Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесной кодекс

Новой программе нужны новые драйверы

Из всех работающих на нас машин лес одна из самых долговечных, но и труднее всего подчиняющаяся починке.
Леонид Леонов, писатель

Закончилась трехлетняя борьба за те или иные положения Лесного кодекса Российской Федерации, с недавнего времени он стал реально действующим документом. И акцент, инициатива, интеллектуальное напряжение должны быть смещены на новый этап нормотворчества – разработку подзаконных нормативных актов. На сегодняшний день определены почти 60 документов федерального уровня, которые необходимо принять, чтобы Лесной кодекс не «провисал», а был действительно Лесной конституцией. Главное сейчас – это определить, как, каким образом, по какой схеме, какими темпами осуществляется подготовка этих нормативных актов, каков их общий перечень, кому поручено их разрабатывать, каковы концептуальные позиции каждого из этих актов? Свои предложения по оптимизации Лесного кодекса высказывает человек, на деле сталкивающийся с реализацией этого документа, директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления корпорации «Илим Палп» Дмитрий Чуйко.

До истечения установленного срока разработки и принятия этих документов остается полгода. И если учесть, что за 9 лет действия старого Лесного кодекса 13 подзаконных актов к нему так и не были разработаны, то очевидно, что если мы такими темпами будем разрабатывать нормативно-правовые документы к новому кодексу, то потом снова будем искать виновных…

Из почти 60 актов федерального уровня, 22, по нашему мнению, являются особо важными для лесопромышленного сектора, и в их разработке, конечно, должны принять участие представители лесопромышленных предприятий. Остановимся лишь на нескольких из них.

Первое и очень важное – это понятие приоритетных инвестиционных проектов в отрасли. Должны быть установлены четкие критерии отнесения инвестиционных проектов в лесном секторе к категории приоритетных: по объему инвестиций, срокам окупаемости, экологии, социальным результатам. Могу сказать, что во время экономического саммита, предшествовавшего саммиту «ЕС-Россия» в Хельсинки, нас буквально атаковали расспросами о том, что такое приоритетный инвестиционный проект, каковы критерии отнесения к приоритетному проекту, каковы роль государства в реализации таких инвестпроектов и соотношение федерального уровня, уровня субъекта Федерации и бизнеса в осуществлении таких проектов. И мы, к сожалению, могли назвать только одну цифру: что по закону об инвестициях к приоритетным инвестиционным проектам федерального уровня относятся такие, в которых объем иностранных инвестиций составляет 1 миллиард рублей, или 33−34 миллиона евро. Никаких иных критериев отнесения мы назвать не смогли – их попросту нет.

Следующий очень важный момент – это правила заготовки древесины отдельно по каждому региону, которые, на наш взгляд, должны учитывать экономику лесопользования, современные технологии заготовок, соответствовать общепризнанным требованиям лесной сертификации. Это правила лесовосстановления отдельно по каждому региону, которые должны учитывать и тенденции изменения климата, и современные методы, и ответственность участников процесса лесовосстановления за результат, эффективность этой работы, а не за факт проведения работ. Это очень важные в новых условиях Лесного кодекса правила ухода за лесами отдельно по каждому лесному региону, современные системы и технологии рубок ухода. Это правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

В этой связи представляется очень важным и необходимым потребовать, чтобы в общедоступных отраслевых средствах массовой информации был опубликован полный перечень разрабатываемых подзаконных актов, чтобы мы – и практики, и теоретики, и организаторы производства – могли посмотреть, а все ли там учтено, нет ли белых пятен, нет ли ниш, которые снизят эффективность всей работы; чтобы там содержалось указание, кому поручена разработка этих подзаконных актов: какому министерству, ведомству, департаменту, комитету – и кто персонально отвечает за качество этой работы; обозначены координаты, как позвонить или написать, чтобы высказать свои замечания или предложить идею. Кроме того, необходимо определить степень ответственности и поощрения этих людей за выполнение установленных сроков разработки и качество проектов подзаконных нормативных актов. Я думаю, было бы правильно, если бы рабочие группы, которые готовят соответствующие документы, объявили, в какие дни они будут проводить открытые заседания, чтобы все заинтересованные лица, представляющие отрасль, могли побывать на таком заседании и изложить свои соображения по сути, содержанию, качеству предлагаемых проектов подзаконных нормативных актов. И тогда, я думаю, по прошествии 6 месяцев 2007 года можно было бы объективно оценить качество работы тех людей, которым была поручена подготовка этих важных документов, определить, справляются ли они с возложенными обязанностями. Я думаю, что такое предложение, если бы оно было реализовано, во-первых, способствовало бы повышению качества разработки этих документов, а во-вторых, ответственности тех людей, которые этим вопросом в силу должностного положения занимаются.

Должен сказать, что настораживает инертность руководителей соответствующих отраслей, особенно в субъектах Федерации, не выполняющих требования Лесного кодекса. С большим удовлетворением как сопредседатель координационного комитета присутствовал на некоторых этапах при защите предложений вологодской администрации в отношении модернизации, изменения всей системы управления лесами. Должен сказать, что эта защита была аргументированной, четко продуманной, компетентной. Я потом специально интересовался, сколько из лесных субъектов Федерации внесли хотя бы в первой редакции свои предложения. Оказалось, что 47 из 80 к 7 декабря предложений не внесли. Увы, нерешительность региональных чиновников, отвечающих за состояние дел в отрасли, вновь о себе заявила. И в этом плане хотел бы сказать, что, на мой взгляд, больше активности могли бы проявить руководители конкретных лесозаготовительных, лесопромышленных организаций и их, так сказать, интеллектуальные штабы. Я почти нигде не увидел, хотя со многими говорил, наличия разъяснительных документов, ориентированных на низовое звено: на менеджеров, инженеров, мастеров, бригадиров и так далее. Что, какие изменения несет в себе новый Лесной кодекс РФ? На что им надо сориентироваться, что такое лесные планы? Скажем, такой документ, как основные положения Лесного кодекса Российской Федерации и оценка их влияния на деятельность конкретного предприятия, я увидел буквально в двух-трех местах. Трудно сказать, почему так. Мы опять столкнемся с тем, что «верхи» в конце концов осознают, что задумана и осуществляется революция в лесном секторе Российской Федерации, а среднее звено и низы так и будут в неведении, что там «наверху» делается, каковы новые требования, как они будут воплощаться в жизни, в реальном производстве.

Я, разумеется, не претендую на бесспорность в суждениях, но, думаю, высказанная точка зрения отражает мнение многих. Полагаю, что мы должны совместными усилиями много сделать для того, чтобы новый Лесной кодекс действительно отразил новые отношения в лесном секторе и способствовал коренному изменению того положения отрасли в экономике страны, которое сложилось сегодня.

Дмитрий ЧУЙКО