и в процессе их эксплуатации. Такие требования, срок обеспечения их выполнения, а также лица, ответственные за их выполнение (застройщики или собственники), устанавливаются уполномоченным государственным органом в соответствии с правилами, которые будут утверждены Правительством РФ. Эти требования будут касаться, в частности, отдельных элементов и конструкций зданий, строений и сооружений и их свойств, а также используемых при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции устройств, технологий и материалов. К определенным категориям зданий, строений и сооружений требования энергетической эффективности не будут применяться вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта. А на некоторые другие, в частности временные постройки, срок службы которых составляет менее двух лет, строения, сооружения вспомогательного использования, отдельно стоящие здания, строения и сооружения общей площадью менее 50 м2 и другие, действие этих требований не будет распространяться вообще.

    Закон устанавливает, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет.

    Б. Информация об энергетической эффективности зданий. Вводится требование о присвоении органами государственного строительного надзора класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Информация о показателе класса энергетической эффективности должна быть помещена застройщиками на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома, а собственники многоквартирного дома обязаны обеспечивать надлежащее состояние такого указателя и его замену (при изменении класса энергетической эффективности).

    В. Учет потребления энергоресурсов. В соответствии с законом № 261-ФЗ все производимые, передаваемые и потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета энергоресурсов. Это требование распространяется на объекты, подключенные к любым системам централизованного снабжения энергоресурсами. Закон установил сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета энергоресурсов. Так, в частности, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений и сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу закона и при эксплуатации которых используются энергоресурсы (в том числе временных объектов), обязаны обеспечить установку и ввод в эксплуатацию приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии и электрической энергии. В отношении подключенных к общим сетям жилых и многоквартирных домов данное требование должно быть выполнено до 1 января 2012 года.

    Г. Стимулирование мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах. В перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны включаться требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень соответствующих мероприятий. Обязанность по проведению таких мероприятий новый закон возлагает на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или собственников помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении многоквартирным домом). Расходы по проведению таких мероприятий должны нести собственники помещений в многоквартирном доме. Изменениями, внесенными законом № 261-ФЗ в КоАП РФ, установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников в многоквартирных домах.

    Кроме того, закон возлагает на организации, осуществляющие снабжение многоквартирных домов энергетическими ресурсами на основании публичного договора, обязанность не реже одного раза в год предлагать мероприятия по энергосбережению поставляемых ресурсов и повышению эффективности их использования.

  3. Энергетическое обследование.

    А. Цели и субъекты энергетического обследования. Согласно закону № 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, в том числе зданий, строений, сооружений, технологических процессов, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Основные цели обследования − получение данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также разработка мероприятий по энергосбережению и оценка их стоимости.

    Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). Закон устанавливает требования, которым должны соответствовать СРО в области энергетического обследования.

    Б. Добровольное и обязательное энергетическое обследование. По общему правилу энергетическое обследование проводится на добровольной основе. При этом закон устанавливает перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. К ним, в частности, относятся:

    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, и др.

    Лица, для которых энергетическое обследование обязательно, должны организовать и провести первое обследование до 31 декабря 2012 года, а последующие энергетические обследования проводить не реже чем каждые пять лет.

    В. Энергетический паспорт. Результаты энергетического обследования оформляются энергетическим паспортом. Саморегулируемые организации обязаны направлять копии энергетических паспортов, составленных в рамках обязательных энергетических обследований, в уполномоченный государственный орган. С учетом требований законодательства РФ о коммерческой тайне уполномоченный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций энергетические паспорта, составленные по результатам добровольных энергетических обследований.

    Данные энергетических паспортов подлежат систематизации, анализу и использованию уполномоченным государственным органом.

  4. Энергосервисные договоры.

    Закон № 261-ФЗ вводит новый вид гражданско-правовых договоров − энергосервисный. По такому договору исполнитель обязуется осуществлять действия, направленные на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Этот вид договоров не урегулирован Гражданским кодексом РФ (ГК РФ). При этом закон № 261-ФЗ содержит специальное регулирование лишь в отношении некоторых условий энергосервисного договора. В части, не урегулированной этим законом, условия такого договора определяются его сторонами в рамках общих положений ГК РФ о договорах.

    Закон определяет в качестве существенных условий энергосервисного договора следующие условия:

    • величина экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения договора;
    • срок действия договора, который должен быть не менее срока, необходимого для достижения соответствующей величины экономии энергетических ресурсов;
    • иные обязательные условия энергосервисных договоров, установленные законодательством Российской Федерации.

    При этом цена не является существенным условием энергосервисного договора.

    Помимо заключения сторонами отдельных энергосервисных договоров закон № 261-ФЗ предусматривает, что условия энергосервисного договора могут включаться, в частности, в договоры купли­продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).

    Особенности заключения государственных и муниципальных энергосервисных договоров (в частности, в отношении порядка их заключения и определения цены) устанавливаются российским бюджетным законодательством и законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (закон предусматривает соответствующие изменения в этом законодательстве).

  5. Программы в области энергосбережения.

