Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Что считать лесоустройством сегодня?

В последнее время в профессиональной среде работников леса активно обсуждаются вопросы: кто и как должен проводить лесоустройство, должна ли быть государственная монополия на его проведение, в какой мере государство должно регулировать применение тех или иных технологий и способов проведения лесоустроительных работ, как должны соотноситься лесоустройство и государственная инвентаризация лесов и т. д.

Все эти вопросы очень важны, но, прежде чем их обсуждать, надо определиться, что следует понимать под лесоустройством сегодня. Когда мы говорим, что лесоустройство - это основа лесного хозяйства, вспоминая слова корифея отечественного лесоводства М. М. Орлова: «Лесоуправление без лесоустройства слепо», - мы обычно имеем в виду классическое лесоустройство, какое было в нашей стране в XIX-XX веках. Если же сравнить основные положения главных нормативных актов, регулировавших лесоустройство (лесоустроительных инструкций) в разные исторические периоды, мы увидим, что лесоустройство в названный выше период и сейчас - принципиально разные виды деятельности, имеющие совсем немного общих черт. Ниже приводятся отдельные положения лесоустроительных инструкций 1911, 1994 и 2011 годов, наилучшим образом отражающие итоги трех крупнейших периодов в развитии российского лесоустройства: «золотого века» казенного лесного хозяйства Российской империи, советского и раннего послесоветского периода и нынешнего.

Лесоустроительные инструкции 1911 и 1994 годов (как и другие лесоустроительные инструкции, существовавшие до введения Лесного кодекса РФ 2006 года) четко определяли цели лесоустройства, а в современном законодательстве, в том числе действующей Лесоустроительной инструкции, подобные цели не обозначены. Содержание лесоустроительных работ в документе 1911 года определялось хозяйственным значением (разрядом, которых было шесть) лесных дач, в инструкции 1994 года оно было унифицировано, а в инструкции 2011 года получило общий характер для всех лесов.

Изменение содержания лесоустройства с 1911 по 1994 год и даже в целом - за весь исторический период от зарождения лесоустройства в нашей стране до окончания срока действия Лесоустроительной инструкции 1994 года, было вполне эволюционным: добавлялись или видоизменялись отдельные задачи, появлялась или исчезала специфика лесоустроительных мероприятий, связанная с особенностями экономического устройства страны, но суть классического лесоустройства оставалась неизменной. Принятие Лесного кодекса РФ 2006 года привело к радикальному изменению сути и содержания лесоустройства. Эти изменения были отражены в Правилах проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 377, и в Лесоустроительной инструкции 2008 года и сохранились в ныне действующей инструкции 2011 года.

Во-первых, лесоустроительные мероприятия лишились экономической подоплеки. Экономический анализ условий ведения лесного хозяйства был неотъемлемой частью классического лесоустройства; в советское и раннее послесоветское время эта составляющая лесоустройства оказалась изрядно выхолощенной, но не исчезла. Нынешнее лесоустройство (в контексте ЛК РФ 2006 года и действующей Лесоустроительной инструкции) никакого экономического анализа не подразумевает и по большому счету вообще ничего общего с экономикой не имеет.

Во-вторых, из лесоустройства исключено планирование лесопользования, также являвшееся неотъемлемой частью классического лесоустройства. Нынешнее лесоустройство, если исходить из требований законодательства, включает в себя проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, но не предусматривает проектирование мероприятий по использованию лесов. Планирование лесопользования теперь вынесено за рамки лесоустройства - в лесах, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, оно обеспечивается при составлении проектов освоения лесов, а про планирование лесопользования в остальных лесах законодатели просто забыли.

В-третьих, лесоустройство из единого процесса превратилось в набор разных действий с разной степенью ответственности разных исполнителей. Классическое лесоустройство представляло собой целый комплекс работ по объекту лесоустройства (лесной даче, лесхозу, лесничеству) с едиными заказчиками, организаторами и исполнителями. Нынешнее лесоустройство состоит из разных видов деятельности, относящихся к компетенции разных уровней власти (например, проектирование лесничеств и лесопарков - ответственность в основном федеральных властей, а таксация - региональных), в результате зачастую невозможно в полной мере увязать все проводимые мероприятия.

Есть и другие отличия лесоустройства прошлых столетий от современного, не менее важные, чем те три, о которых сказано выше. Но даже этих трех достаточно, для того чтобы утверждать: классическое лесоустройство XIX-XX веков и лесоустройство в контексте нынешнего лесного законодательства (главы 5 ЛК РФ 2006 года «Лесоустройство и проектирование лесных участков» и Лесоустроительной инструкции 2011 года) - это принципиально разные виды деятельности. Общими неизменными частями остаются только таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству (без мероприятий по использованию) лесов.

Чтобы определить, кто, как и по каким правилам должен проводить в России лесоустройство, необходимо договориться, что следует сегодня понимать под лесоустройством. Можно исходить из классического определения, но оно не соответствует нынешнему законодательству; можно исходить из определения, зафиксированного в действующем законодательстве, но оно не соответствует здравому смыслу.

Алексей ЯРОШЕНКО, руководитель лесного отдела Гринпис России