Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Европе нужна чистая древесина

Легальная лесозаготовка

К 2011 году Европейский союз планирует принять особый регламент, который ужесточит требования к поставщикам изделий из лесоматериалов. Для торговли лесом с Европой российским властям придется модернизировать законодательную базу, а бизнесу − подтверждать легальность заготавливаемой древесины.

Такое решение принимается в развитие договоренностей в рамках министерского переговорного процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ENA-FLEG). Оно направлено на выполнение межправительственных соглашений об усилении совместной борьбы с незаконной деятельностью в лесу, торговлей древесной продукцией незаконного происхождения и коррупцией в лесном секторе.

Юбилей за круглым столом

В нынешнем году исполняется пять лет с начала этого процесса. В ноябре 2005 года в Санкт-Петербурге прошла конференция министров по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии. На конференции приняты декларация и индикативный план действий. Этот своеобразный юбилей был отмечен в ходе круглого стола «Совершенствование лесного законодательства России и новые законодательные инициативы Евросоюза по предотвращению торговли нелегально заготовленной древесиной и продукцией из нее», который состоялся по инициативе WWF России в Торгово-промышленной палате РФ.

По словам руководителя лесной программы WWF России Елены Куликовой, Европа занимает активную позицию в этом процессе. Евросоюз разработал план действий по предотвращению торговли нелегальной древесиной и сейчас активно движется к принятию нового законодательства по предотвращению нелегального оборота древесины. Новая правовая норма обяжет поставщиков лесной продукции обеспечить легальность ее происхождения. Представитель природоохранной организации отметила, что в мире все больше стран, которые принципиально меняют законодательство, связанное с оборотом древесины. Например, в США уже вступили в силу поправки к так называемому закону Лейси, которые предусматривают уголовную ответственность за оборот нелегальной древесины. В Китае выпущены рекомендательные документы, содержащие требования к древесине, заготавливаемой китайскими предприятиями за рубежом. Одно из этих требований гласит: сырье должно иметь легальный характер.

Таким образом, не только Европа, но и многие другие страны мира предлагают российскому ЛПК новые правила игры. Каким образом их можно принять? Для начала надо модернизировать правовую основу лесных отношений. Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев говорит о том, что законодательная база отрасли сформирована и представляет собой взаимоувязанный блок нормативных документов, которые базируются на Конституции РФ и всесторонне рассматривают лесные отношения в стране. Вопрос в том, кто реализует эти законы? Три уровня исполнительной власти − федеральный, региональный и муниципальный − разрознены, и нет единой цепочки управления, что дает почву для бесконтрольного использования лесного ресурса. По словам ректора Всероссийского института повышения квалификации специалистов лесного хозяйства Анатолия Петрова, распределение ресурсов, бюджетных средств и властных полномочий всегда и везде создает коррупционные риски, а применительно к лесным отношениям это распределение, осуществляемое по трем направлениям одновременно, делает условия для появления коррупции наиболее благоприятными.

30 млн кубов для собственных нужд?

В прошлом году в РФ было заготовлено 159 млн м3 леса, из них по договорам купли-продажи -65,1 млн м3, а арендаторами − 90,4 млн м3. В этих 90,4 млн есть древесина, которая подпала под приоритетные инвестиционные проекты, поэтому у власти появились основания считать, что нелегальной древесины там меньше всего, отмечает г-н Шуваев. Зато в другом секторе экономики объемы незаконной заготовки древесины просто поражают. Эксперт обращает внимание на то, что местное население заготавливает 30 млн м3 в год для собственных нужд. Эта древесина не учитывается должным образом, а значит, появляются возможности для ее нелегального оборота.

Вывод: нужно создать принципиально иную, чем нынешняя, неработающая, систему контроля движения древесины. Кроме того, требуется принять федеральный закон «Об обороте древесины», в котором необходимо четко определить регулирование заготовки и оборота древесины, дать определение легальной и нелегальной рубкам. Когда будут приняты эти определения, тогда будет дана и оценка противоправным действиям.

Вместе с тем функционер ТПП РФ предлагает внести изменения в Лесной кодекс в части правового регулирования эффективного лесопользования. «В кодексе прописана ответственность за то, как использовать арендованный участок или ту древесину, которую можно приобрести по договорам купли-продажи. А кто отвечает за эффективное лесопользование? − задает резонный вопрос Юрий Шуваев и предлагает. − Необходимо создать самостоятельный орган по управлению лесами, который должен быть наделен всеми полномочиями, прежде всего ответственностью за лесопользование в РФ».

