Партнеры журнала:

Тема страницы

Перспективы развития малоэтажного домостроения: оценки, прогнозы, предложения

Малоэтажное домостроение имеет существенное социально-экономическое значение: оно способно не только помочь решению проблем жилищного строительства, но и располагает значительным потенциалом для обеспечения геополитической стабильности и безопасности страны, что и должно определять перспективы его развития.

Россия располагает третью мировых запасов полезных ископаемых стратегического значения, колоссальными запасами пресной воды, четвертью общепланетарных запасов древесины промышленных пород, десятками миллионов гектаров неосвоенных или заброшенных плодородных земель. Это обстоятельство не может не актуализировать проблему обеспечения геополитической устойчивости и целостности страны. Тем более что на Западе уже обнародована доктрина общепланетарной принадлежности российских ресурсов.

Ситуация требует адекватных, системно-программных государственных решений. Наряду с мерами обеспечения и укрепления обороноспособности страны, в этих решениях должно быть учтено, что сегодня объекты промышленно­-гражданского назначения занимают всего около 2% территории страны (в десятки раз меньше, чем в любой другой стране мира) и в некоторых регионах, особенно за Уралом и на Дальнем Востоке, плотность населения весьма невысока. Взвешенной оценке подлежат принципы и задачи урбанизации, реально не обеспечивающие стратегическую безопасность страны. В этой же плоскости должны рассматриваться и решаться задачи резкого снижения темпов деградации российской глубинки.

Ежегодно с карты страны исчезает тысяча(!) деревень. Процесс отчасти естественный (за прошлый век доля сельского населения в общей численности населения страны уменьшилась почти в три раза), но в начале нынешнего столетия он резко ускорился. Основная причина - в так называемой оптимизации бюджетных расходов на содержание школ, учреждений культуры и здравоохранения, на транспортную инфраструктуру. Этот процесс может быть существенно замедлен мерами государственного обеспечения существующей и создания новой социально­-транспортной инфраструктуры в сельских поселениях, имеющих обоснованные перспективы развития.

Землеемкость (величина, обратная плотности застройки, то есть отношение площади участка застройки к общей площади жилого здания) жилищной малоэтажной застройки территорий многократно превосходит землеемкость многоэтажной (рис. 1). Например, если для пятиэтажного дома (с учетом занимаемого им земельного участка и придомовой территории) этот показатель не превышает 2, то для личного подсобного хозяйства (ЛПХ) с малоэтажным домом общей площадью около 200 м2 и земельным участком около 2 га он не менее 100. Стоимостные показатели участка застройки также свидетельствуют о приоритетности малоэтажного домостроения.
К тому же хозяйственного использования придомовых участков при многоэтажной застройке, по сути, нет, а на территориях малоэтажного домостроения, как правило, ведется активная и разнообразная хозяйственная деятельность, преимущественно сельскохозяйственного профиля. Тем самым формируется иной уклад жизни человека, включая позитивное влияние на обеспечение его продовольственной безопасности.

При этом должны учитываться и решаться характерные проблемы малоэтажной застройки, особенно ее транспортной и энергетической инфраструктуры.

Малоэтажное домостроение характеризуется широким использованием местных строительных материалов, что минимизирует дефицит цемента, металла и других общестроительных материалов и тем самым стимулирует развитие региональной стройиндустрии и смежных отраслей. Во многих регионах страны традиционным материалом для малоэтажного домостроения является древесина. Товарные запасы деловой древесины в отечественном лесфонде сегодня используются едва ли на треть, хотя 1 м3 хвойного пиловочника достаточно для создания 1 м2 общей площади малоэтажного дома. Лесосечный фонд большинства российских регионов может ежегодно обеспечивать древесиной строительство многих тысяч таких домов. К тому же затраты на создание деревянного дома минимум на четверть ниже затрат на строительство кирпичного дома. Но сегодня в отечественном жилищном строительстве ежегодно используется всего лишь около 0,1 м3 древесины на душу населения, это на порядок меньше, чем у наших скандинавских соседей.

Широкий спектр потенциальных возможностей малоэтажного домостроения (см. статьи автора в ЛПИ № 5-8, 2012 год и № 1-3, 2013 год) характеризует не только его значимость для масштабного увеличения объемов и темпов отечественного жилищного строительства, но и ключевую роль в пространственном развитии страны, обеспечении ее геополитической безопасности и социально­-экономической стабильности. Эта роль может и должна стать основной целевой установкой масштабной государственной программы - национального мегапроекта.

