Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

«Кириши Леспром»: как выжить


ОТ РЕДАКЦИИ

Говорить о том, что российскому леспрому живется нелегко, стало уже общим местом. Резонанс нешуточный, а заметных изменений к лучшему нет и особо не предвидится. Повышенное внимание, которое с недавнего времени проявляет к ЛПК руководство страны, привело к тому, что разговоров этих становится все больше, а люди, ведущие их, увы, имеют отношения к реалиям лесной и деревообрабатывающей промышленности все меньше. Тем важнее и интереснее услышать и донести до читателей мнения профессионалов, обсудить проблемы, которые действительно волнуют работников отрасли.  


О предприятии «Кириши Леспром», заготавливающем и перерабатывающем древесину в Киришском районе Ленинградской области, мы впервые услышали от ректора Санкт-Петербургского Лесотехнического университета Юрия Беленького. О том, чтобы туда организовать поездку, договорились сразу же, а вот осуществить задуманное не удавалось по разным причинам больше полугода.

Так сложилось, что мы с коллегой приехали в пос. Пчевжа, где располагаются производственные мощности компании, на самом излете зимы, когда от снежного наста оставались лишь намеки, а надежды на снегопады и морозы уменьшались день ото дня. И лесозаготовители с полным на то основанием тревожились, удастся ли вывезти с делянок результаты своих трудов.

Вольно или невольно, мы то и дело возвращались к этой теме в общении с генеральным директором ООО «Кириши Леспром» Григорием Ванджураком. Возможно, кому-то обсуждение зимней лесозаготовки и вывозки древесины из леса сейчас может показаться не слишком актуальным, но мы рассудили так: вернется зима - и проблемы вернутся...


Справка

ООО «Кириши Леспром» образовано в 1998 году.

Сфера деятельности: лесозаготовка, производство пиломатериалов, продажа круглого леса, пиломатериалов (доска, брус, вагонка, шпунт, штакетник), поддонов, дров, щепы. Продукция реализуется внутри страны и экспортируется в Финляндию, Германию, Норвегию, Израиль, Индию, Кувейт и др. Предприятием построено и введено в эксплуатацию более 3 тыс. м2 малоэтажного жилья в Киришском районе Ленинградской области. Ведется большая воспитательная работа со студентами и школьниками. На базе Пчевжинской сельской школы с помощью компании созданы школьное лесничество и музей леса.


На лесной делянке

Первым делом мы отправились на внедорожнике в лес и не без труда добрались по размытой дороге к участку, где работал лесозаготовительный комплекс. Неподалеку от делянки стоят аккуратные вагончики, где живут приехавшие на вахту операторы, и расположена мобильная ремзона. Продолжительность вахт - десять и более дней. Работа организована таким образом, чтобы, сменяя друг друга, операторы могли передать и принять сложную технику.

- Григорий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о том, как ведется заготовка древесины.

- У ООО «Кириши Леспром» в долгосрочной аренде на 49 лет лесные участки общей площадью 35 000 га с ежегодным объемом заготовки около 80 000 м3. Все лесные участки расположены в Киришском лесничестве в непосредственной близости от производственной базы нашего предприятия в пос. Пчевжа. Летом 2010 года в Ленинградской области прошел сильный ветровал. В нашей аренде было повреждено более 300 000 м3 древесины. Поэтому в последнее время мы много времени и сил посвятили разборке ветровалов. Заготовка древесины ведется современными лесозаготовительными комплексами по так называемой скандинавской технологии. Использование современных лесозаготовительных комплексов на лесозаготовках, а также наличие лесовозных дорог позволили нашему предприятию перейти на круглогодичную работу. В нашей лесосырьевой базе преобладают лиственные породы (около 65%), из которых более половины - это осиновые насаждения.

- Какие лесозаготовительные комплексы работают на лесозаготовке?

