Партнеры журнала:

События

Бизнес и экологические НПО объединяются

В треугольнике «бизнес – экология – власть» распределение ролей кажется очевидным, вытекающим из определения участвующих сторон. Бизнес реализует свои коммерческие интересы с оглядкой на законодательство, а на неправительственные организации (НПО) обращает внимание только в тех случаях, когда игнорировать их становится «себе дороже» по тем или иным причинам.

Экологические НПО требуют от бизнеса мыслимых и немыслимых жертв, пугая промышленников и общество экологическими «страшилками» и давя на совесть: «Разве вы не хотите, чтобы ваши дети могли увидеть дикого тигра?!" Власть старается по возможности соблюсти интересы и тех, и других, сдерживая разгул рынка введением различных нормативов и запретов и не давая НПО становиться на путь неконструктивных действий (в тех немногочисленных случаях, когда это действительно требуется).

В сегодняшней российской реальности все не так. Стартовавшая почти три года назад крупнейшая в нашей истории лесная реформа породила в том числе такие явления, как совершенно нетипична расстановка сил в упомянутом треугольнике. А именно: российский лесной бизнес, по крайней мере в наиболее продвинутой его части, и наиболее известные и влиятельные экологические НПО оказались «по одну сторону баррикады», а власть – по другую.

На самом деле весьма конструктивное сотрудничество НПО и лесного бизнеса в России началось давно. Вероятно, за точку отсчета здесь можно принять начало добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета (FSC) в России – конец 1990-х годов. Нынешнему широкому распространению этой сертификации в России лесной бизнес обязан прежде всего неправительственным экологическим организациям – Всемирному фонду дикой природы (WWF), Гринпис России, некоторым региональным организациям, таким как Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга» и другим. Сертификация по схеме FSC требует от лесопромышленных предприятий равноценного внимания ко всем трем составляющим устойчивости: экономической, экологической и социальной. Реализация принципов экологической устойчивости требует от предприятия целой системы мер по различным составляющим этой устойчивости, от поддержания экосистемных функций лесов во всем их многообразии до сохранения биологического разнообразия на разных уровнях его организации.

За более чем десятилетний процесс взаимодействия двух сторон накоплен очень солидный капитал: взаимное обогащение знаниями, развитая сеть контактов между организациями и отдельными людьми, опыт конструктивного сотрудничества в вопросах сертификации и не только. Но тем не менее эти группы сохраняли свою обособленность, преследуя каждая прежде всего свои цели. И вот недавно оказалось, что в нынешней ситуации эти цели во многом совпадают, что позволило НПО и бизнесу открыто выступить с совместной позицией по совершенствованию законодательства в области экологически устойчивого лесоуправления.

6 октября 2009 года в Петербурге по инициативе WWF России состоялся круглый стол, в котором приняли участие представители лесного бизнеса и неправительственных организаций и который был посвящен вопросам необходимости совершенствования лесного законодательства. Идея такой встречи родилась исходя из того, что обе стороны чувствовали необходимость взаимного усиления позиций по этим вопросам, так как уже давно стало понятно, что эти позиции совпадают по многим пунктам. При этом и бизнесмены, и представители НПО были согласны с тем, что развитие российской лесной реформы пока еще не привело к тем результатам, которых они добиваются.

Показательно, что на круглом столе присутствовали представители ведущих предприятий лесной отрасли России таких, как группа «ИЛИМ», группа «Монди», ЗАО «Инвестлеспром», деловых кругов из разных регионов и европейской России, и Сибири, и Дальнего Востока, а также представители органов по сертификации. Это наилучшим образом подчеркивает неслучайность такой встречи и актуальность начала подобного процесса. Участники круглого стола, заслушав и обсудив имеющуюся информацию о современной ситуации и тенденциях изменения лесного законодательства России, согласились с тем, что:

  • позиции российского лесного бизнеса и НПО о необходимости внесения изменений в лесное законодательство в части обеспечения экологически устойчивого лесоуправления совпадают;
  • лесное законодательство должно создавать условия для реализации международно признанных принципов и критериев устойчивого лесоуправления, а также требований систем лесной сертификации, в частности Российского национального стандарта, аккредитованного FSС, и стандарта Российского национального совета по лесной сертификации (РНСЛС), аккредитованного PEFC;
  • подобные встречи представителей лесного бизнеса и экологических НПО необходимы и полезны, и следует и дальше развивать подобное сотрудничество.

Обсуждение поднятых вопросов было весьма конкретным и конструктивным и продемонстрировало действительное взаимопонимание и совпадение многих интересов. По итогам круглого стола был принят документ «Совместная позиция общественных экологических организаций России и российского лесного бизнеса по совершенствованию законодательства в области экологически устойчивого лесоуправления». Он подтверждает совпадение долгосрочных интересов бизнеса и общества по сохранению природы России, общую озабоченность современной ситуацией в лесах и очевидной слабостью существующего законодательства в этом вопросе.

В принятом документе, в частности, отмечена необходимость ввести в российское лесное законодательство термин «леса высокой природоохранной ценности» (ЛВПЦ), предусмотреть законодательные механизмы сохранения ЛВПЦ, в том числе на региональном уровне, и разработать нормативные инструменты, которые позволят придавать ЛВПЦ официальный статус. Отсутствие этих инструментов создает у экологически ответственных компаний такие трудности в деле сохранения биоразнообразия, которых вполне могло бы и не быть, в то время как НПО уже много лет безуспешно добиваются создания подобных инструментов. Участники «круглого стола» призывают расширить требования действующих «Правил заготовки древесины по сохранению биоразнообразия», в том числе в той их части, где говорится о возможности оставления на лесосеках участков древостоя, имеющих лесоводственное и экологическое значение вне зависимости от их размера. Кроме того, участники заседания рекомендуют Рослесхозу оказать содействие органам управления лесами субъектов РФ в разработке и внедрении «Рекомендаций по сохранению биоразнообразия при лесопользовании», а лесопромышленным компаниям и лесничествам – применять их при отводе и разработке лесосек и контроле лесозаготовок. По общему мнению участников состоявшегося мероприятия, в нормативных документах по определению объемов лесопользования необходимо предусмотреть механизм исключения участков ЛВПЦ из расчета объема разрешенного лесопользования на арендных лесных участках. Иначе компании вынуждены либо сохранять ЛВПЦ отчасти себе в ущерб (что в реальности и происходит), либо идти на перерубы на других участках.

Совместная позиция природо­охранных НПО и лесного бизнеса по совершенствованию законодательства в области экологически устойчивого лесоуправления подтверждает совпадение долгосрочных интересов бизнеса и общества по сохранению природы России, общую озабоченность современной ситуацией в лесах. Причиной такого положения дел стала очевидная слабость существующего законодательства в этом вопросе. Поспешность, неподготовленность и непродуманность кардинальной реформы лесного законодательства, отмечаемая далеко не только представителями НПО, породила в том числе такие нетипичные явления, как объединение НПО и бизнеса.

Участники круглого стола договорились развивать сотрудничество и приглашают других представителей НПО и лесного бизнеса присоединиться к их совместной позиции.

Это можно сделать на сайте Всемирного фонда дикой природы (http://www.wwf.ru/resources/news/article/5605).

Татьяна ЯНИЦКАЯ,
фото Юрий ПАУТОВ