Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Слово редакции

Сто тысяч «почему»

Рубрика Слово редакции

или непричесанные мысли по возвращении из отпуска

Олег ПРУДНИКОВ

Кто из вас, бывая за границей, не задавался вопросом: «Почему у них все не так, как у нас?» К примеру, почему там дорожки через сквер прокладывают так, как людям удобно ходить, а у нас... ну сами знаете. Почему присутствие полицейского на улице зарубежного города внушает чувство безопасности, а на нашей - вызывает беспокойство? Почему мы стыдливо и старательно избегаем соотечественников, выезжая на отдых в теплые страны? И почему испытываем такой безоговорочный и вместе с тем ничем не подкрепленный пиетет к любому заезжему «гуру»?

Инвестирование в экономику страны логически подразумевает поддержку и содействие властей, но в России этого почему-то не происходит. А еще - воруют... Но воруют везде, вот только «у них» за правонарушение могут наказать (и наказывают!) даже премьер-министра, а у нас зачастую проштрафившегося «государева человека» просто переводят на другую должность. Обратная сторона медали - у нас можно наказать любого, вне зависимости от степени вины и ее доказанности. Любой бизнесмен находится под угрозой преследования со стороны властей - местных, региональных, федеральных, и чем больше у него денег, тем с большим рвением ему стоит демонстрировать властям свою лояльность.

Как ни парадоксально, и сами чиновники не чувствуют себя в безопасности. Чем выше должность, тем больше ты зависишь от самодурства своих боссов или их подковерных игр. Тем меньше у тебя шансов доказать свою правоту и тем меньше желания вообще что-то доказывать.

Для чего вообще проводятся внутриведомственные проверки в органах госуправления? Цель проверки, т. е. аудита, - это контроль исполнения, например, законодательства, бюджета, поручений руководства, расходования средств и т. п. Но если проверяют какое-то подразделение в российском госуправлении, значит, ищут повод наказать его руководителя. Фактические показатели эффективности работы человека здесь второстепенны. Отсюда результат - либо ты работаешь и рискуешь потерять место, став неугодным, либо включаешься в игры за власть. Чем выше должность, тем меньше твой карьерный рост зависит от качества исполнения прямых обязанностей и от эффективности работы подчиненных. Российская бюрократия напоминает мифическую змею, пожирающую собственный хвост.

А разве в нашей лесной индустрии дела обстоят иначе? Едва ли. Особенно остро разница между «ними» и «нами» ощущается, когда знакомишься с системой управления лесной отраслью в Финляндии. У них все логично, очевидно и предельно просто. Никаких многоходовок, секретных ноу-хау - финны охотно делятся своим опытом. Финская модель, кстати, во многом походит на ту, что была еще в Советском Союзе. Почему за развитие отрасли отвечает министерство, которое по своим функциям не имеет никакого отношения к экономике - Министерство природных ресурсов и экологии? Почему постоянно меняется руководство главного лесного ведомства страны - Рослесхоза? Почему у регионов до сих пор нет достоверных данных о состоянии собственного лесного фонда?

Впрочем, перечислять можно долго. Похоже, вопросам «почему» в родном государстве просто нет и не будет конца...

Олег ПРУДНИКОВ