Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

Железнодорожные перевозки лесных грузов: итоги 2008 года

Эксперты уже традиционно относят лесопромышленный комплекс к аутсайдерам российской экономики по динамике развития, несмотря на его гигантский потенциал. Необходимость проведения реформ, формирования новой лесной политики и повышения эффективности использования лесов в части заготовки и переработки древесного сырья назрела давно и на уровне отрасли, и на уровне государства.

Советом по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве РФ был подготовлен проект Стратегии развития лесного комплекса до 2020 года, который утвержден в октябре 2008-го. Принят и ряд законопроектов: № 3933−5 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ», № 330901−4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений», федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса РФ». Последний утвержден Государственной думой в третьем чтении 11 февраля 2009 года.

ЛПК в новых условиях

Для стимулирования развития индустрии глубокой переработки древесины в Российской Федерации и минимизации экспорта необработанного леса было объявлено о программе поэтапного повышения пошлин на экспорт круглого леса хвойных пород. В результате пошлины на кругляк на первом этапе (1 июля 2007 года) увеличились с 6 до 10 евро за 1 м³, на втором (1 апреля 2008 года) − до 15 евро. А с 1 января 2009 года пошлины должны были составить не менее 50 евро за 1 м³. Эта мера сделала бы экспорт круглого леса из России практически нерентабельным.

Мировой финансово-экономический кризис внес в реализацию этой программы коррективы. Ввод в действие новых 80-процентных вывозных пошлин на большинство видов необработанной древесины постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 982 «О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории РФ за пределы государств − участников соглашений о Таможенном союзе» был отложен до 1 января 2010 года.

Несмотря на отсрочку, лесопромышленный комплекс успел частично перестроиться под ожидаемые рыночные условия. В частности, многие экспортеры переориентировались на внутренний рынок лесосырья. Однако в стране нет необходимого объема производственных мощностей для переработки древесины, которая раньше отправлялась за рубеж. В настоящее время регионы ещё только разрабатывают проекты по созданию предприятий, перерабатывающих сырье. Иностранные экспортеры начали переориентацию своего бизнеса на новые рынки импорта; некоторые иностранные инвесторы приостановили деятельность части своих производств в России. Страна теряет экспортную выручку, а также тысячи рабочих мест.

Согласно данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России (сообщение от 05.02.09), спад в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России продолжается уже четырнадцатый месяц. Кризис в мировом лесопромышленном комплексе обозначился более года назад − с лета 2007 года стал падать спрос на пиломатериалы, в 2008-м снизилось потребление продукции ЦБП. Производители целлюлозы столкнулись с падением спроса и перепроизводством, они вынуждены снижать объемы, закрывать предприятия. Эксперты прогнозируют дальнейшие сокращения мощностей. Уже сейчас предприятия испытывают трудности со сбытом − в частности, значительно снизил закупку леса Китай и вынуждены конкурировать с производителями из Новой Зеландии, Чили, Бразилии, продукция которых дешевле.

Цены на российский кругляк на мировом рынке стали неконкурентоспособными. В настоящее время рост цен на транспортные перевозки и горюче-смазочные материалы, а также ряд других факторов вызывают повышение себестоимости заготовленной древесины и ещё большее сокращение экспортных потоков российской необработанной древесины.

В 2008 году в России сократилось производство практически всех основных продуктов лесопереработки: пиломатериалов − на 9,4%, фанеры клееной − на 7%, целлюлозы − на 5,5%, бумаги − на 2,5%. По данным Лесного совета Министерства сельского хозяйства РФ, ставшего публичной площадкой по выработке государственной лесной политики, в 2008 году объем заготовки древесины в России сократился на 44 млн м относительно уровня предыдущего года − до 162 млн м.

В условиях финансового кризиса Минпромторг России разработал ряд дополнительных мер для поддержки отрасли: помимо отсрочки введения вывозных таможенных пошлин на необработанный лес сроком на один год, прорабатывается возможность предоставления права беспошлинного экспорта лесоматериалов инвесторам, реализующим на территории России крупнейшие приоритетные инвестиционные проекты; снижение платежей за аренду лесных участков; введение субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным российскими компаниями на техническое перевооружение предприятий; включение пяти лесопромышленных компаний − ООО «Лесопромышленная компания «Континенталь Менеджмент», ОАО «Группа «Илим», ОАО «Кондопога», ОАО «ЦБК «Волга» и ОАО «Архангельский ЦБК» − в перечень системообразующих организаций.

Общий объем перевозок лесных грузов по железной дороге РФ в 2008 году составил 41,5 млн т. Вслед за снижением производственных мощностей ЛПК снижались объемы перевозок лесных грузов. Наибольшее падение произошло в ноябре−декабре 2008 года − до 50% по сравнению с максимальными значениями 2008 года. А в январе 2009‑го − 60% по сравнению с январем 2008 года. Февраль 2009 года показал, что рынок железнодорожных грузоперевозок оживился, продемонстрировав рост на 19% по сравнению с январем 2009 года.

Транспортировкой грузов лесного сектора, помимо национального перевозчика ОАО «Российские железные дороги», занимается сеть частных компаний − операторов подвижного состава. Основные игроки этого направления (имеющие собственный и/или арендованный подвижной состав) − ООО «ЕКЕ-Транс», ООО «ЮПМ Кюммене», ЗАО «Финтранс», ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы», John Nurminen Oy. В Северо-Западном федеральном округе конкурентную среду составляют «Евросиб СПБ-транспортные системы», «ЕКЕ-Транс», John Nurminen, «СТУРА ТРАНСПОРТ».

