Сохранение биоразнообразия при лесосечных работах
Еще не так давно на лесной делянке, где была проведена сплошная рубка, можно было наблюдать весьма печальную картину, напоминающую лунный ландшафт, «разбавленный» отдельными, одиноко стоящими семенными деревьями. Ни птиц, ни бабочек, ни цветущих лесных растений… Отрадно сознавать, что такие пейзажи постепенно уходят в прошлое.
Способствуют этому новые тенденции в лесопользовании (прежде всего развитие добровольной лесной сертификации), а также современное законодательство, в том числе лесное. Все большее распространение получают технологии рубок, которые проводятся с обязательным условием сохранения ключевых биотопов и объектов.
Историческая справка
В начале 1990-х годов в ряде Скандинавских стран осознали, что леса, в которых ведется интенсивное лесное хозяйство, почти полностью утратили биологическое разнообразие. Особоохраняемые природные территории (ООПТ) в условиях, когда их разделяют сильно обедненные ландшафты, тоже не в состоянии сдерживать процесс утраты биоразнообразия. В результате появилась концепция лесных ключевых биотопов, которая рассматривалась как основная мера для сохранения биоразнообразия лесных экосистем в хозяйственно освоенных лесах вне ООПТ. Суть ее в том, что в каждом лесу имеются небольшие участки и отдельные объекты, где концентрируются природоохранные ценности, в том числе редкие виды, которые, занимая незначительную площадь, вносят непропорционально большой вклад в сохранение биологической ценности леса. Например, Национальный совет лесного хозяйства Швеции определил лесные ключевые биотопы как «особо ценные места обитания, где потенциально можно обнаружить виды, занесенные в Красную книгу». Это могут быть маленькие участки редких типов леса, участки с особыми условиями (переувлажненные, на крутосклонах), небольшие ландшафтные элементы (карстовые воронки, валуны, солонцы), биологические объекты (сухостойные деревья, валежины, деревья с гнездами птиц) и др.
В Швеции, Норвегии и Финляндии в результате инвентаризации были выделены лесные ключевые биотопы, которые охраняются либо законодательно, либо национальными системами лесной сертификации. Их площадь составляет от 0,3 до 10% площади продуктивных лесных земель. Проводится работа по информированию лесовладельцев о необходимости сохранения ключевых биотопов. Сходным образом обстоит дело и в странах Балтии − Эстонии, Латвии и Литве.
Необходимость сохранения биоразнообразия
Сохранение биоразнообразия, в том числе редких видов и их мест обитания, прежде всего видов, занесенных в красные книги разных уровней, является требованием российского законодательства. Однако ничтожно малая часть мест обитания этих видов уже выявлена, и еще меньшая имеет специальную охрану, несмотря на прямое требование закона. С другой стороны, ключевые биотопы и объекты являются местами обитания максимального числа ценных в природоохранном отношении видов живых организмов, в том числе занесенных в красные книги. Это облегчает задачу сохранения редких видов в лесах.
Например, к ключевым объектам относятся старые перестойные деревья, сухостой и крупный валеж, потому что большое количество редких растений, лишайников и грибов связано именно с ними: более 25% всех таежных видов зависят от наличия в лесу мертвой древесины.
То есть если на делянке оставить отдельные перестойные деревья, сухостой и крупный валеж, то можно считать, что четверть всех видов живых организмов сможет здесь выжить и после рубки.
Но это лишь один пример. Если же сохранять все разнообразие ключевых биотопов и объектов по максимуму, то это даст гораздо больший эффект, а именно позволит:
- поддерживать разнообразие естественных условий, что способствует существованию и расселению различных видов живых организмов на территориях, активно вовлеченных в природопользование;
- сохранять элементы лесной среды, что способствует поддержанию естественной динамики насаждений и в большинстве случаев естественному лесовозобновлению;
- сохранять места, имеющие особое значение для осуществления жизненных циклов животных (места гнездования, размножения, кормежки, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.).
