Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера: Железнодорожные перевозки

«Евросиб»: новые рынки и новые услуги

Рубрика Тема номера: Железнодорожные перевозки

Основанная в 1992 г. группа компаний «Евросиб» объединяет предприятия в области железнодорожных перевозок, автомобильного дилерства, строительства и управления недвижимостью, общий оборот которых в 2003 г. составил  360 млн USD.

ЗАО «Евросиб СПб - Транспортные Системы» является одним из крупнейших частных российских экспедиторов и железнодорожных перевозчиков, владея и управляя парком из 8500 собственных и арендованных вагонов. В 2003 г. «Евросиб СПб - ТС» перевез 17 млн. тонн грузов.

«"Евросиб" более пяти лет перевозит лесные грузы. Среди наших партнеров и клиентов - крупнейшие предприятия лесопромышленного комплекса России: Сегежский ЦБК, ОАО «Кондопога», ЛХК «Череповецлес», «Корпорация Вологдалеспром», международные лесопромышленные корпорации Stora Enso, Thomesto, UPM Kymmene и многие другие,» - сказал в начале беседы менеджер отдела продаж услуг оперирования Борис Прокофьев.

«Мы организовываем перевозку продукции ЛПК по железной дороге, морем и автомобильным транспортом в любую страну. Наше конкурентное преимущество состоит в том, что компания обладает большим парком собственного подвижного состава и умеет им управлять. На сегодняшний день общее количество собственных и арендованных вагонов «Евросиба» составляет около 8500. Передовые технологии в организации транспортного процесса позволяют нам в конечном итоге сократить расходы клиента. Именно поэтому клиенты отдают предпочтение нашей компании на долгосрочной основе: они понимают, что им выгодно работать с одним экспедитором, который комплексно решает проблемы грузовладельца.

- С чего начинается работа с клиентами?

- Работа с клиентом начинается фактически тогда, когда мы еще не знакомы друг с другом, на этапе, на котором мы активно изучаем транспортные потребности ЛПК. В результате некоторых клиентов находит компания, другие приходят к нам сами. Начав сотрудничество, мы прежде всего оговариваем условия организации перевозки груза, информируем, какие услуги мы можем предоставить. Стараемся заранее предусмотреть возможные проблемы в будущем. Чтобы избежать трудностей, которые могут возникнуть при погрузке и отправлении лесной продукции, изучаем технические возможности станции: насколько развиты подъездные пути, есть ли эстакады, габаритные ворота. Потом согласовываем цены, рассматриваем проект договора. Если он устраивает обе стороны, договор подписываем. Потом выезжаем на станцию, на первую погрузку. С мастерами, грузчиками из коммерческих компаний залезаем на эстакады и подвижной состав, показываем, как рационально формировать штабеля на наших платформах, как закрывать замки... В общем, мы детально вникаем в проблемы каждого конкретного клиента и создаем для каждого из них новый, индивидуальный продукт, привлекательный своим качеством и ценой.

- Какие трудности наиболее часто возникают при погрузке и отправлении лесной продукции, и что Вы посоветуете сделать своим клиентам, чтобы их избежать?

- Наибольшую сложность для грузоотправителей представляют значительные, до трех-пяти суток, задержки вагонов на станциях погрузки в ожидании осмотра, уборки, подачи на подъездной путь, «затаможки» и оформления. Причины задержек состоят в недоукомплектованности штата многих станций специалистами: вагонниками, приемосдатчиками, товарными кассирами. Кроме того, их отношение к клиенту часто не столь внимательное, как у сотрудников компаний экспедиторов, готовых работать «день и ночь», чтобы решить проблемы клиента. Между тем сокращение времени нахождения вагонов на станциях погрузки - это огромный резерв снижения транспортных издержек наших партнеров.

Кроме того, сложность при перевозке продукции ЛПК может состоять в отсутствии свободного подвижного состава. Парк специализированных вагонов для перевозки продукции ЛПК дефицитен, и обеспечение им со стороны РЖД может происходить с нарушением сроков. Поэтому наличие у экспедитора собственного парка вагонов для перевозки лесной продукции - это большой плюс для грузовладельца.

- Есть ли у столь выгодного для железной дороги партнера, как «Евросиб», проблемы во взаимоотношениях с дорогой?

- Мы не конкурируем с дорогой, а дополняем ее, но технические проблемы всегда остаются, и мы стараемся решать их конструктивно. Однако одна из них доставляет нам особенно много хлопот. Летом движение по железной дороге сдерживают так называемые «окна», во время которых ведется ремонт верхнего строения пути. Поездам приходится стоять на станциях и перегонах. А это значит, что к месту назначения груз может прибыть с опозданием. Мы подводим клиента, нарушая свои обязательства, хоть и не по своей вине.