- У нас большой опыт по эксплуатации лесозаготовительных комплексов разных фирм: сначала мы приобрели машины фирмы Rottne, затем перешли на технику John Deere, а последние два лесозаготовительных комплекса нами были куплены у фирмы Ponsse. Технику мы приобретали в лизинг и вот уже на протяжении трех лет сотрудничаем с фирмой Ponsse. Нельзя сказать, что техника других фирм, с которыми мы раньше работали, хуже, на наш выбор повлиял профессиональный подход к продаже и обслуживанию техники специалистами этой компании. На протяжении трех лет мы ни разу о своем решении не пожалели.

Правда, проблемы с машинами все равно случаются. Любая техника, работающая в тяжелых условиях (и особенно в лесу), не выдерживает больших нагрузок и ломается. Поэтому нужны запчасти, кроме того, постоянно требуются расходные материалы, а это все приходится закупать за валюту. Вы видите, что происходит с курсом рубля в последнее время. Но дорожают не только импортные запчасти и материалы, растут цены и на бензин, дизтопливо, газ, электроэнергию, в результате чего сильно растет себестоимость заготовки древесины, а и без того невысокая рентабельность лесозаготовительных предприятий снижается. Россия - одна из самых богатых стран мира по запасам лесных ресурсов, но в стране ничего не делается для лесной отрасли. А не будет лесозаготовок, не будет и лесной отрасли!

- Кто работает на заготовке, местные жители?

- Хороших операторов лесозаготовительных машин, водителей, вальщиков и других рабочих специальностей в лесной отрасли катастрофически не хватает. Кадры стареют, а молодежь не спешит занимать освобождающиеся рабочие места, поэтому приходится привлекать специалистов из других регионов. В настоящее время у нас трудятся работники из Кировской и Самарской областей, Республики Карелия и разных районов Ленинградской области.

- Лесовосстановлением занимаетесь?

- Разумеется. Это один из постоянных видов нашей деятельности. Ежегодно проводим искусственное лесовосстановление на площади более 100 га. На каждом гектаре высаживаем 3000-3500 трехлетних саженцев, которые покупаем за свой счет в питомниках Ленинградской области. В полном объеме выполняем противопожарные и лесохозяйственные мероприятия по уходу за лесными культурами в соответствии с проектом освоения лесов. Кроме того, на лесосеке обязательно оставляем подрост, а в тех случаях, когда на участках недостаточно подроста, дополняем его. Все эти работы выполняются под контролем лесничества, а после их завершения происходит приемка участков с обязательным составлением всех положенных актов.

Здесь, на мой взгляд, также не обходится без перекосов. Посудите сами: лесничества собирают данные по выполненным арендаторами работам и передают их в комитет по природным ресурсам субъекта федерации, тот в свою очередь отчитывается перед Рослесхозом за полученные ими из федерального бюджета субсидии на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Рослесхоз отчитывается перед федеральным бюджетом за выделенные на эти цели средства. Но ведь все мероприятия были выполнены самим арендатором и за его счет, а его затраты нигде не учитываются и никем не компенсируются!

Лес - федеральная собственность. Арендатор покупает у государства лес на корню, перечисляя в госбюджет и бюджеты регионов попенную плату. Я считаю, что в эти суммы уже входят деньги, которые государству необходимо затратить на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Взять сельское хозяйство: если фермер взял в аренду земельный участок и посеял там пшеницу - он становится собственником полученного урожая. А вот арендаторы-лесозаготовители за свой счет обязаны приобретать саженцы или семена, выполнить все мероприятия по их посадке, осуществлять уход за ними в течение пяти лет, однако собственниками выросшего в последующем «урожая» они не становятся, собственником становится государство! Возникает резонный вопрос: разве это правильно?

Эх, дороги!

