Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Материалы

Строительство завода по производству OSB: алгоритм реализации проекта

Текущая экономическая ситуация в мире предоставила российским лесопромышленным предприятиям уникальные возможности для масштабного развития новой сферы деятельности − производства OSB (Orient Strand Board, англ. − плита с ориентированной плоской стружкой). Такие компании могут вести строительство заводов по выпуску OSB, используя богатые сырьевые ресурсы России и укрепляя тем самым свои лидирующие позиции на рынке строительных материалов. Для успешной реализации новых проектов следует обратиться за помощью к специалистам фирм, которые специализируются на сопровождении проектов и инжиниринговых услугах.

Организуя производство OSB, инвестор может выбирать один из двух возможных путей: приобрести абсолютно новое оборудование известных брендов или купить б/у машины у закрывшихся предприятий. В каждом из этих случаев есть свои преимущества и недостатки.

Самый популярный подход к организации подобного бизнеса − строительство завода с установкой нового оборудования, обеспеченного гарантийным обслуживанием. Цена такой техники гораздо выше, чем у подержанной. Ввиду того, что рынок производственного оборудования сегодня огромен как в Северной Америке, так и в Европе, у инвестора всегда есть возможность выбрать наилучшую технологию для каждого производственного процесса. Подписав договор с производителем о поставке необходимого оборудования с обязательной эксплуатационной гарантией, инвестор начинает готовить бизнес-план, который впоследствии передается в банк. В Северной Америке также существует возможность оформить страховой полис, гарантирующий выполнение некоторых обязательств контракта.

Второй вариант − покупка б/у оборудования или всего завода, ранее работавшего, а сейчас остановленного собственником. Из-за сложившейся экономической ситуации в североамериканском строительстве сегодня на продажу выставлено большое количество заводов подобного рода. У каждого предприятия есть сведения об уровне производства за несколько последних лет (документально зафиксированные параметры деятельности предприятия), которые могут служить для инвестора своего рода гарантией того, что запущенное вновь предприятие способно заработать с прежней мощностью.

На первый взгляд, начальная цена такого оборудования (или всего завода) может показаться достаточно низкой, однако для того, чтобы привести его в полное рабочее состояние необходимо сделать финансовые вливания, направленные на начальную модернизацию. Кроме того, может понадобиться дополнительное оборудование для подачи электроэнергии. Заводы на севере США и в Канаде были построены в климатических условиях, схожих с российскими, а вот на юге США совсем другая погодная ситуация, поэтому приобретая завод в этой части страны, необходимо учитывать дополнительные затраты на его адаптацию.

Сегодня существуют благоприятные условия для приобретения оборудования хорошего качества ввиду создавшихся на рынке в Канаде и США условий. Как только домостроение в Америке начнет возрождаться, все эти заводы продолжат свою деятельность (если, конечно, до этого момента они не будут распроданы). Сегодня инвестору гораздо выгоднее построить завод по производству OSB, работающий на б/у оборудовании с примерной производительностью 500 тыс. м3 в год, чем построить новый завод с новым оборудованием производительностью 250 тыс. м3 в год. Следовательно, подержанное оборудование может работать в половину своей мощности до тех пор, пока не понадобится загрузить производство на 100%. И сделать это значительно легче, чем запускать новое производство, которое будет работать на полную мощность.

Разработка проекта

В России принято считать, что для ведения успешного бизнеса достаточно наличия предприятия, оснащенного оборудованием и необходимого объема сырья. Но по истечении времени, когда владельцы предприятия видят, что в завод вложены большие деньги, а он не перестает быть убыточным, его руководство приступает к поиску секретов успешно работающего предприятия.

Некоторые руководители начинают уделять много времени креативным подходам к производству, забывая о том, что идеи идеями, а деньги любят счет.

Поэтому для разработки успешного проекта важно прежде всего понять, какими будут фундаментальные принципы этого проекта, и только затем прибегать к креативному мышлению.

Проанализировав деятельность достаточного количества успешно работающих предприятий в Северной Америке, Азии и Европе, специалисты выделили следующие стадии реализации инвестиционного проекта.

1. Разработка проекта (3 месяца):

  • Утверждение мощности завода, технологического процесса и места производства.
  • Четкое определение вида продукции, рынков сбыта и способов распространения.
  • Анализ возможностей по поставкам услуг, древесины и другого вида сырья.
  • Определение менеджмента и состава команды руководителей.

Зачастую потенциальные инвесторы недооценивают важность первого шага в работе. Однако если есть четко разработанный и утвержденный план на начальном этапе строительства производства, дальнейшие шаги будут делаться с большей легкостью.

2. Подготовка бизнес-плана (от 3 до 6 месяцев):

  • Составление технического и производственного планов, включая состав кадров.
  • Разработка ассортимента продукции, определение рынков сбыта и каналов продаж.
  • Расчет начальных затрат на производство и текущих расходов.
  • Подготовка строительного чер-тежа.
  • Финансовое планирование.

Подготовка этой стадии должна вестись инвестором при содействии надежного советника или консалтинговой фирмы.

А инвестиции вкладчика повышают степень его ответственности к созданию наиболее качественного проекта, благодаря чему привлечь внешнее финансирование будет значительно легче.

