Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесозаготовка

ЛПК Великобритании после Brexit: pro et contra

23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум, на котором жители Соединенного королевства проголосовали за выход государства из Европейского союза (ЕС). Результат референдума носит «рекомендательный характер». Окончательное решение будет принято после голосования в парламенте, если и там проголосуют за, процедура выхода Великобритании из ЕС в соответствии со статьей 50 Лиссабонского договора займет не более двух лет, в течение которых на территории Великобритании будут действовать все положения законодательства ЕС.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сообщила, что в 2016 году процедура выхода запущена не будет. Предположительно, окончательно все оформят в 2019 году.

Сценарии Brexit

В дальнейшем возможно развитие следующих сценариев (FTA, 2016)1: полная независимость от ЕС предполагает ограниченный доступ Великобритании к европейскому общему рынку и восстановление таможенных барьеров; либо выход из ЕС с последующим вступлением Великобритании в Европейскую экономическую зону (EEA) потребует от руководства государства полного соответствия национального законодательства в области социальной политики, защиты прав потребителей, защиты окружающей среды, регулирования деятельности компаний и ведения статистики нормам ЕС при сохранении свободы торговли товарами и услугами, передвижения трудовых ресурсов и капитала.

Реализация второго сценария наиболее вероятна. Он является свое­образным компромиссом сторонников выхода из ЕС и приверженцев сохранения членства страны в Евросоюзе в лице финансовых и коммерческих групп влияния. В случае развития событий по этому сценарию членство Великобритании в Европейской экономической зоне фактически будет означать принятие всех положений Устава ЕС по регулированию лесных отношений (EU Timber Regulation - EUTR). Следует отметить, что при реализации первого сценария все законодательные нормы ЕС (включая Устав ЕС по регулированию лесных отношений) будут действовать на территории Великобритании на протяжении двух лет после официального уведомления Великобританией органов ЕС о выходе из состава Союза. В том числе и все нормы и правила, регулирующие вопросы экологии и импорта древесины.

Великобритания была одним из наиболее ярых сторонников принятия Устава ЕС по регулированию лесных отношений. Поэтому есть основания ожидать, что решение о выходе из ЕС, а также смена правящей партии в парламенте радикально не повлияют на позицию государства по ключевым вопросам регулирования лесных отношений.

Великобритания после Brexit: прогнозы

Экономика Великобритании девятая в мире и вторая в ЕС по объему ВВП по итогам 2015 года (CIA, 2016)2. Вклад Великобритании в общий бюджет ЕС составлял около 12%. Экономисты, прогнозируя развитие экономики Великобритании после Brexit, сходятся во мнении о замедлении ее роста. Так, Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз по росту экономики страны в 2016 году с 1,9 до 1,7%, в 2017 - с 2,2 до 1,3%: в среднем темпы в 2016-2017 годах будут почти вдвое ниже, чем в предыдущие два года. Прогноз роста стран еврозоны на 2016 год повышен на 0,1% - до 1,6%, но на 2017 год снижен на 0,2% - до 1,4% (IMF, 2016)3.

Следует особо отметить существенную долю в экономике Великобритании строительной отрасли: около 6% ВВП (BBC, 2015). После референдума наблюдается сокращение объемов строительства больше чем на 2%. Эти показатели подтверждают негативный характер прогнозов развития экономики Великобритании в среднесрочной перспективе при условии выхода из ЕС4. Таким образом, наиболее вероятна реализация сценария, при котором длительное ослабление британского фунта и рецессия в экономике приведут к сокращению спроса на все товары, включая изделия из древесины.

Лесная отрасль Великобритании

По данным Национальной статистической службы Великобритании, стоимость произведенных товаров и услуг компаний лесной отрасли в 2013 году (включая целлюлозно-бумажный комплекс и мебельную отрасль) оценивается более чем в 27,1 млрд фунтов стерлингов (TTF)5. Эти данные позволяют оценить долю лесной отрасли в ВВП страны в 1,6%.

Площадь лесов Великобритании составляет 3,15 млн га (для сравнения: в России 1,1 млрд га), из которых 1,38 млн га (44%) сертифицированы на предмет устойчивого лесоуправления. За последние два года были созданы 10 тыс. га новых лесных массивов.

В 2014 году было заготовлено 11,9 млн т (около 16,6 млн м3) круглых лесоматериалов (+4,8% к показателю 2013 года); произведено 3,8 млн м3 пиломатериалов (+5% к показателю 2013 года); 4,4 млн т целлюлозы и бумаги (они в основном производятся из вторичного сырья и импортируемой целлюлозы) (-4% к показателю 2013 года); 3,1 млн м3 древесных плит (+1% к показателю 2013 года); 354 тыс. т пеллет (+17% к показателю 2013 года).