Следует различать цели такого мегапроекта и реализуемого в последние годы национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Национальный проект ориентирован преимущественно на развитие жилищного строительства в городах, существующих и вновь создаваемых поселениях на основе многоэтажной застройки. Мегапроект сможет обеспечить комплексное освоение и обустройство неосвоенных или малоосвоенных территорий страны именно и прежде всего на основе новой поселенческой и индивидуальной малоэтажной застройки. Вместе с тем разработчики мегапроекта должны учесть положительный опыт ряда регионов в области малоэтажного домостроения.

Целевая установка мегапроекта может быть сформулирована как стратегически необходимое и социально­-экономически целесообразное направление государственной политики для оптимально равномерного освоения территорий страны преимущественно на основе малоэтажной застройки. Было бы оправданным принятие такой установки в качестве базового положения доктрины или стратегии на уровне Совета безопасности страны.

Для реализации целевой установки мегапроекта должна быть разработана его концепция (ее примерная структура представлена на рис. 2). Концепция должна иметь формат государственного документа. Его проект должна готовить федеральная структура, например Минрегионразвития, а рассматривать и принимать - правительство страны. Итоговым результатом концепции должна стать федеральная программа пространственного развития страны преимущественно на основе малоэтажной застройки. Программа должна определить долгосрочные и среднесрочные приоритеты, объемы строительства и затрат, учесть и аккумулировать региональные подпрограммы. Ход выполнения программы должен регулярно рассматриваться, оцениваться и при необходимости корректироваться правительством страны.

При разработке концепции и программы на ее основе последовательно, а в ряде случаев и последовательно­-параллельно должны быть рассмотрены и оценены все наиболее значимые (нижеперечисленные) факторы, влияющие на реализацию целей и задач мегапроекта:

1. Оценка каждой территории каждого субъекта страны на его соответствие определенным видам деятельности человека при малоэтажной застройке (промышленное, сельскохозяйственное производство, промыслы, ремесла и т. д.) в каждом регионе, особенно с малой плотностью населения, разработка схем территориального планирования или корректировка принятых схем с учетом результатов оценки. При этом должна быть выделена задача создания новой или совершенствования имеющейся социальной и транспортной инфраструктуры оцениваемых территорий, в том числе с учетом принятой Правительством РФ долгосрочной программы развития дорожного строительства и ее уточнения по целям и задачам мегапроекта.

2. Определение объемов требуемых финансовых затрат, учитывающих не только государственный и региональные бюджеты, но и государственно­-частное партнерство, различные инвестиционные схемы, стимулирующие малоэтажную застройку - от долгосрочного и низкопроцентного кредитования с дифференциацией его объемов и условий предоставления в зависимости от вида деятельности на новых территориях (земледелие, животноводство, промыслы и т. д.) до льготного выделения земельных участков и стройматериалов, отложенного налогообложения и пр.

3. Организация масштабного промышленного производства автономных систем жизнеобеспечения (АСЖО) малоэтажных жилищ на основе возобновляемых источников энергии (ветро- и гелиоустановки, тепловые насосы, биогазовые комплексы и т. п.). Это имеет принципиальное значение для реализации мегапроекта, потому что только АСЖО могут решить проблему энергонезависимости и комфортности как новой поселенческой, так и особенно индивидуальной малоэтажной застройки. При оценке этой задачи, объемов и темпов ее решения крайне важно учитывать нарастающую остроту глобальных проблем энергетики, актуализацию экологических проблем, неизбежный рост тарифов генерирующими структурами энергетики, общемировые тенденции развития альтернативного жизнеобеспечения жилищ, нереальность обеспечения масштабной малоэтажной застройки существующими системами энерго­-снабжения.

4. Подготовка предложений по корректировке и дополнению имеющейся законодательной базы (Земельного и Градостроительного кодексов РФ, разработка Федерального закона «О малоэтажной застройке» и др.), а также по созданию современной нормативно­-правовой основы малоэтажного домостроения (технического регламента о безопасности малоэтажных жилищ, комплекса национальных стандартов и сводов правил, системы пособий, справочников, отраслевых изданий).