Перевозка круглого леса

Снижение объема перевозок круглого леса на Северо-Западе РФ было предсказуемо, в итоге оно составило 9,8% по сравнению с 2007 годом. Факторы, повлиявшие на изменение объемов грузопотока, − это сокращение экспорта необработанной древесины хвойных пород; изменение стратегии партнерства иностранных лесоперерабатывающих концернов с российскими предприятиями за счет снижения объемов поставок и переход на новые стратегии развития, предусматривающие поиск альтернативных источников сырья и территорий для размещения инвестиций.

Так, Китай и Япония переориентировали свой рынок на поставки древесины из Индонезии, Австралии, Европы, Канады, а скандинавские предприятия − из стран Латинской Америки: Бразилии, Чили. Однако, по оптимистичному прогнозу лесоэкспортеров, эти изменения временные − спрос на высококачественную древесину непременно будет, и российский рынок экспорта круглого леса в ближайшее время должен оживиться.

Активизацию грузоперевозок круглого леса внутри региона должно было вызвать открытие крупных перерабатывающих производств как в Ленинградской области, так и в других областях Северо-Западного федерального округа. Однако кризисные явления в отрасли и экономике в целом напрямую повлияли на введение новых мощностей; многие инвестиционные проекты были заморожены, а сокращение производства на работающих предприятиях дало в итоге уменьшение внутреннего грузооборота на 9,1% по сравнению с прошлым годом.

Характерной особенностью конкурентной ситуации на рынке экспортных перевозок круглого леса на Северо-Западе РФ остается следующее: здесь действуют только два оператора подвижного состава, доля на рынке которых превышает 10%. Это «Евросиб СПб-транспортные системы» и «ЕКЕ-Транс».

Наибольшее падение объемов перевозок круглого леса наблюдается в Восточной Сибири. Если в предыдущие годы в регионе отмечался рост грузооборота (в 2006 году на 9,7%, в 2007‑м − на 8,1%), причем главным образом за счет увеличения экспорта в Китай, то в 2008 году − падение внутренних и экспортных грузоперевозок на 31,9% по сравнению с предыдущим годом. Лесоматериалы экспортировались в 66 стран. Основным получателем лесоматериалов по-прежнему остается Китай; крупные поставки осуществляются также в Узбекистан, Японию и Египет.

Таблица. Объемы перевозок лесных грузов в РФ в 2008 году

 

Ведущие грузоперевозчики тыс. т %
ООО «ТрансЛес» 4 852   11,7% 
ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы» 3 031 7,3%
ЗАО «Финтранс» 1 618 3,9%
ООО «ЮПМ Кюммене» 1 121 2,7%
ООО «ЕКЕ-Транс» 951 2,3%
ООО «СТУРА ТРАНСПОРТ» 980 2,4%
John Nurminen Oy 499 1,2%
Общий объем перевозок лесных грузов РФ   41 378  

 


Диаграмма. Железнодороджные перевозки лесных грузов в РФ (круглый лес, щепа), тыс. т
(см. в PDF-версии журнала, стр. 79)


Таблица. Объем перевозок круглого леса на Северо-Западе РФ, тыс. т

 

    2007 год     2008 год   Динамика изменений 
Экспорт 5541 4917 -11,3%
Внутренние перевозки 12 322 11 203 -9,1%
Всего 17 863 16 120 -9,8%


Таблица. Объем перевозок круглого леса в Восточной Сибири, тыс. т

 

    2007 год     2008 год    Динамика изменений 
Экспорт 21 821 14 682 -32,7%
Внутренние перевозки 3540 2592 -26,8%
Всего 25 361 17 274 -31,9%

Таблица. Объем перевозок щепы на Северо-Западе РФ, тыс. т

 

    2007 год     2008 год    Динамика изменений 
Экспорт 581 584 0,5%
Внутренние перевозки 425 319 -25,0%
Всего 1 006 903 -10,2%

Перевозка технологической щепы

В 2008 году объем перевозок технологической щепы на Северо-Западе РФ в целом упал на 10,2% (для сравнения − в 2007-м он вырос на 2,3%). Незначительно вырос объем экспортных перевозок щепы − на 0,5% по сравнению с 0,1% в прошлом году. Резкое падение объемов вывозимой щепы было зафиксировано в 2007-м по сравнению с 2006 годом, когда за счет введения новых лесопильных производств и расширения существующих мощностей в регионе экспорт щепы вырос на 33%.

Резкое сокращение объемов внутренних перевозок технологической щепы в 2008 году на 25% стало показателем общего состояния отрасли в кризисный период. Следует отметить, что более 90% перевозок технологической щепы на Северо-Западе осуществляется лишь двумя транспортными компаниями − John Nurminen и «Евросиб СПб-транспортные системы».

По прогнозам участников рынка лесопромышленной продукции, ситуация в отрасли начнет улучшаться только с 2010 года. А 2009 год, как отмечают эксперты, будет для отрасли очень сложным. Сокращение объемов производства и экспорта продукции ЛПК продолжится, поскольку на главных экспортных рынках наблюдается снижение роста ВВП. Дальнейшее развитие лесного сектора будет зависеть от позиции государства, ведь в условиях кризиса и дефицита финансовых ресурсов неизбежно повышается роль госрегулирования инвестиционного процесса в отрасли.

Инна АХРЕМЕНКО, ведущий менеджер отдела PR ЗАО «Евросиб СПб-ТС»