Партнеры журнала:

Тема страницы

Особо ценные деревья

Все леса, расположенные на землях лесного фонда Краснодарского края, отнесены к защитным. Сплошные рубки здесь запрещены. Покрытая лесом площадь составляет 20,2% территории Краснодарского края. Общая площадь лесов региона - 1,685 млн га. Полномочия в области лесных отношений на площади 1,266 млн га (75,1% общей площади) возложены на департамент лесного хозяйства.

Общий запас древесины лесного фонда составляет 225,77 млн м, в том числе спелой и перестойной 108,78 млн м. Объем освоения расчетной лесосеки в 2011 году составил 444,1 тыс. м, или 52,1 %.

В краснодарских лесах преобладают твердолиственные породы - их доля 85,1 %, в ней 29,2 % - спелые и перестойные. Основной лесообразующей породой является дуб, его удельный вес в составе лесного фонда 58,6 %. Среди древесных пород, произрастающих в крае, стоит отметить такие уникальные для России, как каштан съедобный, орех грецкий, можжевельник древовидный, тис, самшит, а также хвойные и лиственные экзоты. В Краснодарском крае редкие по биологическому разнообразию леса: в общей сложности в них насчитывается около 150 древесных и кустарниковых пород.

Уникальность и биологическое разнообразие лесов Краснодарского края обусловлены сочетанием в нем двух лесорастительных районов - степного района европейской части России и Северо-Кавказского горного района. Это сочетание создает неповторимый колорит природных ландшафтов, обеспечивая их рекреационную привлекательность и экологическую значимость.

Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края предоставлено в аренду и отдано под различные виды пользования около 650 тыс. га, т. е. более 50 % площади лесного фонда. Заключено 1563 договора аренды. Право бессрочного пользования участками предоставлено 24 лесопользователям.

Новое в пожарной охране

Весной 2011 года в рамках формирования эффективной системы охраны лесов от пожаров было организовано государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр». Именно на него теперь возложена основная ответственность по профилактике и тушению лесных пожаров в регионе. В структуру краевого лесопожарного центра входят десять пожарно-химических станций (из них восемь ПХС-2 и две ПХС-3).

Средства на приобретение лесопожарной техники и оборудования, на капитальный ремонт зданий и сооружений, проведение профилактических противопожарных мероприятий выделяются как из краевого, так и из федерального бюджета.

Также с начала 2011 года в Краснодарском крае действует круглосуточный диспетчерский пункт сбора, обобщения и анализа информации по вопросам охраны и защиты лесов.

В январе этого года губернатор Краснодарского края утвердил Сводный план тушения лесных пожаров на территории региона в 2012 году, согласованный с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Виктором Масляковым. План определяет основные направления взаимодействия структур и ведомств органов исполнительной власти при тушении лесных пожаров.

Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края заключены соглашения о взаимодействии при возникновении лесных пожаров с Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Адыгея, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Сочинским национальным парком, Кавказским государственным природным биосферным заповедником, Ярославским лесничеством Минобороны РФ, ГУ по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации ЧС и ГО, Саратовским лесничеством Минобороны РФ, государственным природным заповедником «Утриш».

Борьба с незаконными рубками

В целях профилактики и предотвращения правонарушений в сфере лесных отношений департамент лесного хозяйства Краснодарского края ежегодно заключает соглашения о взаимодействии с Азово-Черноморским управлением внутренних дел на транспорте МВД РФ и ГУВД по Краснодарскому краю. Комплексный план на 2011-2013 годы предусматривает создание оперативной рабочей группы и проведение совместных мероприятий. Речь идет о выставлении контрольных постов и засад, проведении рейдов по борьбе с незаконной лесозаготовкой и реализацией незаконно заготовленной древесины, а также об участии сотрудников департамента в качестве экспертов в исчислении ущерба, нанесенного лесному фонду.

Кроме того, заключено соглашение с Кубанским войсковым казачьим обществом (финансирование осуществляется за счет средств регионального бюджета). В 2011 году в природоохранных мероприятиях принимали участие 258 казаков в составе 20 районных дружин.

