Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Лесная промышленность Среднего Урала

В последние годы лесная отрасль Урала находится в стадии глубоких структурно-экономических преобразований. Коренные социальные и экономические потрясения, произошедшие в последнем десятилетии прошлого века, не могли не сказаться на ее состоянии. Лесное хозяйство, лесная промышленность, лесная наука находятся в мучительных поисках новых, рациональных и эффективных путей хозяйственной и предпринимательской деятельности, своего достойного места в рыночной экономике страны. К сожалению или к счастью, это так. Ведь вся основная база, которая сегодня нуждается в глубокой внутренней и внешней перестройке, создавалась не сейчас, не десять и даже не пятьдесят лет назад.

«Уральский лес - это могучие красавицы сосны и лиственницы. Исстари славились они далеко за пределами России. Может, немногие знают, что вся Венеция стоит на сваях из уральской лиственницы, из них же строился парусный королевский флот Великобритании. Их везли лошадьми в Архангельск, а оттуда морем на судах доставляли на Британские острова», - пишет журналист Виктор Селиванов. Любопытные факты, не правда ли?

История лесной промышленности Среднего Урала насчитывает более трех столетий. Потребность в лесозаготовках возникла с развитием горнозаводской промышленности. Наравне с рудой она «поглощала» дрова и древесный уголь. К середине XVIII века древесно-угольная металлургия Урала уже насчитывала более ста железоделательных и передельных заводов, к которым были приписаны почти все леса в доступных к эксплуатации местах. Причем сначала рубки велись бессистемно и нещадно.

Порядок рубок леса, правила очистки лесосек и охраны молодых насаждений были впервые введены указами и инструкциями Петра I. С учреждением в 1798 г. Лесного департамента и введением в действие Лесного устава появились более жесткие правила: были определены годичные нормы рубки для каждого завода, назначена лесная охрана и введена должность лесного офицера, сопоставимая с должностью лесничего. Лесозаготовками занимались крестьяне, военные и осужденные на каторгу.

Рост объемов рубок и увеличение расстояния перевозок леса и древесного угля потребовали организации дорожного строительства. К началу столетия было построено около 800 км узкоколейных железных дорог, в том числе Алапаевская, Богословская, Гороблагодатная, Нижнетагильская. В это же время активно строились лесопильные заводы.

В 1903 г. в селе Покровском Шадринского уезда на реке Исеть была пущена в работу Знаменская картонная фабрика. Через несколько лет на реке Ляле развернули строительство Николаепавдинского комбинированного целлюлозно-бумажного и лесопильно-деревообрабатывающего комбината. К началу первой мировой войны на территории области уже работало пять бумажных фабрик.

Первыми органами, положившими начало государственной лесной промышленности, были губернские лесные комитеты - гублескомы - территориальные образования Главного лесного комитета. В первые годы Советской власти действовали лесозаготовительные конторы, в 1929 г. вместо них организовали новую структуру лесозаготовительных предприятий - леспромхозы, существующие до сих пор. Тогда же в 1930 г. в Свердловске был открыт Уральский лесотехнический институт - УЛТИ.

В предвоенное десятилетие лесная промышленность на Урале заметно окрепла, отрасль переходила на путь механизации, прокладывались новые дороги, открывались новые леспромхозы, росли лесные поселки, обустраивалось жилье для тружеников леса. Развивалась лесопильно-деревообрабатывающая промышленность, расширялся ассортимент вырабатываемой продукции. Заводы выпускали пиломатериалы разных назначений, дома и строительные детали, деревянные трубы, пищевую тару, мебель и лыжи. После реконструкции пяти бумажных фабрик и введения в эксплуатацию Туринского целлюлозного завода выросли объемы производства бумаги.

Огромную роль сыграл Средний Урал в годы Великой Отечественной войны. Коллективы предприятий ведущих лесных организаций области - «Свердлес», «Свердлесдрев», «Главлесчермет», «Свердтранслес» и «Химлес» - были переведены на режим работы военного времени. Рабочие на лесозаготовках совершали трудовые подвиги, практически несли воинскую повинность, но за годы войны объемы вывозки леса все же сократились на 35 %.

Важный этап в развитии лесной отрасли Свердловской области - объединение в Свердловский совнархоз родственных лесных предприятий разных ведомств в областные подотрасли - лесную, деревообрабатывающую и бумажную.

В 60-е годы леспромхозы области вышли на стопроцентную механизированную валку, трелевку леса и вывозку. Ведущей лесопильной организацией в то время был трест «Свердловскдрев». В июне 1965 г. уже образовались крупные производственные объединения лесной промышленности «Свердлеспром» и лесопильно-деревообрабатывающие «Сверддревпром». Правда, уровень хозяйственной деятельности и экономики предприятий удалось повысить только в начале 70-х г г. Тогда же наращивались объемы переработки древесины, строились утепленные тарные цеха по переработке лиственной и низкосортной древесины на тарную продукцию. Лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты «Сверддревпрома» выросли в крупнейшие предприятия, оснащенные новейшим оборудованием, укомплектованные рабочими и инженерными кадрами высокой квалификации. На более низком уровне находились мебельные предприятия, их технологическая оснащенность и сама технология производства. Продукция мебельщиков ограничивалась спросом сельского населения.

В середине 1975 года в лесной и деревообрабатывающей промышленности была введена новая генеральная схема управления отраслью: министерство - всесоюзное объединение - промышленное объединение (предприятие).

В состав вновь образованного Всесоюзного лесопромышленного объединения «Свердлеспром» вошли все лесозаготовительные предприятия бывшего производственного объединения «Свердлеспром» и основная часть деревообрабатывающих предприятий области. В то же время ликвидировали «Сверддревпром». Мебельные предприятия вошли в состав объединения «Средуралмебель» и были подчинены Всесоюзному объединению «Союзмебель».

