Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Ирина Соловьева: «Дом - это не только стены. Это образ жизни»

Национальный проект «Доступное жилье – гражданам России» предполагает строительство ежегодно около 300 млн м жилья. Именно этот нацпроект должен послужить серьезным толчком для популяризации массового деревянного домостроения. В том, что у деревянного домостроения в нашей стране неплохие перспективы, сомневаться не приходится. Большие запасы высококачественной древесины, соответствующие климатические условия, национальные традиции жилища, а также некоторое улучшение экономической ситуации в стране – все это создает предпосылки для активного развития сферы деревянного домостроения в России. Поэтому темой интервью с генеральным директором ЗАО «Форвуд Технолоджи» Ириной Александровной СОЛОВЬЕВОЙ стали выгоды и риски тех компаний, которые только что вышли или собираются выйти на этот рынок.

Ирина Александровна Соловьева

  Деревянное домостроение – тема очень популярная. Сегодня ее обсуждают на разных уровнях, в том числе и на самом высоком, государственном. Невольно складывается впечатление, что у этого направления блестящие перспективы. Однако нет ли здесь опасного для бизнеса популизма? Не секрет, что рынок древесных гранул, о котором в свое время тоже много говорилось позитивного, не оправдал надежд российских бизнесменов...

- Отчасти вы правы. Есть у нас такая нехорошая черта – ходить строем. Кинули клич «Развивать лесопиление!», значит, все пилим. Или все производим гранулы, или древесину сушим. В результате там, где нужен всего один завод, строятся три. Отсутствие отработанного и эффективного механизма регулирования рынка приводит к тому, что в некоторых регионах наблюдается переизбыток производств, тогда как в других их явно не хватает. Существует такая опасность и для малоэтажного деревянного домостроения. Решение о строительстве домов сегодня принимают те, у кого есть на это деньги, а объемы строительства очень часто не согласуются с региональной ситуацией. Бывает, что домостроительные комбинаты строят там, где потребность в малоэтажном строительстве невысока, а там, где люди нуждаются в малоэтажном жилье и есть высокая покупательная способность, таких заводов нет. Сегодня налицо искажение российского хаус-рынка, поэтому нужно серьезно подумать, прежде чем принимать решение об организации нового производства.

- Но ведь емкость этого рынка, без преувеличения, очень высокая, и бизнес чувствует, что вложения сюда должны быть эффективны...

- Это верно. Но все же я бы рекомендовала выходить на этот рынок очень аккуратно.

Я занимаюсь деревянным домостроением уже около восьми лет. Мы начинали с поставки оборудования по клееному брусу, потом производитель бруса, у которого было свое производство домов, предложил нам их продавать. Первые годы мы двигались шаг за шагом, иногда на ощупь, потому что достаточного количества информации тогда не было. У тех, кто входит в эту сферу сегодня, такого запаса времени нет, им нужно принимать решения достаточно быстро, чтобы вовремя занять эту нишу. Поэтому велика вероятность ошибки.

Если фирма всерьез намерена начать этот бизнес, она должна в первую очередь внимательно изучить рынок своего региона. Нужно познакомиться с решениями региональной власти в отношении того, как выделяется земля, нужно посмотреть, кто уже производит эту продукцию в регионе, какие мощности у этих производств, покрывают ли они потребности локального рынка. Нужно получить как можно больше достоверной информации.

- Сегодня эта информация доступна?

- При определенной настойчивости такую информацию можно получить. Например, можно обратиться за помощью в Ассоциацию деревянного домостроения, где в той или иной мере информация о рынке собирается и анализируется. Элементарную статистику можно получить в областной администрации. Молва о том, что чиновники закрыты для общения, уже неактуальна, поэтому обязательно нужно стучаться в двери чиновничьих кабинетов и согласовывать свои планы с действиями власти. Ничего зазорного нет в том, если вы придете в администрацию и начнете диалог. Обязательно нужно знать, как власть посмотрит на ваше начинание. В одном случае вам могут сказать: «Знаете, у нас запланировано строительство большого комбината и ваш бизнес рискует остаться на обочине». А в другом скажут: «Замечательно, это как раз то, что нам нужно, и мы вам поможем».

Существует еще один путь, но он, пожалуй, доступен только крупным фирмам – это покупка серьезных маркетинговых исследований. Как поступить, решает сама фирма исходя из своих возможностей, но, повторюсь, без достоверной информации о рынке приниматься за дело не следует, чтобы не оказаться в положении некоторых нынешних производств, которые вынуждены сбывать продукцию не местному населению, а в отдаленных регионах. Начинать бизнес вслепую – значит подвергать себя серьезному риску.

- Какие еще ошибки допускаются при организации новых направлений бизнеса?