Состояние дел в России
У нас работа по сохранению ключевых биотопов началась лишь с наступлением 2000-х годов, в ходе распространения добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета (FSC). Сейчас уже накоплен значительный опыт в Псковской, Кировской, Архангельской областях, в республиках Коми и Карелии. Разработаны процедуры, оформленные в виде рекомендаций по сохранению биоразнообразия при разработке лесосек для отдельных регионов и предприятий.
Российские методики отличаются от скандинавских и прибалтийских, хотя и разрабатывались изначально на основе опыта их применения. Дело в том, что по ним выделение ключевых биотопов и объектов производится преимущественно путем поиска либо самих редких видов, либо так называемых видов-индикаторов − тех, которые сами по себе редкими не являются, но их наличие указывает на очень высокую вероятность присутствия там же редких видов. Так или иначе, поиск осуществляется путем сплошной натурной инвентаризации.

Подобный подход в России имеет очень ограниченное применение. Это связано прежде всего с огромными лесными площадями в нашей стране, а также с различиями в принципах лесоустройства и лесного хозяйства в нашей стране и странах Скандинавии и Балтии, ограниченным числом специалистов по редким видам и тем видам, которые могут выступать индикаторами.
Все это подвело российских специалистов к идее натурного выделения ключевых биотопов другим методом − поиска мест и объектов, где с большой вероятностью могут быть обнаружены виды из красных книг (или где биоразнообразие существенно выше среднего), по косвенным признакам. Так появились сначала списки ключевых биотопов и объектов для отдельных территорий, являющихся потенциальными местами обитания редких видов и зонами повышенного биоразнообразия, затем их перечни с подробно описанными признаками выделения таких объектов и видов и наконец полевые иллюстрированные определители ключевых биотопов и объектов, подготовленные специально для работников лесозаготовительных предприятий. На такой основе работу по выделению ключевых биотопов и объектов на лесосеке могут выполнять не только специалисты-биологи, но и работники лесозаготовительных предприятий, прошедшие специальные курсы обучения.
Основной опыт накоплен в равнинных лесах таежной зоны России. В табл. 1 и 2 приводятся подробные перечени ключевых биотопов и объектов, сохранение которых может быть целесообразно в этой зоне. На этой основе для каждого региона или отдельной территории в соответствии со спецификой местных условий может быть составлен свой перечень.
Нормативно-правовая основа
Основу для сохранения ключевых биотопов и объектов дают федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства РФ «О Красной книге Российской Федерации». Согласно ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих видов и ухудшающая среду их обитания.
Действующее лесное законодательство ввело в употребление термин «биологическое разнообразие» в отношении лесных экосистем. И в Лесном кодексе (ЛК), и в ведомственных нормативных документах так или иначе сформулированы требования по сохранению биоразнообразия, в частности сохранения мест обитаний краснокнижных видов и других важных для поддержания биоразнообразия участков леса при лесозаготовках.
В ст. 1 ЛК среди основных принципов лесного законодательства указано сохранение биологического разнообразия лесов. Необходимость охраны животного мира предписывается п. 5 ст. 12: при освоении лесов осуществляются мероприятия по охране, использованию объектов животного мира. Такие мероприятия должны быть предусмотрены не только для промысловых видов, но и для редких и находящихся под угрозой исчезновения, а также для мест их обитания. Необходимость охраны редких видов лесных растений предписывается ст. 59 ЛК.
Но наиболее полно меры по сохранению биоразнообразия при лесопользовании отражены в действующих Правилах заготовки древесины. Так, п. 8 этих правил запрещает рубку и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими правилами и законодательством РФ, а п. 13 позволяет в целях повышения биоразнообразия лесов оставлять отдельные ценные деревья. Ценными деревьями в этом случае, согласно упомянутому выше, а также иным законодательным актам РФ, могут считаться как редкие краснокнижные древесные растения, так и деревья, являющиеся местами обитания (или входящие в них) других редких видов. Кроме того, п. 11 запрещает вырубку жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ольхи, ильма), произрастающих на границе их естественного ареала.
