Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Защита древесины

Технология антисептирования древесины

Технология антисептирования древесины. Начало статьи

Первые партии товара, отгруженные компанией, название которой мы решили не упоминать в статье, соответствовали основным требованиям и не вызвали нареканий у покупателей. Однако затем из Турции была получена претензия по поводу качества поставленной тонкой (25 мм) доски. Представитель компании «Сенеж» после переговоров с руководством компании-покупателя выехал на производство, чтобы проверить, что стало причиной ухудшения качества антисептирования материалов. Результатами осмотра производственной базы он поделился с журналом «ЛесПромИнформ»:

1. Были произведены замеры концентрации рабочего раствора в ванне и выявлено первое нарушение технологии: концентрация раствора составила всего 1–2%. По технологии, при экспортных поставках пиломатериалов морским транспортом требуется концентрация не менее 5%.

«Запас прочности защитных антисептиков достаточно велик, но не бесконечен. Основная причина поражения пиломатериалов – недостаточная концентрация раствора. Это не «святая вода», от самого факта наличия антисептика в растворе нужного результата не будет, необходима точность», – комментирует Эдуард Мошников.

2. Был осмотрен склад для хранения пиломатериалов. Пиломатериалы толщиной 40 и 60 мм были в хорошем состоянии (хранилась в пакетах и на прокладках толщиной 20 мм), а вот пиломатериалы толщиной 25 мм были поражены синевой и черной плесенью. Максимальная толщина прокладок составляла не более 8 мм, и на длину 4 м их приходилось всего пять штук, т. е. среднее расстояние между прокладками составляло 1 м. «При толщине доски 25 мм это недопустимо», – отмечает Эдуард Мошников.

3. При общении с ответственными за процесс антисептирования сотрудниками выяснилось, что пакеты пиломатериала толщиной 25 мм выдерживались в ванне разное время – от 5 до 15 мин. при норме 2 мин.

«Представьте – по 15 мин., а то и дольше выдерживать пакеты с залипшими досками, не способными проветриваться. На тот момент температура воздуха в помещении составляла что-то около 40 °С. Чем не полигон для экстремальных испытаний? Процесс антисептирования данного вида продукции (пиленого пиломатериала естественной влажности) называется “поверхностное нанесение” методом “окунания”, а не вымачивание или замачивание», – рассказывает Эдуард Мошников.

4. При пересчете было выявлено, что расход готового рабочего раствора «Сенеж Евротранс» не соответствует количеству, требуемому для антисептирования объема обработанной с помощью этого раствора древесины.

5. Пиломатериалы, закупаемые в соседних лесхозах, обрабатывались в ванне с нарушением инструкции: не в течение 12 часов после распиловки, а только через 3–4 суток.

Такой пиломатериал, по мнению специалистов компании «Сенеж», можно поставлять только на внутренний рынок. Риск порчи пиломатериала при экспорте, с учетом 20–30-дневного ожидания в порту, составляет 99%. Именно это и вызывало закономерные нарекания со стороны покупателя.

«В порту я обнаружил такую же ситуацию, как и на заводском складе: доски толщиной 40 и 60 мм в прекрасном состоянии, “дюймовка”, что заводской распиловки, что купленная в соседних лесхозах, – в плачевном состоянии. Зачем отправлять заведомо испорченный пиломатериал, если при приемке неизбежно возникнут проблемы?» – удивляется Эдуард Мошников.

Руководство компании получило отчеты и официальные результаты проверки концентрации рабочего раствора, взятого из ванны на производстве. Лаборатория установила, что концентрация раствора составила не более 1,25% при требуемых по норме для экспортных поставок морским транспортом 5%.

По словам представителя компании «Сенеж», финал истории был скорее положительным: представители компании-покупателя прислушались к замечаниям и рекомендациям специалистов. А значит, в будущем подобных проблем можно будет избежать.

«Любая ситуация с промышленным применением антисептиков должна рассматриваться в рамках производственного процесса. Необходимы точность, ответственность и неукоснительность в следовании требованиям технологии, – заключил Эдуард Мошников. – Грубые ошибки и нарушения технологии приводят к снижению качества продукции. Мы всегда готовы оказать информационную поддержку нашим покупателям, но бессильны в случаях, когда наши рекомендации не выполняются».