5. Изучение и формирование мотивации участия граждан в малоэтажной застройке.

По отношению к задачам мегапроекта все взрослое население страны может быть условно разделено на три группы:

  • активно желающие принять участие в реализации мегапроекта;
  • размышляющие и сомневающиеся;
  • убежденные урбанисты, не видящие смысла в строительстве собственного малоэтажного жилища и не желающие участвовать в реализации мегапроекта.

Долевое соотношение этих групп может быть оценено только после официального принятия мегапроекта и полной информации населения о его задачах и условиях реализации.

Это соотношение весьма важно для решения задач мегапроекта; надо постоянно мониторить, изучать и формировать его динамику, чтобы объективно оценивать общие и текущие затраты на реализацию мегапроекта.

6. Разработка региональных каталогов малоэтажных жилищ, учитывающих потенциальный спрос, региональные особенности и традиции, варианты освоения придомовых земельных участков, использование продукции местных структур стройиндустрии и т. д. Значимость таких каталогов и методика их разработки изложены в публикации в ЛПИ № 3, 2013 год.

7. Осуществление, в соответствии с региональными каталогами, модернизации имеющихся или строительства новых предприятий местной стройиндустрии. Для лесоизбыточных и лесодостаточных регионов эта задача конкретизируется с учетом комплексного и рационального использования товарной древесины хвойных и мягколиственных пород, изделия из которой превалируют в малоэтажном домостроении. Решение этой задачи обеспечивается деревообрабатывающими предприятиями с гибкой (многовариантной) технологией, которая позволяет изготавливать широкую номенклатуру продукции строительной деревообработки, оперативно реагировать на изменение спроса на различные типы домов, перерабатывать древесину хвойных и мягколиственных пород и в конечном счете является основой конкурентоустойчивости таких предприятий.

Более детально эти задачи рассмотрены в ряде публикаций автора (см. ЛПИ № 4, 6, 8, 2013 год и № 2, 2014 год).

8. Долгосрочность действия мегапроекта и очевидная масштабность малоэтажной застройки (потенциальный ежегодный ввод малоэтажных жилищ может составить не менее 100 млн м2) потребуют серьезного комплексного организационно­-структурного обеспечения мегапроекта в виде федеральных и региональных структур управления, научных, проектных, образовательных и других организаций. Это имеет принципиальное, возможно даже решающее значение для реализации мегапроекта.

Оценка пригодности неосвоенных территорий, каталогизация малоэтажного домостроения, создание его нормативно­-правовой базы, развитие местной стройиндустрии - эти и множество других задач потребуют для своего решения времени, средств и, главное, кадрового обеспечения.

9. Мегапроект потребует достаточного информационно­-аналитического и справочно­-консультационного обеспечения в массовых изданиях (журналах, газетах, бюллетенях). В этих изданиях, как и в электронных СМИ, должны освещаться конкретные задачи мегапроекта и ход его реализации, анализироваться состояние и перспективы малоэтажной застройки в регионах страны, обсуждаться ее проблемы, освещаться опыт эффективного малоэтажного домостроения, публиковаться консультации специалистов и др.

10. Формировать программы реализации мегапроекта целесообразно в два этапа: на первом этапе местные и региональные структуры власти должны оценить оптимальные потребности в малоэтажной застройке и возможности их удовлетворения (на основе результатов решения изложенных выше задач и общефедеральных методических указаний по разработке программного обеспечения мегапроекта); второй этап необходим для анализа региональных предложений и подготовки государственной программы. Тщательность этой работы обусловит реальность мегапроекта.

При разработке концепции мегапроекта и его программного обеспечения необходимо учитывать существующие в России уровни принятия решений: федеральный, региональные и местные.

На федеральном уровне должны решаться задачи:

  • разработки концепции мегапроекта, программы его реализации, методических указаний для регионов;
  • комплексного нормативно­-правового обеспечения целей и задач мегапроекта;
  • стимулирования малоэтажной застройки на неосвоенных территориях страны и внепоселенческого малоэтажного домостроения;
  • организации промышленного производства систем АСЖО, их поставок и обслуживания;
  • льготной тарификации железнодорожных перевозок продукции строительной деревообработки из лесоизбыточных в лесодефицитные регионы страны;
  • введения и применения индикаторов малоэтажной застройки в показатели оценки регионов;
  • подготовки (совместно с регионами) специалистов и квалифицированного рабочего персонала для малоэтажного домостроения;
  • создания государственной структуры по научно-методическому и информационно­-аналитическому обеспечению мегапроекта и др.