В общей сложности специалисты лесничеств с работниками органов внутренних дел и казачьими дружинами совершили за прошлый год 3207 патрульных выездов. В результате на территории края было выявлено 167 случаев самовольных рубок. Объем незаконно заготовленной древесины составил 8,222 тыс. м. Согласно данным департамента лесного хозяйства, сумма ущерба составила 610 млн руб. По рыночной оценке, реальная сумма дохода «черных лесорубов», которая могла быть выручена за такой объем древесины, составила около 41 млн руб. По материалам патрульных выездов возбуждено 109 уголовных дел, 22 человека, задействованных в 24 случаях незаконных рубок, уже привлечены к уголовной ответственности.

Объем древесины, заготовленной в ходе самовольных рубок, в 2011 году уменьшился на 2155 м, или на 21 %, по сравнению с 2010 годом (10 378 м). Снизилась и сумма нанесенного ущерба - на 256 млн руб., т. е. на 30 %.

Проблемы и пути их решения

Говоря о проблемах лесного комплекса, первый заместитель руководителя департамента лесного хозяйства Краснодарского края Александр Бюллер выделяет четыре наиболее актуальных.

1. Последнее лесоустройство в Краснодарском крае проводилось в 1997-2000 годах. То есть ревизионный период завершен, а в бывших сельских лесах, включенных в структуру лесного фонда, лесоустройство проводилось более 20 лет назад или проводилось совсем. Необходимость проведения очередного лесоустройства обоснована:

а) отсутствием достоверной информации об объеме и качественных характеристиках лесных ресурсов края;

б) наличием в Краснодарском крае большого количества особо охраняемых природных территорий (Кавказского государственного биосферного заповедника, заповедника «Утриш», Сочинского национального парка, 16 заказников, 6 дендропарков и ботанических садов, 404 памятников природы);

в) интенсивной хозяйственной деятельностью региона, реализацией крупных инвестиционных проектов и олимпийского строительства.

 

По предварительным подсчетам, на проведение лесоустроительных работ необходимо 510 млн руб., которые планируется освоить в течение трех лет. «Для осуществления координации усилий и концентрации ресурсов в построении единой системы управления использованием, охраной и воспроизводством лесов в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, их комплексного развития, необходимо создать лесоустроительное предприятие на юге России, - говорит Александр Бюллер. - Администрация Краснодарского края готова предоставить здание и прилегающую к нему территорию для организации лесоустроительного предприятия».

2. Федерация передала полномочия субъекту в части обеспечения воспроизводства лесов на землях лесного фонда, при этом полномочия по организации лесного семеноводства оставила за собой. Однако воспроизводство лесов неразрывно связано с лесным семеноводством. Из-за того что нарушилась система ведения воспроизводства лесов в целом, ухудшилось состояние лесосеменной базы: прекратились разработки новых технологий выращивания посадочного материала основных лесообразующих пород с закрытой корневой системой и уменьшилось выращивание посадочного материала на генетической основе.

Для устранения этих противоречий краевые власти изучают возможность создания селек- ционно-семеноводческого центра. «Этот шаг даст возможность максимально вовлечь в процесс воспроизводства лесных насаждений объекты единого генетико-селекционного комплекса, обеспечить их сохранность. Также создание центра позволит сформировать филиальную сеть из постоянных лесных питомников, в которых центр будет организовывать работы и осуществлять контроль качества посадочного материала, - говорит Александр Бюллер. - Администрация Краснодарского края берет на себя обязательства финансировать проведение проектно-изыскательских работ и подключение к сетям инженерно-технического обеспечения в объеме 24,8 млн руб.».

3. Почти повсеместно прокладка трасс под линейные объекты проходит на ранее арендованных лесных участках. При этом как у арендодателя, так и у арендатора возникают проблемы, касающиеся оформления новых отношений, перерасчета платы, внесения изменений в договоры и проекты освоения лесов.

«В связи со сложившейся практикой многоцелевого использования лесов требует дополнительной проработки вопрос использования лесного участка разными арендаторами. В том числе необходимо разделить объем мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также установить меру ответственности при невыполнении таких мероприятий разными лесопользователями, - подчеркивает г-н Бюллер. - Кроме того, у части арендаторов появилось желание использовать свой арендованный участок и по другим видам пользования, помимо ранее заявленного, без проведения дополнительного аукциона. С подобной проблемой уже столкнулись и в других субъектах РФ. В этом случае также требуется законодательно решить вопрос об упрощении процедуры предоставления дополнительно одного или нескольких видов использования лесного участка».