В 2015 году объем переработки круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород лесопромышленными предприятиями Великобритании составил 11,4 млн т (около 16 млн м3), что на 3% больше, чем в 2014 году. Более 95% потребляемой древесины - из хвойных пород. Более половины (59%) потребляемой древесины поставляется на лесопильные заводы; 13% общего объема потребления используются в биоэнергетике; 4% - в производстве целлюлозы и бумаги, 11% - в производстве плит, остальные 13% используются в производстве ограждений и экспортируются.

На фоне роста экономики Великобритании в 2013-2015 годах прослеживался и рост спроса на изделия из древесины, который в основном был обеспечен развитием строительной отрасли. Динамичным ростом строительства объясняется увеличение доли импортной продукции (особенно хвойных пород) в структуре потребления на фоне менее динамичного роста внутреннего производства.
В этот период Великобритания занимала третье место в мире по величине нетто-импорта лесной продукции (после Китая и Японии, TTF).

В стоимостном выражении доля импортной продукции в структуре потребления за последние четыре года также росла. Импорт изделий из древесины в Великобританию в 2014 году был оценен в 7,2 млрд фунта стерлингов (+7% г/г). В 2014 году Великобританией было импортировано 6,4 млн м3 пиломатериалов (+17% к показателю 2013 года); 3,3 млн м3 древесных плит (+10% к показателю 2013 года); 7,0 млн м3 древесных гранул (+40% к показателю 2013 года) и 5,9 млн т бумаги (0% к показателю 2013 года).

Особенно зависимые от импорта сегменты рынка древесной продукции в 2014 году: хвойные пиломатериалы (63% потребляемой продукции импортировано), лиственные пиломатериалы (94% импортировано); фанера (100%); ДСП и плиты OSB (31%); ДВП (100%); плиты MDF (50%) (TTF, 2016)7. Именно эти продуктовые сегменты в условиях неопределенности характеризуются повышенными рисками.

Поставщиками подавляющей части пиломатериалов, древесных плит, бумаги и упаковки в Великобританию являются страны ЕС. Фанера и пеллеты ввозились из стран, находящихся за пределами ЕС. Стоимостной объем экспорта по итогам 2014 года составил 1,7 млрд фунтов стерлингов (+3% к показателю 2013 года) и был сформирован на 88% за счет экспорта целлюлозы и бумаги.

Рынок пиломатериалов под давлением

Рис. 1. Доли стран в поставках хвойных пиломатериалов в Великобританию в 2001–2015 годах, %
Рис. 1. Доли стран в поставках хвойных пиломатериалов в Великобританию
в 2001–2015 годах, %


Рис. 2. Динамика индекса деловой активности в строительной отрасли Великобритании в 2006–2016 годы, %
Рис. 2. Динамика индекса деловой активности в строительной отрасли
Великобритании в 2006–2016 годы, %


Рис. 3. Потребление хвойных пиломатериалов в Великобритании в 2002–2016 годы, млн м3
Рис. 3. Потребление хвойных пиломатериалов в Великобритании
в 2002–2016 годы, млн м3


Рис. 4. Потребление хвойных пиломатериалов по источникам происхождения, млн м3
Рис. 4. Потребление хвойных пиломатериалов по источникам
происхождения, млн м3


Рис. 5. Изменение курса британского фунта по отношению к евро
Рис. 5. Изменение курса британского фунта по отношению к евро

Основными поставщиками пиломатериалов в Великобританию являются Швеция (44%), Латвия (15%), Финляндия (13%) (см. рис. 1).

Строительный сектор Великобритании оказывает огромное влияние на лесную промышленность, и особенно на торговлю пиломатериалами хвойных пород. По данным доклада Timbertrands8, разработанного для правительства Великобритании, строительный сектор потребляет около 60% всех пиломатериалов хвойных пород. Остальные 40% приходятся на рынок упаковки и поддонов, мебели и прочих конструкций.

Новые подходы и методы в строительстве жилой и коммерческой недвижимости вносят существенный вклад в расширение сфер использования древесины и повышают тем самым значение пиломатериалов в строительстве. В течение 2002-2014 годов рынки пиломатериалов хвойных пород в Великобритании претерпели существенные изменения. В 2002 году древесина редко использовалась при строительстве зданий, высота которых превышала три этажа, и только при возведении одного из шести построенных домов использовалась технология каркасного деревянного домостроения. К 2014 году пиломатериалы хвойных пород начали использовать при строительстве домов высотой от шести этажей, и один из трех домов был построен по каркасной технологии.