Во второй половине 70-х г г. лесная отрасль приступила к перевооружению. В леспромхозы поступили агрегатные машины, на лесосечных работах крупные бригады заменили на малые комплексные бригады. На лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях в это время велись строительство и реконструкция потоков и цехов: древесностружечных плит в Алапаевске, древесноволокнистых в Предтурье, домостроения в Талице и Юшале, продолжает строиться комплекс по сушке и пакетированию пиломатериалов в Лобве, вводится в эксплуатацию завод по выпуску древесностружечных плит в Верхней Синячихе.

В восьмидесятые годы управленческие функции и структура производства «Свердлеспрома» значительно расширились. В его состав вошли предприятия целлюлозно-бумажного, фанерно-плитного и спичечного производств, объединение «Свердлесстрой», институт переработки древесины СвердлНИИдрев. В ведение лесозаготовителей передаются лесхозы и лесничества ряда лесных районов области.

Завершающим этапом структурных преобразований отрасли и образования лесного комплекса Среднего Урала была реорганизация Всесоюзного объединения «Свердлеспром» в территориальное. В его состав вошли предприятия и организации Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР (кроме мебельной). К началу 1990 г. «Свердлеспром» как крупнейшая лесопромышленная структура представлял собой многоотраслевое объединение с высоким уровнем лесозаготовок, лесопиления и деревообработки, фанерным, плитным, бумажным и лесохимическим производством, с численностью свыше 70 тыс. человек.

И люди были главной ценностью лесной промышленности, да и не только лесной. В советское время они работали за идею. Их ударный труд, высокие производственные показатели были не погоней за почетом, славой и уж тем более материальными благами, а искренним стремлением принести пользу своей великой необъятной родине. Каждый отдельный герой труда, добиваясь лучших результатов и никогда не останавливаясь на достигнутом, творил буквально производственные чудеса. Надо ли говорить о тех грандиозных результатах, к которыми Советское государство приходило благодаря всем вместе взятым самоотверженным лесным труженикам?

Много славных имен и сегодня произносятся с благоговением, уважением и почетом. Это имена не только руководителей крупных предприятий, но и простых людей со скромной должностью, но светлой головой и золотыми руками. Иногда думаешь: все-таки было тогда много хорошего. Человек был в цене. Не деньги, не имущество, не привилегированное положение в обществе, а личность. Ну кто сегодня, тем более в общественно-политической прессе, будет превозносить простого рабочего? А вот Терехова Александра Васильевича - тракториста Красноярского леспромхоза комбината «Серовлес» - в свое время знала вся страна. И вроде бы сегодня его заслуги на первый взгляд кажутся не такими уж значительными: по его инициативе были увеличены сроки работы трелевочных тракторов без капитального ремонта за счет правильного использования механизма, строгого соблюдения графика техухода, качественного текущего ремонта. Но тогда в это движение включились сотни лесосечных бригад страны. Как пишет очеркист Виктор Селиванов, «почин рядового уральского тракториста крепко встряхнул многие министерские кабинеты, заставив их по-новому взглянуть на качество механизации в этой промышленности и ее эксплуатацию». Высказывалось даже предложение об учреждении премии имени Героя социалистического труда Александра Васильевича Терехова.

Павел Алексеевич Лысманов - целая эпоха в жизни «Свердлеспрома». Он был его создателем и первым руководителем, сплотил вокруг себя плеяду эрудированных и опытных специалистов. «Свердлеспром» вобрал в себя практически всю лесную промышленность области. Лысманов работал на износ, вникал во все мелочи, под его руководством осваивался лесной север области, строились лесовозные дороги и новые леспромхозы.

С именем Николая Григорьевича Багаева - еще одного руководителя «Свердлеспрома» - связано развитие лесной науки и инженерии по созданию новых технологий, организации труда на научной основе. В 60 - 70-е г. г. минувшего столетия уральский лес стал экспериментальной площадкой всего нового, что рождалось в лесной промышленности страны. Уральские ученые и инженеры разработали ряд новшеств: вывозку древесины из леса в хлыстах во двор потребителя автомашинами и по путям МПС, организацию малокомплексных бригад, создание складов сырья и т. д. Напористость и талант организатора Багаева не остались незамеченными. Он был назначен заместителем министра лесной промышленности Союза. Многие были уверены: дослужится и до министра, но не сложилось, бывает и такое...

И таких людей было много. Их усилиями была поставлена на ноги лесная промышленность Среднего Урала.

Девяностые годы внесли в привычную жизнь людей смуту и растерянность. Лесная промышленность, да и вообще промышленность, экономика не только Свердловской области, но и целой страны пришли в упадок. Но вот все снова возрождается. Сегодня, в 2004 г., появляется уверенность, что все созданное в лесной отрасли не за одно десятилетие и не одной тысячей человек не исчезнет бесследно. Есть основа - значит, остальное приложится, были бы желание, энтузиазм и здоровое стремление заработать на рациональном использовании природных ресурсов. Как-никак сегодня у нас рыночная экономика...

 

При написании статьи использованы материалы книг:
Глузман В. Л., М. Ф. Маслюков. Лесозаготовительные предприятия Среднего Урала. Екатеринбург, 2001;
История развития лесной промышленности Среднего Урала. Составитель Маслюков М. Ф. Екатеринбург, 1997;
Лесное братство. Очерки о работниках леса Урала. Составитель Селиванов В. И. Екатеринбург, 2004.


Другие статьи рубрики Регион номера: Урал

На все нужна «государева воля»
Жаркие трудовые будни

Обзоры ЛПК регионов России