Партнеры журнала:

Тема страницы

Растет аренда

Ивановские леса типичны для Центральной России - как по составу, так и по характерным для отечественного лесного хозяйства проблемам. Одна из основных проблем - отсутствие лесоустроительных работ, считает и. о. председателя Комитета по лесному хозяйству Ивановской области Сергей Яблоков.

График 1. Количество случаев незаконных рубок на территории лесного фонда Ивановской области в 2001–2011 годах

График 2. Объем незаконно заготовленной древесины на территории лесного фонда Ивановской области в 2001–2011 годах

График 3. Ущерб, причиненный лесам незаконными рубками на территории лесного фонда Ивановской области в 2001–2011 годах

Таблицу и графики смотрите в PDF-версии журнала

- Сергей Валерьевич, есть ли у лесов Ивановской области какие­нибудь особенности?

- Ивановские леса ничем не отличаются от лесов других регионов России. Да и все проблемные вопросы, возникающие при исполнении переданных полномочий в области лесных отношений, аналогичны тем, которые приходится решать большинству регионов нашей страны.

Основной вопрос при проведении лесохозяйственных работ - это отсутствие запланированных мероприятий, назначенных лесоустройством на землях лесного фонда. Поясню:
в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 6 февраля 2008 года № 31 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются при давности таксации лесов (выявления количественных и качественных характеристик лесных ресурсов) не более десяти лет. Последнее лесоустройство в Ивановской области проводилось в 1995-1996 годах.

Таблица. Динамика основных целевых показателей лесов
Ивановской области

Таблица. Динамика основных целевых показателей лесов Ивановской области

Сейчас необходимо провести лесоустройство на землях лесного фонда площадью 783 тыс. га; ориентировочная стоимость работ составит 120 млн руб. К сожалению, единовременно выделить средства в таком объеме из регионального бюджета невозможно.

В качестве одного из вариантов решения этой проблемы рассматривается развитие государственно­частного партнерства в сфере лесного хозяйства. Передача лесных участков в аренду хозяйственникам позволяет эффективнее обеспечивать охрану, защиту и воспроизводство лесов, дает возможность развивать экономику региона. Кроме того, и лесоустройство будет проводить арендатор.

Серьезная проблема - отсутствие
у органов исполнительной власти, имеющих полномочия в области лесных отношений, права формирования лесных (земельных) участков при передаче их в пользование в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ. Эта ситуация приводит к отказу органов Росреестра в постановке участков, предоставляемых в пользование, на кадастровый учет.

Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации, предоставить органам, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, право собственника земельного участка в части формирования лесных участков, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности.

- Вы не упомянули серьезную для большинства регионов проблему строительства лесных дорог. Насколько она актуальна для Ивановской области?

- Строительство лесных дорог - одно из профилактических противопожарных мероприятий, осуществляемых на территории лесного фонда нашего региона. Ежегодно исполнителями государственных контрактов и арендаторами лесных участков строятся дороги протяженностью около 30 км. Кроме того, проводится ремонт существующих дорог противопожарного назначения. В среднем ежегодно ремонтируется до 20 км лесных дорог.

- Будут ли в этом сезоне приняты какие­то новые меры по борьбе с лесными пожарами?

- После принятия нового Лесного кодекса работы по тушению лесных пожаров, как и все мероприятия, проводимые в лесах, выполнялись через государственный заказ. Однако не всегда у исполнителей государственных контрактов имелось необходимое количество специализированной техники и специалистов для проведения всего комплекса мероприятий, направленных на профилактику и тушение лесных пожаров.

В связи с этим в 2011 году правительством Ивановской области было принято решение о создании специализированного учреждения ОГБУ «Центр по охране лесов Ивановской области», которое в 2012 году на основании государственного задания будет выполнять работы по тушению лесных пожаров на территории всего лесного фонда региона, а также осуществлять мониторинг и профилактику лесных пожаров в установленных объемах.

На базе центра организована и полностью укомплектована пожарно­химическая станция третьего типа. Для ее оснащения в 2011 году приобретено 15 единиц лесопожарной техники на сумму 38,4 млн руб. Работы по поставке специализированной техники будут продолжены и в текущем году. На эти цели в 2012 году из бюджета Ивановской области выделено 4,8 млн руб.

Центр по охране лесов Ивановской области прошел все необходимые процедуры лицензирования, предусмотренные законодательством, получил лицензию Федерального агентства лесного хозяйства России на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров.

- Какие меры принимаются для борьбы с незаконными рубками и насколько они эффективны?

- К сожалению, сегодня незаконная рубка лесных насаждений является
в Ивановской области одним из основных нарушений лесного законодательства. По итогам 2011 года в регионе зарегистрировано 986 лесонарушений. Зафиксировано 268 случаев незаконных рубок. Незаконно заготовлено 8,7 тыс. м3 древесины. Сумма ущерба, нанесенного лесному хозяйству незаконными действиями, составила 75,958 млн руб.

Надо отметить, что в сравнении с 2010 годом количество незаконных рубок леса сократилось на 22 %, а объем незаконно заготовленной древесины - на 38 %.

В работе с нарушителями лесного законодательства очень важно объединение всех общественных и государственных сил. В Ивановской области действует Межведомственная комиссия по координации действий органов государственной власти в сфере борьбы с незаконным оборотом древесины.
В ее работе принимают участие представители УМВД России по Ивановской области, УФСБ России по Ивановской области, Департамента государственного контроля Ивановской области, ФНС России по Ивановской области, Управления Росприроднадзора по Ивановской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, а также депутаты Ивановской областной думы.

