Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Биоэнергетика

Перспективы развития производства биотоплива в России

Всего три месяца прошло со времени последней международной конференции «Биоэнергетика России - 2004», на которой присутствовали 80 специалистов в области биоэнергетики и биотоплива из разных стран. Вместе с российскими, шведскими, финскими и голландскими учеными, производственниками и представителями Министерства науки и образования РФ были обсуждены вопросы по классификации, стандартизации и развитию внутреннего и внешнего рынка биотоплива. Идеи по рациональному использованию древесных отходов в качестве биотоплива стали настолько перспективными и насущими, что 22 сентября 2004 года в Санкт-Петербурге в рамках недели «Окно в Нидерланды» прошел Бизнес-диалог, на который собрались более 180 человек. Здесь были представители Европейской Экономической Комиссии ООН, порта Роттердам, Компании СРМ и ЛЕМО, Внешторгбанка, Конфедерации Лесопромышленников Северо­Запада, Санкт-Петербургского Государственного Технологического Университета Растительных Полимеров, а также Генеральный Консул Голландии в Санкт-Петербурге. Организовал эту встречу первый и старейший в России высший технический учебный вуз - Санкт-Петербургский Государственный Горный Институт.

Само по себе знаменательно, что диалог по вопросам использования биотоплива на таком высоком уровне произошел именно в Горном институте. В своем вступительном слове ректор Горного института профессор Владимир Литвиненко сказал, что количество невосполнимых минерально-сырьевых ресурсов - нефти и газа - хватит всего лишь на 10 - 15 лет. Беспрецедентное повышение цен на энергоносители в преуспевающих странах зависит от наличия сырьевых ресурсов. Поэтому понятна озабоченность Запада относительно будущего развития энергетики. В связи с этим, перспективы интенсивного использования древесины, которая является восполняемым сырьевым ресурсом, в качестве биотоплива, находятся под пристальным вниманием бизнесменов и политиков разных стран.

Генеральный Консул Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге Эдвард Хукс отметил, что его страна большое внимание уделяет биоресурсам, поэтому стало традицией организовывать мероприятия и контакты, связанные с вопросами биотоплива. К 2020-му году Нидерланды планируют использовать 10%, а к 2040-му году - 33% возобновляемых биоресурсов в качестве топлива. Поэтому сотрудничество с лесным сектором России чрезвычайно важно для Нидерландов.

Заместитель полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному округу Любовь Совершаева придает большое значение созданию инвестиционных возможностей для развития производства биотоплива. Она отметила, что в Санкт-Петербурге впервые проводится такой представительный форум между бизнесменами России и Нидерландов. Между финансистами, учеными и промышленниками.

Любовь Павловна надеется, что в результате переговоров на этом форуме могут возникнуть реальные договора о поставке в Нидерланды биотоплива. Для этого есть все предпосылки. Ведь в Ленинградской области в год скапливается до 4-х млн. кубометров древесных отходов, которые с успехом могут служить сырьем для получения пеллет и брикетов. Поскольку 54% лесов Европейской части России находятся на Северо-Западе, то начало строительства терминалов по перевалке биотоплива в этом регионе имеет все предпосылки для развития целлюлозно-бумажных производств и всего лесопромышленного комплекса.

Андрей Бенин - депутат Государственной Думы и член Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Российской Федерации рассказал, что когда на одной из конференций в 1993 году он предложил получать энергию из древесины, участники приняли это предложение, как шутку. Однако сейчас большой интерес к биотопливу проявляют не только ученые, но и промышленники, и финансисты.

Председательствовал на семинаре профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета Растительных Полимеров, член консультационного комитета по бумаге и древесным продуктам ФАО ООН, профессор Эдуард Аким. Он сделал сообщение на тему: «Взаимосвязь целлюлозно-бумажной промышленности, производства и использования биотоплива, как часть комплексного использования древесных ресурсов». Было отмечено, что в мире добывается 7,2 млрд. мз древесины, из них более 50 % используется для получения энергии. В настоящее время экспорт биотоплива из России в страны Западной Европы стал реальным и необходимым.

Эту позицию подтвердил и Ханс Янсен, участвующий в совместном проекте ЕЭК ООН, Порта Роттердам и «Концерна Лемо» - «Экспорт биомассы из России». Европейская Экономическая Комиссия в Женеве отвечает за торговлю биотопливом. Особенно важны активные консультации между всеми ассоциациями и предприятиями лесного комплекса.