- Сезон складывается не очень удачно, - делится наболевшим Григорий Васильевич. - Осень выдалась дождливой. В середине января мы вынужденно приостановили работу из-за суровых морозов. А в феврале пошел дождь, началось повышение температуры и наступило вообще невесть что: ни зима, ни весна. Вывозка на нижний склад почти прекратилась, мы заготавливали и складировали сортименты на делянках в штабелях. Когда подморозило в марте, пришлось заново обустраивать зимние лесовозные дороги и только после этого возобновили вывозку. Но наморозить дороги удалось не везде, поэтому часть зимнего лесфонда пришлось оставить неспиленным и брать отсрочку по заготовке. Учитывая, что в последние годы теплые зимы не редкость, мы заблаговременно к ним готовимся и на такие случаи готовим промежуточные склады вдоль лесовозных дорог, куда и вывозим древесину с лесосек. С них можно будет забрать древесину весной и летом, когда дороги просохнут. В результате всю заготовленную древесину нам удается вывезти из лесосек в полном объеме на нижний или на промежуточные склады.

- Кто строит для вас дороги?

- Мы сами и строим. А также ремонтируем и содержим все лесовозные дороги, расположенные на лесном участке, арендуемом «Кириши Леспром». Общая протяженность построенных нами дорог - более 60 км.

Они требуют постоянного ухода. Есть дорожная бригада, которая занимается ремонтом, а в зимнее время - постоянной подсыпкой дорог для обеспечения безопасного движения. Для увеличения срока службы мы в последнее время практикуем подсыпку зимних лесовозных дорог щепой и опилками, особенно на открытых участках. Наличие развитой дорожной сети повышает доступность лесов и позволяет заготавливать и вывозить древесину круглогодично, использовать большегрузные сортиментовозы, причем автотранспорт может двигаться на довольно высокой скорости, что обеспечивает высокую производительность на вывозке.

Не так давно наш машинный парк пополнился экскаватором Hyundai, предназначенным для ремонта и строительства именно лесовозных дорог. Мы научились строить хорошие лесовозные дороги на переувлажненных почвах по так называемой технологии переброски грунтов. Специально обучали экскаваторщика.

Говоря о дорогах, не могу не отметить, что помощи от государства мы и здесь также не получаем. Арендатор расходует огромные суммы, строя лесовозные дороги на землях лесного фонда, улучшает за свой счет арендуемые участки, но и эти затраты никто ему не компенсирует.

- По вашим подсчетам, сколько примерно сейчас остается в лесу невывезенной древесины?

- В лесу, на верхних складах, остается 25 тыс. м3. А с учетом продолжающейся заготовки, необходимо будет вывезти около 30-35 тыс. м3.

Кризис – это когда нет «живых» денег

Как бы ни хотелось обойти стороной некоторые «неудобные» вопросы, но все же пришлось поинтересоваться:

- Сказывается ли на вашей работе экономический кризис?

- Ну, конечно, кризис оказал влияние на нашу работу. Как я уже говорил, в первую очередь это проявилось в повышении себестоимости лесозаготовок, так как у нас много импортной техники, требующей дорогостоящего обслуживания, а ведь цена на лесоматериалы на внутреннем рынке изменилась незначительно.

Очень сложно стало с кредитованием, особенно нелегко приходится малому бизнесу. Нам бывает особенно трудно с финансами в период осенней и весенней распутицы, когда заготовка древесины идет полным ходом, а по вывозке и отгрузке готовой продукции имеются определенные ограничения. Эти периоды мы обычно переживали за счет кредитов. Но если еще в прошлом году никаких проблем не было, то теперь банки перевели предприятия ЛПК в так называемую «зону риска». Не хотят вкладывать деньги в этот бизнес, считая его рискованным: уже одно то, что погодные условия мешают вывозке, становится поводом для отказа в выдаче кредита.

Мы предлагаем: приезжайте к нам, посмотрите сами - у нас все в порядке, работа идет, нужны только оборотные средства, «живые» деньги. Но переубедить банкиров невозможно. Даже давний партнер - «Сбербанк» три месяца кормил нас обещаниями, а потом подвел, несмотря на долгую историю взаимоотношений и безукоризненную кредитную историю.


Комментарий специалиста

Руководитель отдела маркетинга и рекламы компании Ponsse Иван Петров:

- Мы сотрудничаем с «Кириши Леспром» с 2014 года. Сегодня в пос. Пчевжа работают два комплекса Ponsse Ergo 8 W + Buffalo 8 W. Продажа и поставка лесозаготовительных машин осуществлялась в рамках программы финансирования Ponsse Finance.