Строительная отрасль Великобритании переживала взлеты и падения за последние 13 лет, и тенденции потребления пиломатериалов хвойных пород были тесно связаны с этими изменениями. В тот период, когда немалые объемы пиломатериалов хвойных пород потреблялись при строительстве новых объектов, немаловажное значение приобрела активность на рынке ремонтных работ, технического обслуживания и реконструкции (RMI), которая обеспечивала большие объемы потребления пиломатериалов хвойных пород, поступающих в строительную отрасль.

Активность в строительной отрасли Великобритании резко упала перед референдумом уже по итогам июня 2016 года, опустившись до самого низкого уровня за последние семь лет (до 46 пунктов9). Переход индекса из зоны роста в зону спада свидетельствует о крайне высокой вероятности начала рецессии в строительной отрасли и в экономике страны в целом. Ипотечное кредитование в Великобритании после серьезного роста за первые три месяца в апреле-мае 2016 года показало падение объемов. В этой сфере основной риск выхода Великобритании из ЕС - сохранение низкой деловой активности в строительном секторе из-за падения темпов ввода новых коммерческих и жилых зданий (рис. 2).

Производной от снижения деловой активности в строительной отрасли станет сокращение объемов потребления лесной продукции (мебели, напольных покрытий и т. д.). В этой связи прогнозируемый объем потребления пиломатериалов в 2016 году оценивается в 9,1 млн м3, что на 1% ниже уровня 2015 года (рис. 3). Сокращение объемов потребления пиломатериалов, вероятнее всего, в равной степени произойдет как в сфере производства продукции для внутреннего рынка, так и в импорте (рис. 4).

Британский фунт за год, предшествующий референдуму, потерял к доллару около 15%, подешевев до минимумов 1985 года, к евро снижение тоже было значительным (рис. 5). Дальнейшая девальвация британской национальной валюты приведет к росту неопределенности и создаст предпосылки для снижения привлекательности импортной продукции для компаний Великобритании в связи с ее удорожанием в фунтах.

В условиях зависимости от импорта хвойных пиломатериалов и прогнозируемого роста стоимости импортируемых компонентов производства при ослаблении национальной валюты есть основания ожидать пересмотра цен в контрактах на импортные поставки пиломатериалов на фоне сокращения спроса на продукцию лесопиления.

Рынок биотоплива – в центре внимания

Будет ли новое правительство Великобритании поддерживать рынок биотоплива и останется ли страна локомотивом развития мирового производства энергии из биомассы после Brexit - эти вопросы волнуют участников мирового рынка пеллет.

Выход Великобритании из ЕС остается в зоне особого внимания мировых производителей топливных древесных гранул (пеллет). Являясь крупнейшим в мире потребителем пеллет, Великобритания импортирует около 7-8 млн т пеллет (около 30% мирового рынка) в год. Стремительный рост сектора возобновляемой энергии в Великобритании стал возможен благодаря инвестициям и субсидиям, выделяемым ЕС.

В преддверии референдума ситуация на рынке биотоплива два года была нестабильной: сокращение выделяемых правительством субсидий уже привело к отмене или сокращению ряда проектов.

Канада - крупнейший поставщик биотоплива для энергетических корпораций Великобритании. При дальнейшем ослаблении британской валюты по отношению к доллару и евро импорт пеллет станет намного дороже, чем сейчас, что отразится на покупательной способности британских энергетических компаний.

Самой главной проблемой для отрасли станет значительное сокращение инвестиций. Многие технологические достижения в Великобритании стали возможны благодаря финансированию, поступающему от Европейского инвестиционного банка (BBI International, 2016)10. Великобритания является одним из акционеров банка с долей 16,11%. Однако выход Великобритании из ЕС вероятнее всего приведет к выходу страны из состава акционеров.

За прошедшие 50 лет банк инвестировал около 50 млрд евро в проекты Великобритании в области развития возобновляемых источников энергии и инфраструктуры. Реализация трех крупных проектов, суть которых - переход от угля к биомассе (проекты чешской энергетической компании EPH, Drax, MGT Power), после полученного одобрения европейской комиссии на выделение финансирования, будет продолжена.

Brexit скажется на финансовой, экономической, политической и правовой сфере стран - поставщиков пеллет.