На региональном уровне основными задачами реализации мегапроекта должны быть:

  • оценка территорий на соответствие целям мегапроекта, потенциального спроса на различные типы малоэтажных жилищ, подготовка проекта региональной программы и последующая ее корректировка с учетом федеральной программы, региональное нормативно-правовое обеспечение малоэтажной застройки;
  • максимально возможное инфраструктурное обеспечение участков малоэтажной застройки после их формирования и распределения;
  • разработка региональных каталогов малоэтажных жилищ, включающих не только малоэтажные дома, но и хозяйственно­-бытовые постройки на придомовой территории, необходимые для конкретного вида деятельности людей;
  • организация создания новых или модернизации имеющихся предприятий стройиндустрии для обеспечения задач мегапроекта на основе преимущественного и эффективного использования местных ресурсов (древесины, кирпича и др.);
  • содействие развитию индивидуального домостроения, кооперации производителей и переработчиков сельхозпродукции и т. п.;
  • создание и стимулирование конкурентной среды на региональных рынках строительных материалов и услуг;
  • системный мониторинг ситуации с малоэтажной застройкой, оптимизация спроса и предложений на рынке малоэтажного домостроения;
  • системное информационное и справочно­-консультационное обеспечение всех участников малоэтажной застройки.

На уровне предприятий малоэтажного домостроения и особенно их профессиональных сообществ (ассоциаций, союзов и др.) основными задачами являются:

  • структурная модернизация производства на основе гибких технологий, комплексного и рационального использования древесного сырья, реализации в рамках сообществ принципов кооперации;
  • системное повышение качества домостроительной продукции с использованием методов мониторинга построенных домов, системной оценки их потребительских индексов, программ стимулирования персонала, прямого (с подписью руководителя) декларирования (сертификации) продукции домостроения;
  • создание современной нормативной базы производства, в том числе на основе стандартов организации (СТО) и освоения систем качества;
  • организация системы повышения квалификации специалистов и рабочего персонала и другие задачи в формате организационно­-технических мероприятий.

Взаимосогласованное, оперативное, деловое решение задач всех трех уровней, контролируемое и при необходимости корректируемое Правительством РФ, обеспечит:

  • обустройство значительной части неосвоенных территорий страны, укрепление ее геополитического положения;
  • достижение в течение нескольких лет ежегодного ввода нового жилфонда в размере не менее
    1 м2 на душу населения, поскольку душевая обеспеченность жилплощадью в малоэтажном жилфонде в 2-3 раза выше, чем в многоэтажной застройке;
  • большую доступность жилища за счет существенной разницы в стоимости «квадрата» городской квартиры и малоэтажного дома;
  • решение проблемы энергозависимости большого сегмента нового жилфонда от невозобновляемых энергоресурсов;
  • эффективное использование местных строительных материалов, особенно и прежде всего древесины - традиционного материала для малоэтажного домостроения во многих регионах страны;
  • снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду и реальное повышение качества жизни людей по экологическим параметрам.

Если бытие определяет сознание человека, то его жизнь в удобном, надежном и красивом собственном доме самым непосредственным образом это подтверждает.

Виктор КИСЛЫЙ, директор фирмы «МП "ДОМ"», канд. техн. наук

От редакции

Этой статьей мы завершаем цикла статей директора фирмы «МП "ДОМ"» Виктора Кислого, посвященный проблемам отечественного малоэтажного домостроения и возможностям их решения (начало см.: ЛПИ № 5, 2012 год). Полагаем, что проблематика малоэтажного домостроения как основного потребителя многих видов продукции лесопромышленного комплекса имеет большое значение для нашей страны и рассчитываем на отзывы читателей журнала, специалистов отрасли и властных структур. Ваши мнения могут стать предметом дискуссии на страницах журнала и в ходе конференций, которые организует и проводит редакция ЛПИ, и будут полезны для определения перспектив развития малоэтажного домостроения в России.