Специалисты ООО «Понссе» помогали вводить лесозаготовительные комплексы в эксплуатацию, а также обучали операторов и механиков «Кириши Леспром» использованию и техническому обслуживанию харвестеров и форвардеров Ponsse. По сей день мы осуществляем сервисное обслуживание машин, поставляем запчасти и при необходимости оказываем поддержку компании «Кириши Леспром».

Но наше сотрудничество не ограничивается поставкой и обслуживанием техники. В 2015 году специалисты «Кириши Леспром» посетили завод компании Ponsse в Финляндии. В ближайшее время ООО «Понссе» с рабочим визитом посетит делегация иностранных лесозаготовителей и представителей компании Ponsse со всего мира: Уругвая, Бразилии, Канады, Норвегии, Англии, Финляндии и др. Сотрудник «Кириши Леспром» Дмитрий Моргачев познакомит их с процессом лесозаготовки в России на примере работы своей компании, поделится опытом эксплуатации техники Ponsse и сможет лично пообщаться с первыми лицами машиностроительного концерна Ponsse.  


С нижнего склада - в мир!

Продукцию «Кириши Леспром» (в основном это круглые лесоматериалы) ждут как в разных регионах нашей страны, так и за ее пределами.

- Около 15% от общего объема лесозаготовки мы перерабатываем самостоятельно, - продолжает знакомить нас со своим предприятием директор. - Это касается тех круглых лесоматериалов (главным образом осиновых), качество которых ниже, чем у пиловочника 1-го и 2-го сортов, но выше, чем у балансовой древесины. Из подобного сырья изготавливаем на продажу погонаж.

Отгрузка круглых лесоматериалов ведется в основном на железнодорожных платформах со станции Пчевжа. На нашем нижнем складе имеется железнодорожный тупик, где мы единовременно можем принять под загрузку до 30 платформ, чем мало кто сейчас может похвастать! Организовали своеобразную «карусель»: 15 вагонов на станции, 15 - в пути, 15 - на разгрузке.

Осиновые балансы и техсырье главным образом отгружаем на внутренний рынок. Основными покупателями являются «Интернешнл Пейпер», «Выборгская лесопромышленная компания», «ИКЕА Индастри Новгород», «Невский ламинат». Конечно, цены на подобную древесину очень низкие, и оптимально было бы перерабатывать ее на месте. И мы пытаемся привлечь инвесторов, которые были бы заинтересованы в организации переработки низкокачественной древесины в Киришском районе.

- В какие страны осуществляется экспорт?

- Основной объем древесины отправляется в Финляндию, потребители - компании Metsalito, Stora Enso. Продаем туда балансы березовые и хвойные. Обрезную доску и другие пиломатериалы поставляем в Индию, Израиль, Пакистан, Кувейт, Арабские Эмираты. Но эти рынки очень нестабильны, постоянного спроса нет, поэтому ставку на них не делаем. В небольших объемах отгружаем в Индию осиновый фанерный кряж.

- Какой объем древесины может вместить нижний склад?

- Примерно 40-50 тыс. м3 круглых сортиментов. Раньше все сырье поступало на нижний склад в виде хлыстов по узкоколейной железной дороге. Раскряжевка хлыстов на сортименты осуществлялась на линии ЛО-15. Очистка карманов накопителей и погрузка в вагоны выполнялись с помощью консольно-козловых кранов ККС-10. Это типичная схема работы нижних складов леспромхозов. Но вслед за банкротством леспромхоза и демонтажем узкоколейной железной дороги прекратила работу и эта схема. В настоящее время мы применяем сортиментную технологию заготовки, и древесина на нижний склад доставляется из леса автомобильным транспортом уже отсортированной.

Рядом с нижним складом расположены гараж и ремонтно-механические мастерские предприятия, заправочная станция. У нас 11 единиц автотехники: это лесовозы («Камазы», «Уралы»), а также два тягача Scania с манипулятором и прицепом. Планируем купить колесно-гусеничный вездеход Argo (Канада) для тех случаев, когда необходимо оперативно добраться к труднодоступным лесным участкам - для выполнения отводов и т. п. задач.


