Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Лесной вектор−2020

Рослесхоз в продолжение «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» разрабатывает госпрограмму развития лесного хозяйства.

Она будет увязана со «Стратегией развития ЛПК до 2020 года», одна из главных целей которой − повышение сырьевого ресурса отрасли путем устойчивого лесоуправления. С помощью программы Рослесхоз намерен повысить эффективность охраны и защиты лесов, сократить объемы незаконных лесозаготовок, увеличить интенсивность использования лесов при сохранении их экологических функций, усилить государственный лесной контроль и надзор, создать надежную систему инвентаризации лесов, модернизировать систему научных исследований в отрасли, поднять уровень образования. Осуществить задуманное предполагается в три этапа (I этап − 2012−2014 годы, II этап − 2015−2017 годы и III этап − 2018−2020 годы). Реализация мер по охране лесов обеспечит создание в стране эффективной системы профилактики и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых пожаров, полностью предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики. Значительно снизится объем нелегальных рубок в результате завершения разработки и внедрения в субъектах РФ системы государственного учета заготовленной древесины.

Существенное внимание программа уделяет воспроизводству лесного ресурса, улучшению породного состава лесов. Будет обеспечен баланс рубок и убыли древостоя от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами восстановления. Для устойчивого обеспечения лесной промышленности древесиной будут созданы условия по достоверной оценке лесного сырья и объемов использования лесов по регионам. Новое развитие получат научные методы лесного планирования, определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов, их деления по целевому назначению, уровня развития транспортной инфраструктуры, товарной структуры насаждений и прогноза породно­возрастной структуры лесов.

В результате осуществления основных мероприятий программы будет достигнуто более полное использование запасов древесины, особенно мягколиственных пород, в европейскоуральской части страны с относительно развитой инфраструктурой, а также обеспечено освоение новых лесных массивов в районах Сибири и Дальнего Востока. Существенное значение будет иметь повышение плотности лесных дорог и доступности лесных ресурсов.

Согласно поручению Правительства РФ Рослесхоз разрабатывает концепцию государственной системы контроля законности происхождения и реализации круглых лесоматериалов. Ее цель − использование в стране только чистой древесины, исключение ее смешивания с нелегальным сырьем при заготовке, переработке или поставке на экспорт.

Авторы концепции предлагают вместо термина «заготовленная древесина» использовать название «круглый лесоматериал», которое более привычно для таможенных органов. При этом круглый лесоматериал − это лесоматериал, полученный поперечным делением отделенного от корней ствола дерева.

Точное толкование таких привычных для профессионала терминов, как «сортимент», «заготовка круглых лесоматериалов», «лесосека», «лесной склад», необходимо для принципиально нового инструмента контроля движения древесины − декларации об операциях с круглыми лесоматериалами.

Декларация включает десять пунктов, среди которых такие блоки, как реестр действующих договоров на заготовку круглых лесоматериалов; объем заготовленных за месяц круглых лесоматериалов, и вывезенных на лесопромышленные площадки и проданных покупателю с лесных складов; сведения об операциях и остатках круглых лесоматериалов на лесопромышленных площадках. С ее помощью можно будет проследить все звенья, через которые проходят круглые лесоматериалы, − от лесосеки до переработки или поставки на экспорт − и проконтролировать отсутствие смешивания легально заготовленных лесоматериалов с сырьем неизвестного происхождения.

Задача Рослесхоза не только разработать комплекс мер по борьбе с незаконной деятельностью в лесу, но и создать цельную систему, которая не позволит переработчикам и экспортерам использовать незаконно добытую древесину.

В 2010 году дистанционный мониторинг использования лесов выявил 1,8 млн м незаконной рубки. В 2010 году контроль из космоса охватил 107 млн га на территории 28 регионов. Количество обследованных лесосек превысило 42 тыс., а их общая площадь составила 452 тыс. га. В результате было выявлено более 5 тыс. нарушений. Ориентировочный ущерб, по оценке ФГУП «Рослесинфорг», составил 8,1 млрд руб.

Федеральное агентство лесного хозяйства