С начала 2011 года государственными лесными инспекторами совместно с сотрудниками УМВД России по Ивановской области проведено более 380 рейдов по патрулированию лесов на территории области, во время которых было выявлено более 120 нарушений лесного законодательства.

Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия Комитетом по лесному хозяйству Ивановской области заключены соглашения о взаимодействии и обмене информацией с Управлением МВД РФ по Ивановской области, департаментами лесного хозяйства Нижегородской, Ярославской и Костромской областей и Управлением федеральной службы судебных приставов по Ивановской области.

В Ивановской области регулярно проводятся комплексные оперативно­профилактические операции, в которых задействуются все службы УВД и ГРУОВД области. С 2011 года региональным комитетом по лесному хозяйству совместно с сотрудниками УМВД выполняется авиационное патрулирование лесов области.

Кроме того, в регионе ведется активная работа по привлечению общественности к обеспечению соблюдения лесного законодательства. В штат общественных лесных инспекторов входит 131 человек. В 2011 году государственными лесными инспекторами совместно с общественниками проведено более 200 проверок исполнения лесного законодательства лицами, использующими леса по договорам купли­продажи лесных насаждений и договорам аренды. В ходе проверок выявлено около 100 нарушений, виновные привлечены к административной ответственности.

- Какими темпами идут лесовосстановительные работы, и хватает ли области своего посадочного материала?

- Задача лесоводов Ивановской области - не просто восстановить ранее вырубленные лесные насаждения, а вырастить качественный лес с хозяйственно­ценным породным составом.

Постоянную лесосеменную базу Ивановской области составляют аттестованные лесосеменные плантации и постоянные лесосеменные участки.

Селекционно­семеноводческое хозяйство сконцентрировано в Шуйском лесничестве (79,1 %), что дает хорошие предпосылки для организации на базе этого лесничества специализированного лесосеменного предприятия. Расположение плантаций в центре области благоприятствует оперативной переброске получаемых семян улучшенного качества и выращенного из них посадочного материала в другие лесничества.

Основные породы лесосеменных плантаций в Ивановской области - это ель европейская (93,5 га), лиственница Сукачева (69 га) и сосна обыкновенная (59,4 га). Все лесосеменные плантации -
I (25 %) и II (75 %) классов возраста и не входят в возраст обильного плодоношения, тем не менее с аттестованных лесосеменных плантаций в годы обильного плодоношения собираются первые урожаи улучшенных семян.

Для получения семян с улучшенными свойствами на территории лесного фонда Ивановской области созданы объекты единого генетико­селекционного комплекса площадью 364,2 га, основная часть их сосредоточена в Савинском районе (ОГУ «Шуйское лесничество»). На период до 2014 года планируется уход за объектами ЕГСК на площади 1365 га и аттестация 26 га лесосеменных плантаций сосны.

На территории лесного фонда области также расположены 23 лесных питомника общей площадью 29,8 га, площадь постоянно увеличивается. В 2010 году питомники заложены на площади 3,6 га, в 2011 году сделан посев на площади 5,6 га.

В 2011 году лесовосстановление проведено на площади 2161 га (в 2010 году - на 1615 га), в том числе площадь посадки лесных культур составляет 1420 га (в 2010 году - 1084 га). Плановый объем лесовосстановления на 2012
год - 4102 га.

Для обеспечения весенних лесокультурных работ посадочным материалом требуется более 9 млн шт. сеянцев,
в том числе 1,3 млн шт. сеянцев сосны обыкновенной. По данным инвентаризации, в питомниках области выращено около 2 млн шт. стандартного посадочного материала, в том числе 193 тыс. шт. сосны и 1,7 млн шт. ели. Дефицит посадочного материала составляет около 7 млн шт. и будет погашен за счет приобретения этого материала в соответствии с законодательством.

Отмечу, что арендаторы лесных участков Ивановской области также занимаются работами по лесовосстановлению.

- Насколько благоприятна экологическая обстановка в лесах Ивановской области?

- В соответствии с обзором санитарного и лесопатологического состояния лесов Комитета по лесному хозяйству Ивановской области за 2010-2011 годы, выполнен филиалом ФГУ «Российский центр защиты леса», «Центром защиты леса Владимирской области», санитарное и лесопатологическое состояние лесов Ивановской области находится в удовлетворительном состоянии. Между тем, на части территорий необходимы санитарно­оздоровительные мероприятия. В результате лесных пожаров 2010 года огнем было пройдено 28 тыс. га. В настоящее время на поврежденных лесных участках проведено лесопатологическое обследование, намечены необходимые санитарно­оздоровительные мероприятия.

- Каков прогноз освоения лесного потенциала Ивановской области на ближайшие годы?

- В области активизирована работа по увеличению доли лесов, переданных в управление эффективному арендатору. В 2010 году этот показатель составил около 30 %, в 2011 году - 48 %. Планируется, что к 2014 году около 60 % площади лесного фонда области будет передано в аренду.

Основными видами использования лесов Ивановской области определены заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйства, рекреационная деятельность, разработка месторождений полезных ископаемых.

В 2008 году на заседаниях Межведомственной комиссии по размещению производительных сил и инвестиций было утверждено пять инвестиционных проектов в области освоения лесов. Кроме того, в 2009-2010 годах три проекта включены Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Подготовила Евгения ЧАБАК

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Ивановская область

Ситец, лен и березовые рощи
Мебель из Шуи
Список ЛПК Ивановской области

Обзоры ЛПК регионов России