Комментарий специалиста

Ректор СПбГЛТУ им. С. М. Кирова Юрий Беленький:

- Сегодня «Кириши Леспром» - это динамично развивающееся, современное лесозаготовительное предприятие, выполняющее весь комплекс лесосечных, лесохозяйственных и лесовосстановительных работ. На валке леса задействованы современные лесозаготовительные комплексы, ведется строительство лесовозных дорог, что позволяет заготавливать и вывозить древесину круглогодично. Почти вся продукция отгружается через нижний склад по железной дороге как на внутренний рынок, так и на экспорт. Компания наращивает мощности по деревопереработке и лесопилению. На предприятии работают высококвалифицированные специалисты, которым по плечу выполнение любых сложных задач.

Наши студенты с удовольствием едут в Пчевжу на производственную и преддипломную практику, так как знают, что на базе «Кириши Леспром» они могут не только проверить свои теоретические знания, но и получить навыки, без которых невозможно стать высококвалифицированным специалистом.

У нашего университета сложились хорошие отношения как с предприятием, так и с Пчевжинской средней школой. Это очень хороший пример выстраивания цепочки обучения: школа - вуз - производство, когда ребенок еще со школьной скамьи может выбрать для себя интересную специальность, ориентируясь на местное предприятие. Университет заинтересован в абитуриентах, мотивированных на работу в отрасли, а лесозаготовительное или деревообрабатывающее предприятие - в получении высококвалифицированных специалистов. Такой школьник, а в дальнейшем - студент будет ответственно относиться к учебе. Университет получает профессионально ориентированного абитуриента, производственные площадки для прохождения студентами практики и дополнительные возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов. Получается своего рода синергетический эффект, когда каждый из участников, занимаясь своим делом и не вкладывая дополнительных финансовых средств, получает требуемый результат. Этот положительный опыт мы будем развивать и применять при налаживании взаимоотношений и с другими предприятиями лесной отрасли и школьными учреждениями. 


Все решают кадры

По словам нашего собеседника, проблема с нехваткой специалистов очень серьезная.

- Не то что операторов лесозаготовительных комплексов, даже водителей найти очень тяжело, особенно таких, кто умеет с манипулятором работать, - сетует г-н Ванджурак. - Люди нужны ответственные: водитель должен уметь не только рулить и грузить, но и за состоянием машины следить. Ведь он работает в лесу и все небольшие повреждения, неполадки ему придется устранять самостоятельно - несложный ремонт сделать, деталь заменить. Слесарей, токарей, электриков, сварщиков, механиков днем с огнем не сыщешь - теперь это все дефицитные специальности.

До внедрения машинных комплексов на заготовке работало много иностранцев, в основном это были граждане Украины. Сейчас их, по понятным причинам, остались единицы - только несколько водителей, да и то неизвестно, надолго ли задержатся. Сильно подорожали патенты, дающие им право работать в России: за получение патента посреднику надо заплатить более 24 тыс. рублей, причем государство из этой суммы получает только 2 тыс. рублей. Но напрямую в Миграционной службе патент на работу не получить. Так к этому добавился еще и ежемесячный платеж 3 тыс. рублей. Просрочка оплаты патента всего на день приводит к его аннулированию. Разумеется, люди уже начинают задумываться - а стоит ли вообще ехать сюда на работу. А если, как сейчас, нет погоды, то нет заготовки и вывозки, и заработка тоже нет.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, государство вроде бы заинтересовано в легализации иностранных рабочих, а с другой - именно государственными служащими создаются условия, при которых очень тяжело, а зачастую и нереально это сделать.

- Сколько всего людей работает в компании?

- В течение года у нас занято разное число рабочих. Зимой интенсивность работы более высокая, чем в теплое время, поэтому и рабочих требуется больше, чем летом, но в среднем у нас трудятся около 60 человек, включая бухгалтерию. Иностранцев сейчас всего 13 человек.