Правила лесовосстановления также содержат требования по сохранению биоразнообразия. Так, при подготовке проекта работ по лесовосстановлению необходимо учитывать выделенные ранее ключевые биотопы и объекты. Проект восстановления должен содержать характеристику вырубки, в том числе характер и размещение оставленных деревьев и кустарников.
Правила санитарной безопасности в лесах также предписывают соблюдение требований по сохранению редких видов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) красные книги субъектов РФ. Более противоречивы Правила ухода за лесами, но и они допускают такой подход, хотя и не содержат ясных требований в этом отношении.
Таким образом, в законодательстве присутствуют требования и инструменты для сохранения биоразнообразия при лесозаготовках и других лесохозяйственных мероприятиях. Однако незначительный опыт применения подобных мер в России и отсутствие четких рекомендаций пока еще являются препятствием для повсеместного распространения этой практики. Кроме того, описанная выше нормативная основа пока несовершенна. Поэтому могут возникать различные варианты толкования законодательства разными представителями органов власти и, соответственно, различия в предъявляемых ими требованиях. К сожалению, в Правилах заготовки древесины сохранен термин «недорубы». Пользуясь этим, контролирующие органы могут прибегать к попыткам налагать штрафные санкции за оставленные ключевые биотопы и объекты.
Для того чтобы к предприятию не было претензий со стороны контролирующих органов, действия по сохранению ключевых биотопов и объектов должны быть надлежащим образом отражены в документах. В частности, меры по сохранению биоразнообразия необходимо указывать в проекте освоения лесов (когда это еще возможно, например в случае новой аренды), в ежегодно подаваемых лесных декларациях, в технологических картах разработки лесосек, по возможности в договоре аренды. Если договором аренды предусмотрены неустойки за оставление недорубов, необходимо, чтобы там же были описаны исключения для участков леса и отдельных объектов, оставляемых для сохранения биоразнообразия.
В проекте освоения лесов эти меры можно указать в разделе «Сведения о лесном участке»: он должен содержать в том числе характеристику планов по сохранению биоразнообразия, а также сведения о наличии редких видов лесных растений. Также в этом разделе необходимо указать, какие меры по сохранению биоразнообразия будут приниматься при лесопользовании, а именно − описать порядок выделения и сохранения ключевых биотопов и объектов при лесозаготовках и других лесохозяйственных работах. Те же меры должны быть указаны в разделе «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов».
При заполнении и подаче лесной декларации эти меры также необходимо зафиксировать. Для этого в графе «Способ рубки» рекомендуется добавлять следующую формулировку: «с сохранением участков леса и объектов, ценных для поддержания биологического разнообразия согласно проекту освоения лесов».
Необходимо отразить сведения о ключевых биотопах и объектах и в технологической карте. Согласно п. 52 Правил заготовки древесины, технологическая карта может содержать подобную информацию. Для этого можно предусмотреть специальное приложение к карте.
Подробно меры по сохранению ключевых биотопов и объектов желательно отразить в Инструкции по сохранению биоразнообразия при осуществлении лесозаготовок, которую следует утвердить руководству предприятия, а затем согласовать с территориальным органом власти, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Рекомендации по организации работы
Для того чтобы наладить весь этот процесс, предприятию лучше всего начать с разработки собственной внутренней инструкции по сохранению ключевых биотопов и объектов, в которой отразить перечень объектов, порядок работы и др. Обязательно должны быть определены ответственные за выделение и сохранение ключевых биотопов и объектов на лесосеке, причем желательно, чтобы весь процесс контролировал один человек. Необходимо проводить систематическое обучение персонала (мастеров леса, рабочих заготовительных бригады, операторов харвестеров). Причем временные затраты на сохранение ключевых биотопов должны быть обязательно учтены в трудовой нагрузке.