3. Подготовка к началу инжиниринговых работ и оформление заявлений на получение разрешений (от 3 до 5 месяцев):

  • Создание технического проекта завода.
  • Разработка схем здания.
  • Создание чертежей фундамента и схем сервисной поддержки (разводки систем водоснабжения и канализации, энергообеспечения, противопожарной защиты).
  • Составление подробного описания и других спецификаций оборудования (перед его покупкой).
  • Оформление разрешительных документов (по экологии, защите окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и т. д.).
  • Разработка графика строительных работ.
  • Заключение договоров и подписание контрактов (аренда земельного участка, поставка древесного сырья, инжиниринговые услуги и т. д.).

Все аспекты проекта должны быть закреплены соответствующими контрактами, имеющими юридическую силу, для того, чтобы защитить инвестиции вкладчика и полностью соответствовать требованиям банка и правительственных структур. Кроме того, необходимо учитывать требования российских государственных стандартов (ГОСТов).

Также следует помнить, что при годовой банковской ставке в 16% задержка запуска проекта, например, на три месяца обойдется заказчику в 4 млн евро на каждые 100 млн евро заемных и вложенных в производство средств.

4. Финансовая часть (от 3 до 12 месяцев) должна учитывать:

  • Соотношение собственного капитала и заемного, которое должно быть в таких пропорциях: от 1:2 до 1:3. То есть доля собственного капитал составит от 25% до 33,3% в общем объеме финансирования, в зависимости от инвест проекта.
  • Добавленную стоимость продук-ции.
  • Условия кредитования в российских банках.
  • Условия кредитования в зарубежных банках (например, в Европейском Банке Реконструкции и Развития, ЕБРР).

В том случае, если стадии 1, 2 и 3 реализованы полностью, финансирование проекта не должно вызвать затруднений. Однако следует помнить о том, что, например, ЕБРР может потребовать предоплату за проверку благонадежности финансового состояния компании (срок проверки − от 3 до 4 месяцев).

Но зато, если результаты проверки удовлетворят банк, то положительное решение о финансировании проекта будет принято достаточно быстро.

5. Стадия утверждения (менеджмент, поставки, лицензии и разрешения в течение финансового периода):

  • Гарантии со стороны владельцев с собственным капиталом.
  • Закрепление затрат на осуществление проекта.
  • Получение необходимых лицензий и разрешений.
  • Заключение соглашений по поставкам сырья.
  • Заключение соглашений по поставкам услуг.
  • Гарантии качественного менеджмента по строительству завода и его эксплуатации.
  • Гарантии по завершению проекта, запуску фабрики и выпуску качественной продукции.

Кредитный договор обычно включает в себя обязательства заказчика по выполнению вышеперечисленных пунктов и, возможно, какие-то дополнительные условия.

6. Стадия финансовой готовности (завершение подготовки всех правовых документов):

  • Подробное описание денежных потоков.
  • Закупочные контракты.
  • Разрешения и лицензии.

Время − деньги, и банки дорожат этим правилом, поэтому руководители предприятия должны оформить все требуемые для обоснования проекта документы вовремя, в отведенные сроки. Ну и, конечно, не стоит забывать о штрафах за просрочку предоставления документации в банк.

7. Строительство и инжиниринг (21 месяц).

Работы на этой стадии реализуют:

  • Руководитель проекта (он может быть из Северной Америки или России).
  • Помощник руководителя проекта (Россия).
  • Компании, осуществляющие инжиниринг производственных и технологических процессов (достаточным опытом для реализации проектов по OSB обладают проектные и инжиниринговые компании из Северной Америки).
  • Компании, осуществляющие инжиниринговые работы по инфраструктуре и поставкам сырьевых материалов (российские фирмы).
  • Руководитель по строительству (предпочтительно из Северной Америки или Европы).
  • Помощник руководителя по строительству (Россия).

Основная цель − нанять опытных и знающих иностранные языки инженеров, бухгалтеров, продавцов и управленцев в России и при содействии опытных канадских экспертов сделать из них команду. Во время инжиниринговых и строительных работ они будут учиться выполнять поставленные задачи и применять свои знания во время строительства завода и после его завершения.

8. Ввод в эксплуатацию завода и запуск производственного процесса (3 месяца):

  • Прием на работу руководителя завода (предпочтительно из США или Канады. трудовой контракт можно заключить на один-два года − период вывода завода на проектную мощность и стабильный выпуск продукции).
  • Прием на работу помощника директора завода (достаточно нанять грамотного и перспективного специалиста из России на срок более одного-двух лет − по достижению стабильного уровня производства он сможет сменить дорогостоящего американского менеджера на посту руководителя завода).
  • Обучение персонала (в течение всего процесса строительства).
  • Тщательная проверка каждого производственного подразделения построенного предприятия.
  • Проверка работы оборудования на холостом ходу (надлежащий ремонт оборудования или его приемка).
  • Подписание технических документов приемки.
  • Окончательная подготовка завода к началу деятельности.
  • Постепенный ввод в рабочий режим каждой единицы техники с загрузкой его сырьем.
  • Оформление сертификатов, подтверждающих готовность завода к запуску.
  • Проведение испытательных работ.
  • Проведение тестов на производительность и качество продукции.

В процессе запуска завода специалисты, контролирующие качество работ, должны тщательно проверять оборудование в действии и «поведение» материалов на каждом этапе производства для того, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем обнаружить и тут же устранить причину.

Отдел по продажам в этот момент уже должен начать активную работу по подготовке продукции к процессу сертификации для целевого рынка. Теперь завод готов к работе!

Ян КАРНИК,KTC PanelBoard Engineering Ltd.
www.panelboard.net
Эдриан КИПЕРС, Innobord Ltd.
adrian_kuypers@hotmail.com