- Почему же среди работников не все - жители Пчевжи?

- Мы всегда готовы брать на работу местных жителей, но сам поселок-то не так уж велик. Около половины его жителей - бывшие работники Киришского леспромхоза, сейчас они, в основном, пенсионеры. А молодежи немного. В выпускных классах Пчевжинской сельской школы по восемь-девять человек, по большей части девушки. К тому же среди тех местных, кого мы брали на работу, сильная текучка: предложит другой работодатель чуть больше денег, и они уже бегут, не думая, что сегодня эта выгода есть, а завтра нет. А мы-то предлагаем постоянное трудоустройство!

- Если просятся обратно, берете?

- Нет. Такая у нас политика: ушел - значит, ушел. Иначе получается, что мы людей обучаем за свой счет, на курсы отправляем, даем возможность получить квалификацию и «корочки» оператора, а эти знания и навыки потом другим работодателям достаются. Это не дело. Поэтому, принимая нового сотрудника на работу и направляя его на курсы, заключаем с ним договор, обязывающий отработать в компании определенное время.

- Как долго длится обучение на подобных курсах?

- Если говорить об операторах лесозаготовительных машин, то они обучаются около месяца в центре Ponsse в Питкяранте (Карелия). Хотя я бы не сказал, что это полноценное обучение, скорее детальное ознакомление с машиной и приемами ее обслуживания. Ведь чтобы стать полноценным оператором, в соседней Финляндии учатся около трех с половиной лет.

- Выгодно ли сегодня работать в лесу? Какие зарплаты у операторов?

- Это в первую очередь зависит от квалификации самого оператора, от состояния машины и, конечно, от лесфонда. Квалифицированный оператор на хорошем лесе может заработать 50-60 тыс. рублей в месяц, а то и больше.

Завтра начинается сегодня

Существовавший прежде на месте «Кириши Леспром» Киришский леспромхоз был градообразующим предприятием для Пчевжи, вокруг него фактически и протекала вся жизнь поселка, он содержал всю инфраструктуру - жилые дома, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, клуб; снабжал поселок водой и теплом, вел жилищное строительство. Жители поселка работали в леспромхозе или смежных организациях. В «лихие» 90-е он обанкротился, и правопреемникам Киришского ЛПХ понадобилось немало времени и сил, чтобы постепенно возродить как экономическую составляющую деятельности предприятия, так и социальную.

- Насколько нам известно, вы активно взаимодействуете с местным образовательным учреждением.

- Да, на протяжении всего периода существования нашего предприятия, больше 15 лет, мы постоянно помогаем местному детскому садику и средней школе Пчевжи (а также и другим школам Киришского района) и считаем подобное сотрудничество очень важным. Оказываем спонсорскую помощь при проведении ремонтных работ и не только. На базе Пчевжинской средней школы не без нашей помощи создано школьное лесничество, открыт школьный музей рабочих династий. Выделяем лесные участки, где ребята в летний период проходят практику.

Вообще здесь на удивление крепкая школа, отличный уровень обучения. Выпускники успешно поступают в вузы, в том числе и в лесотехнический университет, добиваются больших успехов. Мы постоянно общаемся с детьми, ведем профориентационную работу, поскольку заинтересованы в будущих специалистах. Готовы содействовать в получении ими профильного высшего образования, только чтобы они возвращались на работу в поселок. Поймите правильно: для привлечения молодого перспективного специалиста одной зарплаты мало - нужно обеспечить его жильем. Купить квартиру сейчас тяжело, поэтому местным парням здесь будет гораздо легче освоиться. Будем думать и о том, чтобы строить жилье для работников с правом выкупа в течение какого-то срока, что также поможет привлечь работников и «привязать» их к нашему предприятию.

- Вы упоминали, что в компании работают приезжие из других регионов и даже стран; где живут они?

- У нас есть свое общежитие в Пчевже. Те, кто работает вахтами на заготовке в лесу, живут прямо там в вагончиках-бытовках, условия вполне приличные.