Сегодня за лес в правительстве отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства (ФАЛХ или Рослесхоз). Заместитель руководителя этого ведомства Борис Большаков признал, что незаконный оборот древесины в стране обусловлен несколькими факторами: экономическим (высокая доходность нелегальных рубок, налоговые неплатежи, неплатежи за древесину, отпускаемую на корню, отсутствие на практике развития транспортной инфраструктуры), социальным (бедность, безработица, особенно среди сельского населения в условиях спада лесопромышленного производства), правовым (недостаточная эффективность действующего законодательства и правоприменительной практики), ведомственным (ограничения полномочий государственных лесных инспекторов, их малая численность, слабая защищенность, а также отсутствие единой государственной системы учета заготовленной древесины, недостаточные меры воздействия на нарушителей лесного законодательства и отсутствие хорошей координации между всеми федеральными органами в области заготовки, переработки, транспортировки, реализации и экспорта древесины). Конечно, есть план по противодействию нелегальным рубкам и по предотвращению нелегального оборота древесины на 2009−2011 годы, утвержденный Минсельхозом РФ… Но этого явно недостаточно.

Оценивая ситуацию с незаконными рубками в регионах, нужно отметить повышение активности государственных лесных инспекторов в РФ: их численность сегодня возросла до 10 тыс., что в десять раз больше, чем в прежней системе Росприроднадзора. В прошлом году по сравнению с 2008 годом на 15% уменьшились объемы незаконно заготовленной древесины и на 18% − ущерб от них. В последние годы повышается эффективность принятия мер к нарушителям лесного законодательства. Например, в 2009-м показатель привлечения нарушителей к административной ответственности вырос до 59% от общего количества правонарушителей, это на 3% больше, чем в 2008 году. В следственные органы передано 25 тыс. дел, привлечено к уголовной ответственности более 4 тыс. человек.

Космомониторинг усилят госучетом

В последние годы Рослесхозом внедрены дистанционные методы и гис-технологии контроля незаконных рубок. В прошлом году мониторингом при помощи космической фотосъемки охвачены основные зоны интенсивного лесопользования на территории 24 регионов, общая площадь которых составила 175 млн га. Это позволяет оперативно выявить участки незаконных рубок. В зоне действия мониторинга объем незаконных рубок в расчете на один гектар сократился за последние три года в четыре раза − с 8 до 2 м3/га. В прошлом году Рослесхозом разработан и организован порядок оперативного предоставления информации по мониторингу для Генпрокуратуры, МВД России, Россельхознадзора.

Тем не менее, по словам Бориса Большакова, наиболее эффективным инструментом снижения объема нелегальных заготовок является государственный учет всей заготовленной древесины.

Он включает получение государством информации о количестве всей древесины с лесосек (пород, сортиментов), подтверждение объемов заготовленной древесины для лесопользователей и государства, контроль легальности (через единый транспортный документ и маркировку), контроль освоения расчетной лесосеки на арендованном участке, создание единой информационной базы данных.

Предполагается, что проводить учет будут: на государственном уровне − ответственный госинспектор, на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ − региональные инспекторы. Кто будет наделен этими полномочиями на федеральном уровне и будет ли это руководитель Рослесхоза, Борис Большаков не уточнил. Зато отметил, что ответственность за осуществление госучета, а также затраты по его проведению на арендованных участках лягут на лесопользователя, что, без сомнения, создаст еще больше проблем лесному предпринимателю.

Рослесхоз уже провел обучение персонала пилотного проекта в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях и Иркутской области, осуществив комплекс работ по учету заготовленной древесины, включая измерения, обработку и занесение полученных данных в информационную систему. Проведение экспериментальных работ по учету заготовленной древесины в четырех регионах показали техническую возможность ее выполнения, констатировал замглавы ФАЛХа, поскольку были задействованы конкретные лесопользователи, то есть проверка проводилась в реальных режимах лесозаготовки. Проведена оценка затрат на создание и эксплуатацию государственной системы учета заготовленной древесины. Если правительство распорядится, Рослесхоз продолжит проведение полномасштабных экспериментальных работ в двух-трех субъектах РФ и на части территории (в 5−10 лесничествах) трех-четырех субъектов РФ, включая малолесные регионы. Стоимость работ в 2010 году оценивается в 35−37 млн руб.