4. В соответствии с изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ, появилась возможность обеспечить непрерывное выращивание посадочного материала учреждениями лесного хозяйства, передав им участки лесного фонда в постоянное бессрочное пользование. Но здесь есть ряд проблем: износ техники и лесохозяйственного оборудования в подведомственных учреждениях доходит до ста процентов, методические рекомендации по лесовосстановлению устарели, отсутствуют ставки платы на выращивание посадочного материала лесных насаждений, правила использования лесов для выращивания посадочного материала. Решить эти вопросы вряд ли получится очень быстро, но и откладывать их в долгий ящик нельзя. «Непрерывная работа питомнического хозяйства определяет качество создания лесных культур, т. к. цель лесовосстановления - прежде всего создание высокопродуктивных лесов на месте вырубленных, погибших или поврежденных», - резюмирует первый заместитель руководителя департамента лесного хозяйства Краснодарского края.

Среди факторов, мешающих развитию лесного хозяйства, стоит отметить кадровый вопрос. На территории региона функционирует Апшеронский лесохозяйственный техникум. Налажен контакт с Воронежской лесотехнической академией. То есть проблемы подготовки кадров как таковой нет, но есть проблема привлечения специалистов в лесное хозяйство, особенно в лесничества. Низкая зарплата, отсутствие возможности предоставления жилья и каких-либо льгот, большой объем работы - все это не способствует притоку молодых кадров в отрасль.

«Руководство лесного хозяйства региона всегда считало школьные лесничества кадровым резервом. Однако с 2004 года прекращено их федеральное финансирование, в лесном законодательстве отсутствует понятие "школьное лесничество", - сетует Александр Бюллер. - Назрела необходимость разработки типового положения о школьных лесничествах и других нормативных документов, регламентирующих их деятельность».

Высший рейтинг WWF

Краснодарский край второй год подряд занимает верхнее положение в рейтинге управления лесами WWF. Рейтинг составляется с помощью Национального рейтингового агентства и Рослесхоза и является независимой вневедомственной оценкой. Методика его составления позволяет оценить качество управления лесами не только по традиционным показателям экономической эффективности использования лесных ресурсов, но и по результатам работы государственных органов (обеспечению качественного ведения лесного хозяйства и экологической устойчивости лесов, правоприменению в лесном секторе, защите лесов от пожаров, информированию общественности и обеспечению ее участия в управлении лесами).

Согласно принципу деления рейтинга на кластеры Краснодарский край занимает первое место в кластере III «Среднелесные освоенные регионы», в который входят 22 региона Российской Федерации. По итогам рейтинга в целом Краснодарский край вошел в группу «А»: «Высокое качество лесоуправления».

В региональном департаменте лесного хозяйства этот результат объясняют строгим соблюдением лесного плана и лесохозяйственных регламентов. «Соблюдаются требования непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышаются доходы от использования лесных ресурсов, ведется работа по своевременному и качественному воспроизводству лесов, сохранению их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия, - говорит г-н Бюллер. - Лесной сектор имеет большое значение для социально-экономического развития Краснодарского края, поэтому организация рационального использования и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей, основой экономической безопасности».

В департаменте лесного хозяйства края прогнозируют, что в ближайшие десятилетия повышение доходности от использования лесного фонда Краснодарского края будет обеспечено за счет многоцелевого использования лесов: рекреационного, сырьевого, развития инфраструктуры и т. д. Учитывая географическое положение региона и особенности его ландшафта (сочетание горных и степных зон, два моря), а также разнообразие климатических зон, особенно востребованы будут лесные участки под рекреационное использование.

Евгения ЧАБАК

Другие статьи рубрики Регион номера: Краснодарский край

По следам кубанских казаков
Непреходящая ценность лесов Кубани
Задача – решить проблему неэффективности лесопользования
Список предприятий ЛПК Краснодарского края

От тучных нив до хребтов Кавказа
Особо охраняемые природные территории Краснодарского края
На пути к лесопромышленному кластеру
Модульный дом по-кубански
Предприятия ЛПК Краснодарского края

Анатолий Максименко: «Надо преодолевать затяжной кризис, поразивший лесное хозяйство нашей страны!»
Краснодарский край в цифрах
Кубань — житница страны
Мертвые души кубанских деревьев
БИ-БИ минус позитивный = Кубаньv Как вырастить деньги на кубанских деревьях
Как 4 упряжки быков по пути Ильича шли
Выставка UMIDS 2007. Юбилейная визитка
Список предприятий ЛПК Краснодарского края

Обзоры ЛПК регионов России