Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

Рынку OSB в России быть!

Перспективы развития рынка OSB в России: спрос и предложение

30 ноября в рамках выставки «Woodex/Лестехпродукция-2011» в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», состоялась конференция «Перспективы развития рынка OSB в России: спрос и предложение». Организаторами конференции выступили редакция журнала «ЛесПромИнформ» и консультационная фирма «ПИК» при поддержке MVK в составе группы компаний ITE. Спонсор - компания Siempelkamp.

Конференция «Перспективы развития рынка OSB в России: спрос и предложение», выставка «Woodex/Лестехпродукция-2011»

В конференции приняли участие более 100 человек, представлявших компании из России, Латвии, Франции, Германии и Финляндии: производители плит OSB, поставщики оборудования и клеев, строители, деревообработчики и лесопильщики, сотрудники инвестиционных компаний, банков, представители торговых сетей. Основное внимание участники уделили аспектам организации производства OSB-плит, а также анализу российского и мирового рынков данного вида плит.

OSB - это материал, получаемый прессованием плоской древесной стружки с использованием синтетических смол в качестве связующего. Конструктивная особенность плит OSB, отличающая их от древесно-стружечных плит, заключается в четкой ориентации стружки в каждом слое. OSB-плита обладает высокой прочностью и биостойкостью, что позволяет с успехом заменить этим материалом фанеру в самых разных отраслях, в т. ч. в деревянном домостроении, производстве опалубки при работах с монолитом, устройстве оградительных конструкций, а также в производстве мебели. Правда, в России плиты OSB пока не производятся, а весь потребляемый объем плит импортируется, поэтому стоимость материала довольно высока и сравнима со стоимостью фанеры. Это обстоятельство сильно мешает новому для России материалу приобрести ту популярность, которой он пользуется в Северной Америке и Европе.

Совершенно логично встает вопрос о необходимости создания в нашей стране производств OSB-плит. С одной стороны, рынок сбыта есть, и он растет внушительными темпами, а потенциал его роста огромен. По данным консультационной фирмы «ПИК», с 2002 по 2008 год объем потребления плит OSB на российском рынке вырос в 40 раз - с 8 до 311 тыс. м. Темпы роста рынка составляли около 85 % в год.

Участники конференции «Перспективы развития рынка OSB в России: спрос и предложение»

В 2009 году рынок сократился почти на 40 %, но уже в 2010 году отыграл свои позиции и спрос на плиты достиг 298 тыс. м. По предварительным данным, в 2011 году спрос на плиты OSB должен приблизиться к 400 тыс. м, и в дальнейшем рост объемов потребления этого материала продолжится.

По объему потребления этого перспективного материала Россия пока существенно отстает от многих стран мира (см. рис. 2). Российский рынок важен западному производителю не столько из-за текущих объемов потребления (их способен покрыть один крупный завод OSB), сколько ввиду потенциала роста. По данным финской консалтинговой компании Indufor, представившей на конференции доклад о глобальном рынке OSB-плит, объем мирового рынка плиты сегодня составляет около 17 млн м. Крупнейшим потребителем этого материала является Северная Америка (78 %). Второе место занимают страны Европы (18 %). На Россию и другие регионы приходится около 4 % мирового рынка OSB-плит. Перспективы глобального развития рынка эксперты Indufor связывают с предполагаемым ростом североамериканского сегмента, однако запуска новых мощностей по производству OSB-плит здесь не ожидается. Европейский рынок этого материала будет развиваться несколько медленнее; введение новых мощностей характерно скорее для Восточной Европы, а не для Западной.

Таблица. Сферы применения плит OSB
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Сферы применения плит OSB

Технология производства плит OSB позволяет использовать в качестве сырья маловостребованные сорта древесины, в т. ч. осину, а также тонкомерную древесину. Учитывая, что завод по производству OSB-плит при объеме выпуска 500 тыс. м способен потреб-лять до 1 млн м древесного сырья в год, появление таких производств в России в значительной степени решило бы проблему использования низколиквидной древесины. В этом смысле заинтересованной стороной выступает государство, т. е., помимо экономических предпосылок, есть еще и политические, что немаловажно.

Однако парадокс в том, что, хотя российский рынок OSB-плит и считают лакомым кусочком почти все западные лесопромышленные корпорации, дальше заявлений о намерении построить в России такой завод дело пока не идет. Причины подобной неторопливости становятся понятны, если попытаться представить размер инвестиций: завод мощностью до 500 тыс. м в год обойдется в 200 млн евро. Иностранные корпорации не готовы к таким рискам в России, предпочитая продавать в страну плиту, произведенную предприятиями за рубежом.

На российский рынок поставляются плиты европейских, североамериканских и азиатских производителей. Наибольшая доля принадлежит европейским компаниям, и решающую роль здесь играют страны Восточной Европы. Около 80 % рынка контролируется тремя зарубежными корпорациями: Kronospan, Glunz, Kronopol. Почти половину рынка занимает продукция латвийского завода Bolderaja Ltd. (входит в состав корпорации Kronospan).