Некоторые из описанных ниже рисков легко опознаваемы, характеризуются высокой степенью вероятности и могут реализоваться в краткосрочной перспективе. Другие риски на текущий момент трудно прогнозируемы и могут быть реализованы в течение нескольких лет (Hawkins Wright, 2016)11.

Выход Великобритании из ЕС не окажет прямого влияния на политику использования возобновляемых источников энергии в Соединенном королевстве в краткосрочной перспективе. Несмотря на то что ЕС сформулировал ключевые направления движения в проведении климатической и энергетической политики в рамках союза, у него никогда не было полномочий диктовать механизмы и конкретные меры, необходимые для реализации приоритетных мер.

Последствия в долгосрочной перспективе оценить сложнее. Обязательства Великобритании после окончания процесса выхода из Евросоюза в рамках Директивы по возобновляемой энергетике, принятые в ЕС (EU's Renewable Energy Directive - RED), могут быть пересмотрены. Вместе с тем для самой Великобритании целевые показатели по выбросам парниковых газов, закрепленные внутренним законом об изменении климата в 2008 году, еще более жесткие, чем в законодательстве ЕС.

В соответствии с директивой правительство Великобритании устанавливает допустимый уровень выбросов углерода на ближайшие 5-летние периоды. Последняя пятилетка, зафиксированная в указанном документе, - это период с 2028 по 2032 год включительно, в течение которого намечено сокращение выбросов по сравнению с уровнем 1990 года на 57%, или на 36% к текущему уровню. Эти целевые показатели, которые были согласованы и утверждены министерством энергетики и изменения климата 30 июня 2016 года уже после референдума12, свидетельствуют о намерениях правительства страны в целях укрепления доверия инвесторов сохранить политику Великобритании в вопросах сокращения выбросов парниковых газов и развития возобновляемых источников энергии.

При этом в середине июля 2016 года министерство энергетики и вопросов изменения климата было упразднено и стало частью нового министерства бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, что косвенно свидетельствует о возможном снижении значимости усилий по борьбе с глобальным потеплением в списке задач нового кабинета.

Финансовые и экономические последствия выхода Великобритании из ЕС могут оказать серьезное влияние на сегмент биоэнергетики в краткосрочной перспективе. Существенное ослабление фунта может привести к тому, что при прочих равных условиях снизится покупательная способность компаний Великобритании (прежде всего компании Drax, которая является крупнейшим импортером пеллет в Великобритании).

26 июля 2016 года появилась информация о приостановлении платежей в Европейский фонд регионального развития (ERDF) со стороны Лондона сразу после оглашения результатов референдума о выходе Британии из ЕС13. Британское правительство должно было сделать очередной взнос в размере 3 млрд фунтов стерлингов, но платеж не последовал. Таким образом, фонд, целью которого было стимулирование экономического роста в странах ЕС и который финансируется за счет членских взносов, стал первой жертвой планов Великобритании снять с себя обязательства по финансированию структур ЕС. От этого решения уже пострадали компании и в самой Великобритании. Средства из названного фонда направлялись в том числе на финансирование стартапов в британском IT-секторе. Представители компаний просят правительство Великобритании разблокировать транш.

Аналогичным образом может сложиться ситуация с финансированием ЕС развития биоэнергетических проектов на территории Великобритании. При реализации этого сценария с высокой долей вероятности снизится популярность использования биотоплива из древесины в виде пеллет и существенно начнет сокращаться число котельных, переводимых на биотопливо.

Последствия Brexit для рынка биотоплива в Великобритании и странах-производителях характеризуются максимальными рисками по сравнению с рисками на других рынках древесной продукции.

Влияние на мировой ЛПК

Рис. 6. ТОП-10 российских экспортеров хвойных пиломатериалов в Великобританию в 2015 году, тыс. м3
Рис. 6. ТОП-10 российских экспортеров хвойных пиломатериалов в
Великобританию в 2015 году, тыс. м3


Рис. 7. Внешнеторговый оборот лесной продукции между Россией и Великобританией в 2015 году
Рис. 7. Внешнеторговый оборот лесной продукции между Россией и
Великобританией в 2015 году

Выход Великобритании из ЕС, скорее всего, не повлияет на деятельность 27 оставшихся членов ЕС в решении вопросов экологической политики. В середине июня 2016 года Совет ЕС сформировал оценку плана действий в рамках закона о правоприменении, управлении и торговле в лесном секторе (Forest Law Enforcement, Governance and Trade - FLEGT Action Plan14), в котором отмечен позитивный вклад Соглашения о добровольном партнерстве (Voluntary Partnership Agreement15) и Устава ЕС по регулированию лесных отношений в проблему сокращения рынка нелегальной древесины.

