Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Слово редакции

Если Госдума не шутит

Рубрика Слово редакции

Максим Пирус

Недавно комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи озадачился вопросом о возможности введения административного наказания для недобросовестных сотрудников пресс-служб федеральных органов власти, которые не исполняют свои обязанности по взаимодействию с прессой и не соблюдают ФЗ «О средствах массовой информации» в части предоставления запрашиваемых журналистами сведений (ст. 39, 40). Стараясь открыть глаза на очевидное тем немногим, кто еще этого не понял, газета «Известия» (цитируя парламентариев) писала: «Сейчас сложилась практика, когда сотрудники информационных департаментов различных министерств не отвечают на письменные запросы журналистов в рамках законодательства, зато уже после выхода материала публикуют так называемые опровержения, наносящие серьезный репутационный удар СМИ». Пора, дескать, за это привлекать.

Трудно понять, насколько серьезно настроены депутаты, учитывая, какие порой странные (и это мягко говоря!) темы выносятся на обсуждение в парламенте. По сути, эти люди, взыскующие публичности хотя бы ради того, чтобы оправдывать свои места имитацией бурной деятельности, должны хотеть максимальной прозрачности во взаимоотношениях общества и власти на любых ее уровнях. С другой стороны, предоставления запрашиваемой информации они ждут от чиновников - а как быть с породившими их самих политическими партиями или, допустим, с бизнес-структурами, «на всякий пожарный» сторонящимися любой «засветки»?

Мы не понаслышке знаем о проблеме «закрытости» информационного пространства в нашей стране. Сколько обращений к чиновникам заканчивались формальными отписками! Не могу не вспомнить в этой связи наше предложение совершенно безвозмездно отправлять каждый новый выпуск журнала в библиотеку Кабинета министров. - Немного спустя пришла короткая записка на бланке аппарата Правительства Российской Федерации, где директор Департамента пресс-службы и информации (оцените звучание должности!) с красноречивой фамилией Бубен сообщал, что упомянутый аппарат «обеспечен необходимой печатной периодикой и в дополнительных изданиях не нуждается».

Нет, мы не обижены. Привыкли. Хотя немного странно - ведь, по идее, неплохо было бы министрам иметь под рукой подборку деловых изданий для более глубокого понимания текущего положения дел в экономике. Нет? Ну что ж, насильно мил не будешь.

Но чиновники хотя бы отвечают на запросы - их к этому обязывают правила игры. С бизнесом все еще - и гораздо - сложнее. Тут наиболее распространены несколько вариантов развития событий.

Первый: вам просто не отвечают. Степень хамства при последующих попытках уточнить (по телефону и иным «коммуникационным каналам») судьбу запроса разнится, но смысл всегда один - мы вам ничем не обязаны и сотрудничать с прессой не собираемся. Приводить простые и верные аргументы насчет того, что общение бизнеса с прессой в интересах прежде всего самого бизнеса (конечно, если он «без страха и упрека») - бесполезно. Все ясно: «Как бы чего не вышло».

Второй. Вам отвечают со сдержанной заинтересованностью, заверяют во всяческой и скорой поддержке, а дальше начинается сказка про белого бычка... Время идет, стороны вязнут в переговорах, а дело не делается.

Наконец, вариант третий. Интерес у партнера - искренний, а возможность забесплатно пропиариться - подмечена и оценена верно. Встречаемся, общаемся, готовим статью, все (казалось бы) в порядке. Ан нет! На этапе согласования (а это мы делаем обязательно - до публикации) выясняется: «пожалуй, мы не разрешим печатать статью». Что, как, почему?! Мы плохо сделали свою журналистскую работу? Нет. Исказили факты? Тоже нет. Тогда в чем дело? Ну, вот просто не разрешаем - и все...

Здесь, подводя итог этому долгому (и, допускаю, необъективному) монологу, хочу задать вопрос. Вам, господа бизнесмены. Тем, кто всесильно и искренне старается развивать отечественный ЛПК. Если вы не готовы работать с прессой, зачем принимать участие в выставках? Тратить немалые деньги на то, чтобы в выгодном свете представить свое производство, свою продукцию - и отказываться делать то же самое с большим размахом и бесплатно? Это же нонсенс, задумайтесь. Тут и не нужно, чтоб законом обязали делиться информацией - достаточно простой логики.

В общем, если дума не шутит, Господь не выдаст да свинья не съест - в будущем мы будем знать друг друга немного лучше. Желаю всем удачи на этом пути.

Искренне ваш, Максим Пирус