- Какова политика компании в области развития вагонного парка?

- При выработке своей стратегии развития мы исходим из того, что подвижной состав ОАО «РЖД» стареет опережающими темпами по сравнению с его заменой. Поэтому руководство «Евросиба» вполне сознательно сделало ставку на приобретение нового подвижного состава, несмотря на финансовые риски, связанные с отсутствием четко разработанной базы в области взаимоотношения владельцев подвижного состава с собственниками инфраструктуры. Особенно эти риски увеличились в течение последнего года в условиях резкого роста цен на вагоны и повышения сроков окупаемости инвестиций в подвижной состав. Тем не менее мы уверены, что наши инвестиции еще более упрочат устойчивое положение компании на транспортном рынке в ближайшей и отдаленной перспективе, способствуя увеличению доходов компании и уменьшая издержки наших партнеров. Нам это вполне удается. Так, за первую половину года парк вагонов «Евросиба» увеличился на 10 %, а объем продаж в натуральном и денежном выражении вырос на 17 %.

- На выборгском направлении в составах поездов «Евросиба» с кругляком появились вагоны с надписью «щепа». Иногда такие вагоны идут целыми составами. Куда они направляются?

- В основном, в Финляндию для производства целлюлозы. Раньше щепу перевозили финские автоперевозчики. Но это значительно дороже, чем по железной дороге, да и объем перевезенной продукции был меньше. А производство целлюлозы имеет непрерывный характер, исходный материал должен быть на комбинате всегда в достаточном количестве. Поэтому «Евросиб» стал доставлять щепу в вагонах, а буквально 3 - 4 месяца назад начал перевозить отходы деревообработки. В скандинавских странах приняты законы, которые стимулируют использование возобновляемых и экологически чистых энергоресурсов, так называемое биотопливо. В то же время закон делает невыгодным применение для производства энергии угля и нефти. Финны проявляют большую заинтересованность в перевозках щепы и биотоплива. И мы прилагаем все усилия, чтобы удовлетворить их запросы, закупая под эти проекты специальный подвижной состав. Обычными вагонами с объемом кузова 130 м3 возить отходы нерентабельно. Наши вагоны вмещают 165 м3. Перевозка становится выгодной и грузоотправителю, и перевозчику.

- Финны - единственные ваши клиенты в области перевозки щепы?

- Нет, мы перевозим щепу российской компании ООО «Новгородский филиал «Содружество», есть запросы от российских компаний, белорусов, шведов, эстонцев. Сейчас они находятся в стадии проработки. Рассматриваются проекты перевозки пиломатериалов с лесообрабатывающих заводов, построенных финнами на Северо-Западе. Эти заводы, отличающиеся от российских высокой технологичностью и производительностью, начали работать не так давно, поэтому можно сказать, что наше сотрудничество только начинается.

Мы разработали проект комплексного транспортного обслуживания всего технологического цикла крупных лесопильных производств. «Евросиб» готов предоставить высококачественную услугу по доставке исходного сырья: пиловочника, вывозу готовой продукции: пиломатериалов, а также отходов производства: щепы и биотоплива. Кроме того, в этом комплексе услуг мы предлагаем организацию внутрипроизводственных перемещений сырья и готовой продукции. Ведь предлагаемый комплекс услуг - это уже не просто экспедирование груза или оперирование собственным подвижным составом, а переход к полному логистическому обслуживанию предприятия. Это соответствует стратегии развития «Евросиба», нацеленной на максимальное развитие транспортно-логистических услуг полного цикла для своих клиентов.

- Какую работу ведет «Евросиб» на внутреннем рынке?

- Внутренний рынок значительно оживился в последнее время по сравнению с предыдущими годами, когда перевозки продукции ЛПК были в основном экспортно-импортными. Мы, соответственно, расширяем свое присутствие на российском рынке перевозки лесных грузов. Нашими партнерами за последний год стали такие крупные компании, как ОАО «Кондопога», Жешартский и Усть-Ижорский фанерные комбинаты. Активный поиск клиентов продолжается. Одним из новых клиентов «Евросиба» стала шведская компания Stora Enso Timber, построившая заводы по переработке древесины в карельском поселке Импилахти и в поселке Неболчи Новгородской области, а также финская компания UPM Kymmene, построившая завод в поселке Пестово. К тому же эти заводы в Неболчи и Пестово оживили малодеятельный участок железной дороги.

- Наконец, позвольте Вас спросить о Вашей оценке нашего журнала.

- «ЛесПромИнформ» я читаю постоянно. Журнал очень информативный, а информация является самым необходимым инструментом в нашей отрасли.

- Спасибо за интервью, Борис Алексеевич.

Владимир Вершинин