Великобритания после выхода из ЕС, вероятнее всего, наряду с Норвегией и Швейцарией, США и Австралией, останется одним из ведущих координаторов процесса внедрения мер по регулированию лесооборота (Timber Regulation Enforcement Exchange - TREE).

Ввиду значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов Великобритания сохранит лидерство и в работе в рамках Соглашения о добровольном партнерстве. Формат работы предполагает возможность участия Великобритании в качестве наблюдателя на заседаниях комитета по регулированию лесооборота. Более того, Великобритания исторически была одной из первых стран, изменивших свое законодательство в соответствии с Законом о правоприменении, управлении и торговле в лесном секторе.

Стоит отметить, что скандинавские компании сильно зависят от основного для них рынка сбыта - Великобритании. Примечательно, что фондовые рынки по всему миру чрезвычайно активно отреагировали на решение Великобритании выйти из ЕС. К примеру, держатели акций крупнейших финских лесопромышленных компаний, таких как UPM и Metsä, поспешили продать бумаги вскоре после проведения референдума о Brexit. Несмотря на то что британский рынок оказывает чрезвычайно большое влияние на скандинавских лесопромышленников, подобные решения выглядят опрометчивыми, так как благодаря сильному доллару позиции скандинавов на мировых рынках остаются крепкими.

Вполне логично предположить, что макроэкономические изменения, которые будут происходить в Великобритании, повлияют на лесопромышленный сектор, в том числе на импорт древесной продукции. Можно сказать, что ослабление фунта стерлингов, скорее всего, приведет к сокращению объемов импорта в довольно сжатые сроки.

Теоретически после выхода из ЕС Великобритания может принять необходимые законодательные акты, регламентирующие деятельность по закупке легальной древесины. На это потребуется около трех лет. Если Великобритания потеряет доступ к общему европейскому рынку, с высокой степенью вероятности можно ожидать, что сократится импорт мебели из стран ЕС (Польши и Румынии), усилится конкуренция за рынок Великобритании стран, не входящих в состав ЕС. В случае ослабления валюты ЕС после выхода Великобритании из Европейского союза древесная продукция в еврозоне может подешеветь для покупателей из стран, находящихся за пределами ЕС.

Влияние на ЛПК России

Таблица. Торговый баланс в сегменте лесобумажной продукции
между Великобританией и Россией в 2015 году, $ тыс.

Таблица. Торговый баланс в сегменте лесобумажной продукции между Великобританией и Россией в 2015 году, $ тыс.

Россия - четвертый (после Швеции, Латвии, Финляндии) по объему поставщик хвойных пиломатериалов на рынок Великобритании с долей 7,2% (см. рис. 1). Основной продукт, который реализует Россия, - нестроганные еловые и лиственничные пиломатериалы (около 98% всех продаж хвойных пиломатериалов в Великобританию, или 365 тыс. м3, в 2015 году, или 29% торгового оборота России и Великобритании в денежном выражении). Лиственничные пиломатериалы - брендовый и уникальный продукт, один из самых высокомаржинальных.

Для российских экспортеров пеллет британский рынок важен. Поставляя продукцию в основном через скандинавских и североевропейских трейдеров, российские экспортеры также могут пострадать от снижения цен. Неопределенной остается ситуация с субсидиями, которые Евросоюз выделял для британских энергокорпораций, вырабатывающих «зеленую» энергию.

Вместо заключения

Можно с большой долей вероятности ожидать, что тренды развития лесной промышленности Великобритании будут зависеть прежде всего от состояния экономики и строительного сектора.

Сценарий выхода Великобритании на текущий момент продолжает в основном находиться в политической плоскости и станет в обозримом будущем предметом торга между политическими силами как в парламенте Великобритании, так и за его пределами в рамках достижения договоренностей с руководством ЕС.

Последствия выхода Великобритании из ЕС будут сказываться на рынке продукции из древесины на протяжении многих лет. От «здоровья» экономики Великобритании зависит спрос на пиломатериалы хвойных пород, от того, какие произойдут в стране политические изменения, - спрос на пеллеты. Рынок биотоплива наиболее уязвим в ситуации политической и экономической неопределенности.

Игорь НОВОСЕЛОВ, аналитик,
Анастасия БОГДАН, ведущий аналитик
ГК «Русская лесная группа»