- На мой взгляд, типичная ошибка нашего бизнеса – недофинансирование проекта. Серьезные просчеты допускаются при формировании бизнес-плана, когда не учитываются оборотные средства, этап выхода на производственные мощности и т.д. В результате со временем возникают большие сложности. Обычно эти ошибки допускают предприятия среднего и малого бизнеса, где хозяева не имеют достаточного опыта финансового планирования. Я бы обязательно обратила на это внимание, потому что здесь таятся серьезные риски.

Вообще задача предпринимателя – по возможности минимизировать риски, но для этого нужно по крайней мере знать, что тебя ожидает не только сегодня, но и завтра. В этом и заключается профессионализм бизнесмена: обеспечить себе и своему коллективу надежную дорогу, без провалов и резких поворотов.

- А насколько велики риски в малоэтажном деревянном домостроении?

- Я считаю, что грамотный бизнес серьезно не рискует вообще и никогда, рискуют дилетанты. Ведь что самое страшное для бизнесмена? Это ситуация, когда он разорился. Разориться же он может только в том случае, если его продукт вообще не покупают. Давайте посмотрим на ситуацию с деревянным домостроением. Сегодня у населения огромная потребность в жилье, и дальше эта потребность будет только возрастать в силу всем известных причин. Ведь обеспечение граждан качественным современным жильем – это, по сути дела, национальная проблема, которую государству так или иначе придется решать, в противном случае заявленный экономический прорыв будет невозможен. Значит, рынок малоэтажных домов неизбежно будет расширяться.

Предположим, что вы все же допустили маркетинговые ошибки на первом этапе и построили производство в регионе, где спрос на вашу продукцию невелик, но уверяю вас, что при хороших логистах и продавцах вы найдете регионы, в которых ваша продукция пойдет на ура. Емкость этого рынка велика, и локтями на нем пока никто не толкается...

- Но ведь нельзя не учитывать покупательной способности населения? Желание приобрести дом есть у многих, а возможности есть далеко не у всех.

- Вопрос цены 1 м2, безусловно, очень серьезный, потому что напрямую касается доходности бизнеса. Но посмотрите, что сейчас происходит с ценами на квартиры: стоимость 1 м2 чрезвычайно высокая, а квартиры все же покупают.

Цена 1 м2 даже элитного деревянного дома много ниже цены 1 м2 городской квартиры, не говоря уже о каркасно-панельных домах, где цена колеблется от 10 тыс. до 30 тыс. рублей за 1 м2 общей площади. А ведь покупка дома – это все же более основательное вложение, потому что в собственность приобретается еще и земля. К тому же худо-бедно начинает работать ипотечная программа, разрабатываются региональные программы для сельских регионов, для молодежи. Если государство будет давать некие льготы молодым семьям, то я уверена, что это поколение будет делать выбор именно в сторону малоэтажного жилища в черте или за чертой города, потому что современный деревянный дом – это совершенно другое качество жизни. Это и комфортно, и экологично, и стильно. Поэтому думаю, что без покупателя мы не останемся.

Однако надо понимать, что в такой большой стране, как наша, проработать детально все аспекты малоэтажного строительства для регионов с разными экономическими и климатическими условиями очень сложно. Поэтому национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – это, скорее, знамя, призыв. Власть может только что-то инициировать, запустить некие общие механизмы, остальное – дело бизнеса. Я считаю, что бизнес должен «тормошить» региональную власть, та, в свою очередь, должна апеллировать к центру как координатору процессов, а бюджетные деньги, планируемые под национальные проекты, должны идти на строительство дорог, коммуникаций.

Надеяться нужно в первую очередь на себя, а не на государство. По опыту знаю, что недорогие дома производить можно, и очень качественные. Многое зависит от того, насколько вы будете гибкими, применяя ту или иную технологию. Чем, например, хороши американцы? Да тем, что они четко оптимизируют технологию и инвестиции в эти технологии. Например, они удешевляют продукт за счет того, что применяют ручной труд в тех операциях, которые человек может сделать дешевле, чем машина, я имею в виду уровень автоматизации на небольших производствах.

- Сейчас к нам пришло очень много зарубежных технологий, выбор большой, но известно, что из большого количества выбирать труднее, чем из малого.

- Это опять же вопрос изучения рынка и четкого понимания своих целей и возможностей. Рынок деревянного домостроения сегодня четко сегментирован на дома элитные, дома для среднего класса и дома для граждан с невысоким доходом. А вот с технологиями и материалами все не так однозначно. Скажем, клееный брус используется для строительства элитных домов, но он может применяться и в качестве каркаса для строительства недорогих панельных домов. В первую очередь нужно определиться со своим будущим покупателем, выбор технологии вторичен.