    Организации с участием государства или муниципального образования, а также организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (то есть виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов)), должны были до 15 мая 2010 года утвердить и в дальнейшем реализовывать программы в области энергосбережения и энергетической эффективности. Такие программы должны содержать, в частности, целевые показатели, мероприятия по энергосбережению и энергетической эффективности, а также ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения таких мероприятий и др.

    Требования к программам для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются уполномоченными государственными органами на федеральном, региональном или местном уровне (в зависимости от того, какие органы осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары и услуги таких организаций) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

  6. Энергетическая эффективность и заказы для государственных нужд.

    Закон вводит принцип размещения заказов для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности приобретаемых товаров, работ, услуг, которые будут установлены уполномоченным государственным органом. Такие требования, в частности, включают в себя:

    • указание видов и категорий товаров, работ и услуг, на которые распространяются такие требования;
    • требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
    • требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объемы используемых энергетических ресурсов, и др.

    Указанными требованиями может устанавливаться запрет или ограничение размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

  7. Стимулирование использования энергосберегающих технологий.

    Одним из направлений государственного регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является стимулирование использования энергосберегающих технологий, в том числе вторичных энергетических ресурсов, а также возобновляемых источников энергии. Соответствующие целевые показатели в отношении увеличения количества случаев применения объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергоресурсы или возобновляемые источники энергии, будут заложены в государственные программы в области энергосбережения и энергетической эффективности.

    Закон устанавливает следующие налоговые и экономические механизмы, направленные на стимулирование использования энергосберегающих технологий:

    • Инвестиционный налоговый кредит. Закон расширяет перечень оснований для предоставления инвестиционного налогового кредита. Теперь на него могут претендовать организации в следующих случаях:
      а) при проведении НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, направленного на повышение энергоэффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
      б) при осуществлении организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности (в том числе многоквартирных домов), или относящихся к возобновляемым источникам энергии, или относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более 57%, или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
    • Коэффициент амортизации. Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше двух) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности.
    • Льготы для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. В течение периода не более пяти лет организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области передачи энергоресурсов, могут включать в валовую выручку, подлежащую учету при установлении цен (тарифов) на их услуги, затраты на реализацию действий по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче, либо сохранять за собой экономию, полученную в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче).
  8. Информационное обеспечение работы системы энергосбережения.

    Закон № 261-ФЗ предусматривает различные способы информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В отношении государственных органов это касается прежде всего создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также распространения соответствующей социальной рекламы и пр. На организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, возлагается обязанность регулярно информировать этих потребителей о способах экономии энергоресурсов и повышения эффективности их использования, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети Интернет. Кроме того, вводится требование об указании совокупных затрат на оплату использованных в течение календарного года энергоресурсов в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Закон предусматривает дальнейшее внесение изменений в действующее законодательство об акционерных обществах в части установления требования о включении в состав годового отчета акционерного общества информации об объеме каждого из используемых видов энергоресурсов за соответствующий календарный год.

  9. Административная ответственность

    Закон № 261-ФЗ вводит в КоАП РФ ряд новых составов правонарушений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, установлена ответственность за реализацию товаров с нарушением требований по информированию о классе их энергетической эффективности; несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, а также требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; непроведение обязательного энергетического обследования и др. Административная санкция заключается в высоких штрафах с возможностью конфискации товаров, вводимых в гражданский оборот с нарушением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Практическое применение

Несмотря на недавнее принятие новых правил в сфере энерго­эффективности, они уже успели оказать влияние на работу отдельных отраслей.

Так, как уже было сказано выше, в соответствии с законом № 261-ФЗ с 1 января 2011 года некоторые бытовые энергопотребляющие устройства, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на ее территории, должны будут содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Такие же требования будут распространяться на импортируемые компьютеры, другие компьютерные устройства и организационную технику с 1 января 2012 года.

А 31 декабря 2009 года Правительство Российской Федерации одобрило перечень видов товаров, на которые будут распространяться указанные требования. Согласно закону № 261-ФЗ ответственность за соответствие импортируемых товаров этим требованиям будет нести импортер.

Импортеры, не соблюдающие указанные требования, могут быть оштрафованы на сумму до 150 тыс. руб. (около $5 тыс.) с возможной конфискацией соответствующих товаров. Контроль за соблюдением данных требований будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

При этом необходимо учитывать, что Роспотребнадзор не принимает участия в таможенном оформлении товаров с целью их импорта на территорию Российской Федерации (этим занимаются таможенные органы). Но на практике российские таможенные органы могут начать проверять маркировку, этикетки и техническую документацию, сопровождающую ввозимые товары, и сообщать в Роспотребнадзор о результатах проверки, содействуя выявлению административных правонарушений.

В связи с этим импортеры во избежание возможных задержек при таможенном оформлении товаров, а также привлечения их к административной ответственности (включая возможную конфискацию соответствующих товаров) должны строго следовать рекомендации о принятии необходимых мер.

То есть обеспечить ввозимые товары перед отправкой в Россию или таможенным оформлением маркировкой и этикетками, а также сопутствующей технической документацией, содержащей необходимую информацию об их энергетической эффективности.

Сергей СИТНИКОВ,
Макс ГУТБРОД,
юридическая фирма
«Бейкер и Макензи − Си-Ай-Эс, Лимитед»