- В беседе с новым ректором СПбГЛТУ - бывшим директором вашего предприятия Юрием Ивановичем Беленьким - мы много внимания уделили тесному сотрудничеству отраслевого вуза и «Кириши Леспром». Как сейчас обстоят с этим дела, приезжают ли к вам студенты?

- Конечно. В 2015 году у нас проходили производственную и преддипломную практику шесть студентов Лесотехнического университета. Они устраивались работать к нам на месяц-полтора, знакомясь с процессами заготовки и первичной переработки древесины от и до. Им начислялась зарплата, предоставлялось временное жилье, обеспечивалось питание. Так что студенты не просто получили навыки, но и кое-какие деньги смогли заработать. Ребята не только своими глазами видели, как проводятся отводы, выполняются посадки и уход за лесом, строятся лесовозные дороги, осуществляется приемка круглых лесоматериалов, но и принимали непосредственное участие в этих работах. Для себя мы отметили, что их явно заинтересовала наша деятельность, возможно, кто-то и придет устраиваться к нам на работу после окончания вуза. Захотят получить дополнительное образование - поможем.

Площадка номер два

Посетив арендные лесные участки и нижний склад, мы с директором «Кириши Леспром» отправились в соседний поселок Будогощь - там, в 7 км от первой, расположена еще одна производственная площадка компании, где осуществляются лесопиление и деревообработка.

- Рабочий процесс здесь организован таким образом: приходит машина с делянки, круглый лес выгружается с помощью погрузчика Hyundai на сортировочную эстакаду, где выполняется сортировка бревен по диаметру - для обеспечения лучшего выхода пиломатериала это нужно делать весьма тщательно. Далее лес направляется в накопители или сразу подается по эстакаде на распиловку.

Используемое оборудование - широко известные в нашей стране 63-е рамы, эту модель завод в Новозыбкове Брянской области делал еще в советское время. Те рамы, что стоят в нашем лесопильном цехе, мы купили и установили в 2008 году, заменив ими как раз те самые «советские». Модернизированные пилорамы более экономичны по энергопотреблению, мощность двигателей у них - 24 кВт, а не 44, как у прежних моделей. По заявлениям производителей, это никак не должно было сказаться на мощности станков, однако пиление толстых бревен показывает, что модернизированные рамы послабее. Кроме того, пилорамы советского образца были проще в управлении.

Казалось бы, устаревшая техника. Однако мы умудряемся на ней изготавливать пиломатериалы экспортного качества, точно выдерживать все размеры по длине и ширине со всеми полагающимися припусками, что очень тяжело обеспечить на ленточных пилорамах.

- Как решаете проблему с запчастями для пилорам? Действует ли еще тот завод, который их производил?

- Можно сказать, что уже и нет. Похоже, его старательно банкротят. Я ездил в Новозыбков и видел огромные пустующие цеха - когда-то это было серьезное производство, потом, видимо, спрос упал и завод пришел в упадок, даже оборудования почти не осталось...

Поэтому, что можем - делаем сами, недавно вот выточили вал. Рядом с цехом, где ведется распиловка, расположена мастерская со всем необходимым - там работают слесари и заточник. Вот вам и еще один плюс несложного оборудования - и конфликтных узлов меньше, и починить их своими силами проще.

Как уже упоминалось, мы пускаем в переработку, главным образом, древесину не самого высокого качества, и вот почему: стоимость пиломатериалов сейчас совсем невысока - один кубометр качественного пиловочника стоит 3200 рублей, а для того чтобы получить один кубометр пиломатериалов, нужно затратить примерно два куба пиловочника. То есть его себестоимость получается около 7 тыс. При этом цена, по которой сейчас можно продать пиломатериалы на внутреннем рынке, составляет 6,5-7 тыс. рублей. А ведь надо еще учесть затраты на распиловку, электроэнергию и т. д. Пиломатериалы должны стоить не меньше 9 тыс. за куб, чтобы было целесообразно ими заниматься. Поэтому мы берем пиловочник третьего сорта, который вряд ли найдет своего покупателя, и перерабатываем его.