В настоящее время на рынке деревянных домов в России представлен практически полный спектр строительных технологий: от домов из массива древесины до домов каркасно-панельных. Каждый сегмент имеет свои рыночные характеристики и своего покупателя. Например, современные дома из массива древесины, в том числе из клееного бруса, доступны только хорошо обеспеченным людям, поэтому надо понимать, что массовых продаж здесь не будет, и, выбирая эти технологии, нужно заранее жестко обеспечить себя заказами. Хотя производств по клееному брусу у нас не очень много, они, тем не менее, покрывают потребности богатых людей. Вообще рынок домов из массива достаточно сложный, хотя, скорее всего, в будущем этот сегмент будет расширяться. Во-первых, растет благосостояние людей, во-вторых, сейчас наблюдается повышение интереса к изделиям из натуральной древесины, стремление к созданию жилой среды из дерева. Это и дома, и мебель, и элементы малой архитектуры.

Эксперты полагают, что в ближайшее время более интенсивно будет развиваться деревянное домостроение, ориентированное на потребности среднего класса и людей с невысокими доходами. Небольшим фирмам, которые впервые выходят на рынок деревянного домостроения, я бы посоветовала двигаться в этом направлении: здесь и инвестиции не так велики, как в случае с элитными домами, и выбор технологий более широкий. Кстати, очень интересное направление – промышленное производство по каркасно-панельным технологиям. Это направление широко развито, например, в Финляндии. Всевозможные панельные строения сельхозназначения, амбары, сельские магазины, павильоны, различные здания культурного назначения – в Финляндии их встречаешь на каждом шагу. Думаю, что современные каркасно-панельные технологии строительства жилых домов и иных строений из древесных материалов в скором времени будут востребованы и в нашей стране.

Вообще эксперты отмечают, что сегмент каркасного домостроения находится сейчас на стадии активного развития. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области порядка 20 фирм занимаются строительством домов по каркасной технологии и имеют собственное производство. Из них только два предприятия предлагают изготовление каркасов из металлических конструкций, остальные фирмы изготавливают каркасы из дерева.

- Но эксперты отмечают и тот факт, что у россиян еще нет доверия к каркасно-панельным жилым домам...

- Да, это так. Сказывается память о дачных щитовых домиках советских времен, которые продувались всеми ветрами. Представления наших граждан о современных быстровозводимых каркасно-панельных домах далеки от истины. На самом деле это дома теплые, экологичные, вполне надежные и доступные по цене. И, кстати сказать, каркасно-панельные технологии позволяют производить дома архитектурно привлекательные. Это отнюдь не унылые скворечники, как кажется многим. За рубежом эти технологии используют в массовом малоэтажном строительстве уже давно и постоянно совершенствуют.

- За рубежом, кстати говоря, очень серьезно и планомерно пропагандируется «экологичный» образ жизни, который обеспечивается проживанием в доме из древесных материалов.

- В Финляндии, например, успешно осуществляется сразу несколько национальных программ по внедрению дерева в массовое домостроение. Там очень много делается для того, чтобы человек жил в так называемой деревянной среде, был и дома, и на улице окружен этим природным строительным материалом, благотворно влияющим на человека. Финны вообще очень серьезно относятся к понятию «жилая среда». Для них важен не только свой дом, но и своя улица, свой город, своя страна, наконец. Мы к этому еще только подходим.

Мне кажется очень важным, чтобы те предприниматели, которые придут на российский рынок деревянного домостроения, понимали, какой уникальный продукт они будут производить. Ведь дом – это не стены. Это образ жизни. К сожалению, культура малоэтажного деревянного домостроения у нас потеряна. Сегодня довольно часто встречаешь либо полную безвкусицу, либо технологическую убогость деревянных домов. Надо понимать, что частный деревянный дом не замещает квартиру – это иное жилое пространство, оно по-другому структурируется и по-другому живет. Строительство деревянного дома – это своего рода искусство, и к этому процессу нельзя относиться с холодным сердцем и голым расчетом. Это дело надо полюбить, тогда покупатели полюбят и дома, которые вы будете строить.

Здесь, конечно, все не так просто. Наверное, для того чтобы быть успешным создателем и продавцом деревянных домов, нужно поднять свое мышление на какой-то иной уровень. В нашу компанию часто обращаются деревообработчики с просьбой помочь выбрать технологию строительства, для того чтобы диверсифицировать свой бизнес. Рассуждают они логично: есть исходный материал, значит, нужно делать следующий шаг – строить дома. И вот тут начинаются проблемы, потому что они хорошо понимают материал, но не видят дом как конечный продукт. А вот строители – другое дело, они мыслят иными категориями, идут от идеи самого дома, и древесина для них является возможностью и способом выразить эту идею. Я убеждена, что это единственно правильный подход.
Беседовала Галина МАЛИКОВА