Плиты OSB на российский рынок поставляют около 160 организаций, большая часть которых выступает в качестве торговых посредников между зарубежными производителями и российскими потребителями. Есть также категория импортеров, которые ввозят плиты OSB для собственных нужд. Основные регионы потребления - СЗФО (преимущественно Санкт-Петербург), ЦФО (Москва, Московская область) и ПФО (Нижегородская область).

Около 85 % российского рынка приходится на плиты толщиной 9-12 мм, самый распространенный формат - 1250 × 2500 мм. Наиболее распространенный тип плит, поставляемых европейскими производителями, - OSB-3 (95 % рынка). Почти весь объем импорта представлен необработанными плитами; доля шлифованных и облицованных плит не превышает 12 %.

Потребительский спрос на плиты OSB носит сезонный характер. Около 70 % объема поставляемого материала потребляется в период с июля по ноябрь. Это обусловлено особенностями работы основного потребителя плиты OSB в нашей стране - предприятий каркасно-панельного деревянного домостроения. По большей части плиты OSB используются в строительстве при возведении наружных стен, устройстве внутренних стеновых перегородок и при кровельных работах. Около 80 % объема поставляемого в страну материала идет на жилищное строительство, значительно меньшая часть - на строительство и ремонт торговых, произ-водственных и офисных помещений. Кроме того, плита используется для производства опалубки, устройства полов, изготовления подоконников, стеллажей, филенчатых дверей.

Поскольку существенный объем импортируемых плит OSB используется в деревянном домостроении, важным фактором развития спроса на этот материал на внутреннем рынке выступает реализуемый государством национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», составной частью которого является программа развития малоэтажного деревянного домостроения.

Опытом использования OSB-плит в производстве домов из SIP-панелей (структурно изолированных панелей) поделился президент Международной ассоциации каркасно-панельного домостроения «Экопан» Сергей Цыгаменко. По его словам, производители SIP-панелей, входящие в ассоциацию, испробовали самые разные виды плитных материалов, включая минералосодержащие, и в итоге сочли плиты OSB оптимальным выбором по соотношению «цена - качество - удобство» в использовании и монтаже.

В целом из выступлений на конференции можно сделать следующий вывод: российский потребитель уже довольно хорошо знаком с таким материалом, как плита OSB, и готов все шире использовать его в самых разных отраслях. Главным фактором, тормозящим развитие российского рынка OSB-плит, является слишком высокая цена продукта, значительную долю в которой составляют импортные пошлины, затраты на транспортировку, наценки посредников. Основные ожидания потребителя связаны с тем, что появление в России заводов OSB-плит повлечет за собой снижение рыночной стоимости этого материала.

Суммарный объем проектных инициатив по созданию в РФ производств OSB составляет свыше 10 млн  мплит в год. Однако, по оценкам экспертов, реальные проекты, запуск которых произойдет в ближайшие 2-3 года, можно пересчитать по пальцам. Среди них ДОК «Калевала» (г. Петрозаводск; проектная мощность 300 тыс. м), «Кроношпан» (г. Егорьевск; 250-300 тыс. м) и ООО «ОРИС» (г. Чайковский; 250 тыс. м). С их представителями участники конференции имели возможность пообщаться. Директор ДОК «Калевала» Валерий Пучков рассказал, как идет строительство завода. Инвестором проекта выступила петербургская строительная компания «Компакт». В начале декабря прошлого года строительство корпусов завода было завершено, а сейчас полным ходом идет монтаж оборудования, основным поставщиком которого выступила компания Siempelkamp. Ожидается, что летом этого года предприятие сможет отрапортовать о запуске производства.

Начальник отдела импортных закупок ООО «ОРИС» Елена Кузичкина подняла вопрос, который в обозримом будущем, с появлением нескольких новых производств в России, может стать весьма актуальным для всех участников отечественного рынка OSB-плит.

В условиях, когда суммарная проектная мощность лишь нескольких заводов окажется сравнимой с масштабами всего отечественного рынка этого плитного материала, весьма велика опасность обрушить этот рынок. Каждому вновь создаваемому предприятию необходимо заранее продумать торговую политику и систему сбыта, не полагаясь на спонтанное определение географии и стратегии продаж своей продукции. Логичная и прозрачная дилерская сеть с понятным механизмом ценообразования и налаженной структурой сбыта в регионах, а также создание эффективных каналов коммуникации с рынком позволят избежать хаоса на этом рынке.

Итоги конференции можно коротко сформулировать так: процесс пошел и набирает обороты. Будем надеяться, что уже в нынешнем году авторы этого отчета смогут подержать в руках плиту OSB отечественного производства, которая по качеству не будет уступать аналогичной продукции европейских компаний.

Александр КЛИШКО, Консультационная фирма «ПИК»,
Олег ПРУДНИКОВ, журнал «ЛесПромИнформ»