Работа по этой теме должна проводиться постоянно, а не только на семинарах и конгрессах. Поставки биомассы из России в Нидерланды планируются на ближайшие сорок лет, поэтому нужно торопиться начать производство и создавать долгосрочные отношения с иностранными партнерами с непременной поддержкой капитала. ЕМО Terminal Rotterdam вполне может принимать крупные суда для перевозки биомассы.

В рамках бизнес-диалога Олег Жуковский - директор в 4-м отраслевом управлении Внешторгбанка по работе с корпоративными клиентами, кандидат экономических наук - представил возможности Внешторгбанка РФ. Банк намерен вложить в лесопромышленный комплекс страны около 600 млн. долларов.

Внешторгбанк работает с иностранными банками, в том числе и с голландскими, где можно получить кредит без предоплаты на срок 2 - 3 года с минимальной процентной ставкой 3,0 - 3,5 % годовых. Десять филиалов Внешторгбанка принимают участие в инвестировании ЛПК.

Генеральный директор «Лемо» Андрей Понамарев рассказал о перспективах развития биотоплива в России. Он отметил огромную заинтересованность специалистов в этой встрече. Первоначально в семинаре планировали принять участие около 68 специалистов, однако на встречу приехали свыше 180 участников, среди которых представители портов Санкт-Петербурга и Роттердама, специалисты голландских компаний, трейдеры, производители оборудования для производства пеллет и брикетов, бизнесмены, которые хотят построить заводы по выпуску биотоплива. Препятствием для строительства предприятий является отсутствие хорошего оборудования. И Андрей Понамарев, и Андрей Бенин согласны с тем, что развитие биотопливного бизнеса в России возможно только, если для производства биомассы будет использоваться надежное датское либо голландское оборудование. В настоящее время на Северо-Западе России начато строительство 8-ми фабрик, где будет работать такое оборудование. Планируется, что каждая фабрика будет выпускать по 50 тыс. тонн пеллет в год.

Концерн «Лемо» предполагает в следующем году выпускать на Северо-Западе до 200 тыс. тонн пеллет, а в дальнейшем довести выпуск пеллет до 500 тыс. тонн в год. Четкие перспективы сотрудничества между Голландией и Россией позволяют в ближайшие 10 лет осуществить переработку и перевозку больших поставок биомассы. Мощности Санкт-Петербургского порта, технические и людские ресурсы позволяют производить перевалку пеллет от 10 тыс. тонн в месяц.

Представитель Правительства Ленинградской области Владимир Сендецкий предложил наладить производства пеллет на деревообрабатывающих заводах. Даже при небольших объемах биотоплива хорошего качества (1,5 тыс. тонн) - все производители найдут своего покупателя, если пеллеты не копить, а отправлять автотранспортом по мере изготовления. Кроме того, древесина в качестве топлива может применяться необязательно только в форме пеллет. Заслуживают внимания стружки, опилки, щепа, древесный уголь и древесный порошок. Весь цикл работ с таким сырьем может идти по простой формуле: подготовка - прессование - упаковка. При переходе с угля на биотопливо возможно предоставление производителям 30 % инвестиций.

Для полноценного развития биотехнологий в России не хватает самого главного звена - оборудования. Первые опыты по производству пеллет на основе отечественных машин по приготовлению кормов были, мягко говоря, не самыми удачными. Если же базироваться на мировом опыте, а не конструировать «новый велосипед», то можно найти надежные и производительные механизмы, такие, как гамма оборудования фирмы СРМ, история которой началась еще в 1883 году в Сан-Франциско (США). После второй мировой войны СРМ превратилась в мирового лидера по производству гранулирующего оборудования, имеющего производственные мощности в США, Нидерландах, Ирландии, Сингапуре и Бразилии. Представитель СРМ в Нидерландах Эверт Вельхойзен представил на встрече свое видение внедрения более экономичного оборудования компании по производству пеллет в России. Пеллеты для отопления домашних печей являются острой необходимостью в таких странах, как Великобритания, Швеция, Норвегия, Германия, Дания, Голландия. Они минимизируют отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности, легко перемещаемы, сгорание происходит медленно с низкими выбросами углекислого газа. 2 кг древесины могут заменить 1 литр нефти, что дает получение 5-ти квт часов.