Выделение ключевых биотопов в качестве неэксплуатационных участков (НЭУ) возможно как до, так и во время и после отвода лесосек. Например, ключевые биотопы, прилегающие к визирам, выделяются как НЭУ во время отвода, отмечаются на технологической карте и исключаются из эксплуатационной площади. В процессе лесозаготовки специально обученными вальщиками или операторами харвестера оставляются ключевые объекты и не выявленные ранее ключевые биотопы. По окончании рубки вносятся изменения в технологическую карту, изменения согласуются с органом управления лесным хозяйством. Если дополнительно выделенные объекты занимают значительную площадь, производится перерасчет материально-денежной оценки лесосеки.
Экономическая целесообразность
На первый взгляд сохранение биоразнообразия влечет за собой уменьшение объема пользования лесом. Однако на практике древостой ключевых биотопов и объектов чаще всего не имеет коммерческой ценности или имеет, но невысокую.
Практически все фаутные, малоценные, старые, усыхающие деревья, деревья с дуплами, сухостой, остолопы и другие, имеющие минимальную экономическую ценность или не имеющие ее вовсе, очень важны для биоразнообразия. Примерно так же дело обстоит и с биотопами: древостой вокруг небольших болот, в микропонижениях, оврагах, участки перестойного леса могут быть отнесены к ключевым биотопам. Более того, сохранение ключевых биотопов лучше всего производить путем выделения НЭУ, а п. 21 Правил заготовки древесины гласит, что в эксплуатационную площадь лесосек сплошных рубок при их отводе не включаются в том числе участки с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение. Поэтому затраты, связанные с несколько более сложным оформлением документов, дополнительным временем на выделение и оформление ключевых биотопов и объектов при отводах, на сохранение их непосредственно в процессе рубки, на обучение персонала, в значительной степени окупаются снижением количества низкотоварной и неликвидной древесины и затрат на очистку лесосек.
Пример Карелии
В течение нескольких лет в Карелии общественная природоохранная организация «СПОК» в тесном сотрудничестве с другими участниками лесных отношений разрабатывала методические рекомендации по сохранению ключевых биотопов и объектов при лесосечных работах на территории республики. В конце 2009 года министерство лесного комплекса Карелии одобрило эти рекомендации и даже установило единую форму соглашения по сохранению биоразнообразия, которое предполагается заключать между республиканским Минлесом и арендаторами лесных участков. В январе 2010 года министр лесного комплекса Карелии Владимир Юрьев и исполнительный директор ООО «Сведвуд Карелия» Эрик Стефан Сандгрен подписали соглашение по сохранению биоразнообразия при лесосечных работах на участках лесфонда, находящихся в аренде этой лесопромышленной компании. Таким образом, ООО «Сведвуд Карелия» стало первой лесопромышленной компанией, заключившей соглашение с республиканскими властями в соответствии с методическими рекомендациями по сохранению биоразнообразия, утвержденными на региональном уровне. В ближайшее время подобные документы готовятся подписать еще несколько предприятий Карелии.
Заключение
Практика сохранения ключевых биотопов и объектов все шире применяется и в России. Сейчас уже большинство крупнейших арендаторов лесного фонда, по крайней мере в европейской части России, в той или иной степени применяет эти меры; делаются первые шаги и в Сибири (прежде всего в Иркутской области, но не только).
Наш опыт показывает, что работники большинства лесозаготовительных предприятий, занятые в освоении лесосек (отводчики, мастера леса, начальники бригад и др.), стоит им получить основные знания в этой сфере деятельности, охотно поддерживают ее. Прежде всего потому, что это избавляет их от затрат по вырубке и транспортировке малоценной древесины, уменьшает затраты на очистку лесосек. Значит, пора сделать эту практику повсеместной − принципиальных препятствий для этого уже нет. И вспомним, что скупой платит дважды. Так, в странах с длительной промышленной эксплуатацией лесов уже поняли необходимость сохранения биоразнообразия, но применять эти меры там во многих местах слишком поздно − биоразнообразие утрачено.
Известно, что компания «Стора Ског» в Швеции для восстановления биоразнообразия до требуемого уровня в 1990-х годах была вынуждена вкладывать около $10 млн ежегодно. Это не тот опыт, который следует перенимать россиянам.
Татьяна ЯНИЦКАЯ, WWF России,
Ольга Ильина, РОО «СПОК»