Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесная промышленность

Древо... жизни?

В России более 1 млн. га «опасной» древесины на корню

Кажется, это случилось совсем недавно, почти вчера, но с тех самых пор уже минуло 18 лет. Как ни прискорбно думать и тем более говорить о том, что было в мрачном 1986, - увы, последствия страшной Чернобыльской катастрофы напоминают о себе и сегодня. По состоянию на 1 января 2004 г. площадь загрязненных в результате аварии земель лесного фонда, находящегося в ведении Министерства природных ресурсов РФ, составляет более 1 млн. га. На загрязненной радионуклидами территории действует 321 лесничество 101 лесхоза.

Масштабы радиоактивного загрязнения лесного фонда на территории европейской части в субъектах Российской Федерации различаются как по площади, так и по плотности загрязнения почвы цезием-137. Существенно пострадали в результате аварии 19 субъектов Федерации, наибольшему радиоактивному загрязнению подвергся лесной фонд Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. В лесах этих регионов имеются зоны с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2, свыше 15 Ки/км2 - только в Брянской области.

Почти не верится, что когда-то жизнь в этих лесхозах текла в привычном мирном русле: здесь так же, как и везде, регулярно проводили рубки ухода, заготавливали и перерабатывали древесину, выращивали посадочный материал, создавали лесные культуры, собирали грибы, ягоды, лекарственные травы... Весна 1986 г. перевернула все с ног на голову: пострадавшие лесхозы зажили по своим, «особым» законам, малейшее нарушение которых опасно для жизни.

Вот Злынковский опытный лесхоз. Расположен на границе трех славянских республик: России (юго-западная часть Брянской области), Украины и Белоруссии. Его лесной фонд практически полностью загрязнен радионуклидами. Лесохозяйственные мероприятия разрешается проводить в полном объеме только на площади 25,9 тыс. га. На площади 23,6 тыс. га лесное хозяйство ведется с различными ограничениями, а на 1,3 тыс. га (где загрязнения цезием-137 составляет свыше 40 Ки/км2) категорически запрещены любые виды хозяйственной деятельности. Естественно, ни о каких прогулках, охоте, сборе грибов и ягод в таком лесе не может быть и речи.

Из-за сокращения объемов лесохозяйственных работ, избыточного накопления перестойной древесины, сухостоев, захламленности лесной территории буреломами и валежником, зараженные территории превращаются в зоны повышенного экологического риска. Самое страшное в зараженном лесу - лесной пожар. Радионуклиды вместе с дымом переносятся на сотни километров, увеличивая площадь загрязнения. Люди, занятые на тушении таких пожаров, по сути, обречены. Не меньше достается и лесникам, вальщикам леса, обрубщикам сучьев...

Тем не менее в Злынковском опытном лесхозе каждый год производится уход в молодняках на площади 100 га, создаются лесные культуры на площади 120 га и ведется механизированный уход за ними на площади 500 га, проводится дополнение лесных культур на площади 120 га. Для предотвращения возникновения лесных пожаров прокладываются минерализованные полосы. Противопожарные мероприятия проводятся не только на относительно чистых участках лесного фонда, но и на территориях, в сильной степени загрязненных радионуклидами. Таким участком является урочище «Заипутский Грунт», расположенное вдоль реки Ипуть, где плотность радиоактивного загрязнения почвы составляет 40 Ки/км2. Здесь сплошные монокультуры сосны 40-х годов на бедных песчаных почвах самого высокого класса пожарной опасности. Ограничение объемов рубок ухода, по условиям радиационной безопасности, привело к тому, что усохшие деревья стали падать и создали непроходимую чащу.

Дополнительные трудности связаны с тем, что загрязненные радионуклидами земли приходятся на районы Брянской области с достаточно высокой численностью населения (до 300 тыс. человек), наличием крупных районных центров, сложившейся до 1986 г. промышленной инфраструктурой, дорожной сетью, высокой культурой ведения лесного хозяйства, сельскохозяйственным производством, полное прекращение которых вызвало бы очень сильное социальное напряжение. Только благодаря большому объему проведенных в первые годы после аварии работ по дезактивации в городах и населенных пунктах Брянской области проблему радиоактивного загрязнения в городской черте практически полностью удалось решить.

Тульская область считается малолесной, здесь насчитывается всего 17 лесхозов и 62 лесничества, из которых загрязнено радионуклидами соответственно 12 и 25. Причем в зараженную зону попадает исторически ценный лесной массив «Тульские засеки».

В областной газете «Коммунар» от 5 октября 1990 года врач-рентгенолог центральной районной больницы писал: «...В г. Плавске всего три «чистых» дома, они построены после 1986 г., к остальным лучше не подходить с дозиметром. Например, в скверах у домов 1-а, 9-а по улице Мичурина уровень радиации достигает 360, 400, 500, 844 мкР/час. У домов 18 по ул. Победы (где расположена Центральная усадьба Плавского лесхоза) страшно выговорить - 1300 мкР/час»...

По словам заведующего лаборатории радиоэкологии и ГИС-технологий Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, д.б.н., профессора, автора многочисленных научно-исследовательских работ и монографий по лесной радиоэкологии, разработчика отраслевых руководств и рекомендаций по ведению лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения И. И. Марадудина, зараженный лесной фонд будет представлять территорию радиационно-экологической опасности еще довольно долго. Период по­лураспада цезия-137 и стронция-90 не менее 30 лет. Мониторинг радиационной обстановки в лесном фонде на 130 стационарных участках показывает, что изменения уровней плотности загрязнения почвы цезием-137 происходят в полном соответствии с законом радиоактивного распада этого радионуклида.

С годами радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения меняется. Радионуклиды проникают в более низкие горизонты почвы и достигают уровня корневых систем деревьев. Во всех зонах радиоактивного загрязнения сегодня наблюдается увеличение содержания радионуклидов в органах и тканях всех древесных пород по сравнению с 1994 годом в 2-2,5 раза. Повторное радиационное обследование почв, проведенное на части территории лесного фонда в 2001 - 2003 гг., показало, что наибольшие изменения площадей и границ зон радиоактивного загрязнения происходят в зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 свыше 40 Ки/км2 и в зоне от 15 до 40 Ки/км2. Изменения площадей и границ зон с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 и от 1 до 5 Ки/км2 незначительны. В течение последних 10 лет на участках с плотностью загрязнения почвы 1,5 Ки/км2 не наблюдалось перехода этого показателя за отметку менее 1 Ки/км2. Вместе с тем мощность эквивалентной дозы гамма-излучения во всех зонах за период с 1994 по 2003 гг. снизилась в среднем на 20-25%.

Поэтому современные уровни содержания цезия­137 в древесине в зонах радиоактивного загрязнения почвы начиная с 5 Ки/км2 могут превышать допустимые нормативы для жилищного строительства (СП 2.6.1.759-99). Часто продавец древесины выдает потребителю документы, якобы свидетельствующие о радиоэкологической безопасности продаваемого леса, которые не имеют должного правового статуса. Единственным документом, подтверждающим безопасность лесной продукции, является сертификат соответствия. Поэтому одной из приоритетных задач на сегодняшний день для лесного хозяйства является разработка и принятие Системы обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов по содержанию цезия-137 и стронция-90.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