О том, как работает компания СРМ в Европе рассказал представитель этой фирмы Петер Ланге. Он отметил, что сейчас около 80 % производимых в Европе пеллет, изготавливаются именно на оборудовании фирмы CPM. Снизить затраты на 1 тонну продукции и увеличить ценовые характеристики возможно при расширении предприятий и увеличении выпуска пеллет. Обычно, это 15 т/час. Чтобы увеличить выпуск пеллет до 30 т/час необходимо реконструкция оборудования.

Много споров разгорелось по поводу качества и стандартизации биотоплива. Представитель голландской компании «Петерсон» Кис Троуборст отметил, что для покупателя-потребителя важно, чтобы соблюдались требования интернациональных стандартов и региональных интересов. Хорошие пеллеты - это надежность, поскольку, например, потребители электричества хотят пользоваться им 365 дней в году и 24 часа в сутки. Зеленые этикетки при поставках пеллет свидетельствуют о надежности продукта, который является экологически чистым. Представители российского бизнеса предлагали создавать свои собственные стандарты на биотопливо, мотивируя большими сложностями, возникающими на таможне. В то же время, Эдуард Аким не рекомендует создавать российские стандарты, поскольку есть европейские стандарты качества биотоплива на базе существующих потенциальных импортеров. Они должны быть адаптированы к нашим условиям, тогда будут приниматься таможней, и удовлетворять заказчиков. По мнению Андрея Понамарева, крупные покупатели биоэнергии - электростанции - в дальнейшем будут требовать не только сертификаты на пеллеты, но и сертификаты на происхождение древесины из который были изготовлены данные пеллеты. Поэтому необходимо сотрудничество со всеми ветвями власти. Кстати, 7 - 8 декабря в Санкт-Петербургском Государственном Технологическом Университете Растительных Полимеров, пройдет конференция по сертификации биотоплива, где внимание участников будет сосредоточено на выработке соответствующих стандартов качества.

Внимание слушателей привлекли доклады, связанные с логистикой при перевалке биомассы и проблемы, которые при этом возникают. Кейс Вестрате из Роттердамского порта сообщил, что огромные территории порта предоставляют причалы, строения и складские помещения частному бизнесу и с января 2004 года порт Роттердама начал плодотворно сотрудничать с Санкт-Петербургом. 14 тысяч морских миль отделяет Санкт-Петербург от Роттердама. В настоящее время из Санкт-Петербурга в Роттердам могут приходить не менее 30% грузов в насыпном виде 1 - 2 раза в неделю. В 2010 году будет возможно перевозить в Роттердам из Выборгского, Ломоносовского и Усть-Лужского портов до 12% биотоплива. До этого времени нужно решить много вопросов, связанных с наземным шоссейным транспортом, специализированными судами и развитием инфраструктуры. Питер Ван Поэлгейст из голландской компании EBS также подтвердил, что St. Laurenshaven Terminal в порту Роттердама предлагает закрытые хранилища для пеллет, которые возможно разгружать непосредственно с судна на баржу.

В то же время, представитель порта в Усть-Луге В. Шапкина посетовала, что потенциал порта используется только на 10%, так как отсутствует схема на перевозки больших количеств биотоплива на большие расстояния. ЛенИнвест (бывший Гипролестранс) сделал проект и прошел согласования лесного терминала в порту Усть-Луга. К 2006 году планируется проведение первого этапа реконструкции возможностей порта для перевалки биотоплива. Для этого необходима более тесная кооперация с банками и объединение усилий с представителями Роттердамского порта.

Закрывая семинар, Эдуард Аким пожелал всем участникам усиления сотрудничества в области производства биотоплива, а также привлечения инвестиций в эту отрасль. Профессор высказал предположение, что если наша промышленность будет размышлять и раскачиваться еще лет пять, то мы можем потерять рынки сбыта, которые в настоящее время чрезвычайно востребованы.

Очень надеемся, что этого не произойдет. Для успешного выполнения задач по производству биотоплива и его доставки на внешний и внутренний рынки есть все составляющие. А главное есть обоюдное желание российских и голландских предпринимателей, финансистов, представителей научно-исследовательского сектора как можно быстрее претворить в жизнь все задуманное. Этому способствовала сама атмосфера Бизнес-диалога, созданная руководством Горного института, перестройка которого за последние пять лет как нельзя лучше отражает стремление быть на уровне лучших европейских стандартов. Проблемами биотоплива в России в настоящее время заняты такие серьезные организации и люди, что сомнений в успехе быть не может. Большому кораблю - большое плавание!

Людмила Гришкова