Пилим доски всех рыночных ходовых размеров: 50×100, 50×125, 20×100, 25×100 и т. д. Работаем как по контрактам с предприятиями, заключаемым на год (как правило, объем поставки - от 300 м3), так и продаем пиломатериалы конечным потребителям.

Если появляются интересные экспортные предложения, мы вполне способны выполнить и такие заказы по размерной сетке, принятой за рубежом. Заказчик определяет нужные ему размеры доски, и мы делаем их под конкретный заказ, в соответствии с требованиями заказчика.

Так называемая боковая доска у нас тоже не пропадает - из нее мы наладили выпуск поддонов. Но у этого сектора рынка тоже есть свои особенности: спрос на поддоны характеризуется известной поговоркой «сегодня густо - завтра пусто», он нестабилен. Поэтому некий запас у нас хранится здесь, на площадке, но серьезной ставки мы на этот продукт не делаем.

Еще один побочный продукт нашего производства - колотые дрова. Покупают их представители частного сектора, а еще мы снабжаем ими бани в округе.

Активно используем рубительную машину: горбыль, который отсортировывается от доски при пилении, рубим в топливную щепу - по качеству ее можно было бы считать и технологической, но в ней многовато коры, а у нас нет окорочного станка. Пока объемы производства невелики, ставить дорогостоящий окорочный станок нерентабельно. Такое оборудование имеет смысл приобретать при переработке не менее 5000 м3 древесины в месяц.

Стараемся по максимуму использовать всю взятую в лесу древесину - вплоть до опилок, которые прежде считались отходами, а сегодня тоже могут служить источником доходов. Опилки у нас с удовольствием покупают местные сельскохозяйственные организации для подстилки скоту, а сейчас уже готовы брать и щепу. А производство щепы мы начали в первую очередь из-за того, что хотим освоить выпуск принципиально нового вида продукции - арболитовых блоков для строительства.

Будущее – за арболитовыми блоками

Сразу видно, что руководитель предприятия считает новенькое, блестящее свежей краской производственное оборудование предметом особой гордости. По его словам, приобретению линии для производства арболитовых блоков предшествовал серьезный анализ рынка:

- Те, кто уже знаком с этим строительным материалом, оценивает его очень высоко - арболитовые блоки прочны, гораздо надежней пено- и газобетона, при этом негорючи и экологичны, характеризуются низкой теплопроводностью. Если они будут востребованы рынком, это значительно поднимет нашу заинтересованность и в лесопилении, поскольку в состав раствора для изготовления блоков входят измельченные древесные отходы. В результате мы обеспечим полную безотходную переработку древесины.

Линия довольно компактная и находится в том же цеховом помещении, где установлена наша вторая пилорама. Процесс изготовления строительных блоков довольно прост: в смеситель подаются щепа, цемент и вода, полученная масса по транспортеру поступает в пресс. Оборудование автоматизированное, управляется с единого пульта. Вручную выполняется только выемка готовых блоков. За смену на линии можно производить около 600 блоков. Судя по первым отзывам потребителей, спрос на них будет высоким и стабильным.

Вместо послесловия

Заканчивая работу над этим очерком, мы не могли не поинтересоваться тем, как складываются дела на предприятии в поселке Пчевжа сегодня. Рассказывает генеральный директор компании «Кириши Леспром» Григорий Ванджурак:

- Всю заготовленную древесину нам удалось успешно вывезти на нижний склад в пос. Пчевжа, в том числе и благодаря постоянному уходу за своей дорожной сетью, что еще раз подтверждает правило: лес везет не машина, а дорога.

Сейчас готовимся к выполнению лесовосстановительных и противопожарных работ, которые начнутся в ближайшее время: уже заказали саженцы. Надеюсь, мы сможем в этом году провести посадки леса на площади более 80 га.

А вот кредит пока так и не получили, но надеюсь, что ситуация в стране стабилизируется, и банки будут более охотно идти навстречу и помогать выживать малому бизнесу.

Подготовил Максим ПИРУС
Фото: Андрей ЗАБЕЛИН, Максим ПИРУС