На следующий год намечено внедрение государственной системы учета заготовленной древесины на территории 15 субъектов Российской Федерации и организация информационного обмена с другими государственными информационными системами (налоговыми, таможенными органами, МВД). В 2012 году система заработает на всю страну, а стоимость работ по ее поддержанию составит 25−30 млн руб. в год.

Буссолью оборот не остановишь

Пока Рослесхоз пробивает на федеральном уровне новый проект учета оборота древесины, регионы, уполномоченные сегодня следить за ситуацией в лесу, принимают свои меры для обеспечения учета. Так, руководитель агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области Николай Кротов признал: «Несмотря на то что наш район − экспортно ориентированный, от дальневосточных приграничных территорий он отличается тем, что незаконно добытая древесина перерабатывается на малых лесопильных производствах и поступает на внутренний рынок России. Посудите сами: в районе, где живут всего 12 тыс. человек, 38 лесопильных производств! Люди перестали сажать картошку, на частных землях и прямо в огородах ставят лесопильные производства. Это очень выгодный бизнес. Восемнадцать из этих лесопилок были снесены по решению судов. Но мы ничего не сделали бы без деятельного участия прокуратуры, без конкретной работы органов внутренних дел».

В Архангельской области в прошлом году был принят закон «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины в Архангельской области», который, тем не менее, не снял напряжения в этой сфере. За 2009 год в области незаконно срублено около 50 тыс. м3 леса, экономике и лесным угодьям нанесен ущерб более чем на 300 млн руб.

Г-н Кротов видит решение проблемы в развитии арендных отношений. Сегодня в Архангельской области 16 млн м3 древесины из 22 млн м3 расчетной лесосеки принадлежат арендаторам. Аренда − за крупным бизнесом, которому законодательная и исполнительная власть, безусловно, доверяют, считает архангельский чиновник. Как пример, переход от разрешительного к заявительному порядку лесопользования по аренде, что свидетельствует о либерализации доступа предпринимателей к лесному ресурсу.

Арендаторы, безусловно, должны проводить учет заготовки самостоятельно, и в перспективе этот учет должен заменить отводы. По лесоводческим нормативам погрешность в определении объемов лесного ресурса до 10% является допустимой при проведении отвода делянки на заготовку. Получается, что из 14 млн м3 заготавливаемой в области древесины 1,4 млн м3 могут стать «серыми». Кроме того, космический мониторинг, который проводит ежегодно Рослесхоз, не является панацеей от бед. Если до сих пор лесопользователи и лесники обмеряют делянку вручную − буссолью, а контроль за этим процессом ведется с помощью космических технологий, то о каком прогрессе в этом деле может идти речь?

Директор по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления группы «Илим» Дмитрий Чуйко также считает, что одна из предпосылок нелегальных рубок − устаревшие лесоустроительные документы, давность которых порой превышает 20 лет. С аукциона уходят в аренду лесные участки, данные о запасах которых отклоняются от фактического объема древесины в лесу на 10−15%, а то и на 30%, что создает условия для действий злоумышленников.

Группа «Илим» решила самостоятельно провести космический мониторинг, чтобы определить, каково реальное отклонение объема древесины на арендованных участках лесного фонда от того, что указан в документах. «Мы согласовали эти действия с Рослесхозом и региональной властью и в течение двух недель методом современного космического мониторинга провели анализ 3 млн га леса − тех, которые мы арендуем, и тех, которые представляют для нас интерес, находясь в зоне экономической целесообразности, − рассказывает Дмитрий Чуйко. − А потом на некоторых выборочных участках лесного фонда провели наземные работы и сопоставили данные космического и наземного мониторинга.

Отклонения не превысили 3−5%. Вывод: используя современные высокие технологии, можно существенно повысить точность определения ресурса, который предоставляется в аренду».

В документе хвоя, а в лесу?

Крупный лесной бизнес предпринимает собственные меры в борьбе с нелегальным оборотом древесины. Прежде всего это сертификация, которая, по словам вице-президента РАО «Бумпром» Владимира Горшкова, является основной мерой по поддержке законной заготовки древесины.

Группа «Илим», самая крупная лесная компания в стране, имеет около 4,5 млн га сертифицированных лесов. Группа «Инвестлеспром», у которой главное производство − Сегежский ЦБК, владеет сопоставимой с принадлежащей «Илиму» площадью сертифицированных лесов. Большие массивы сертифицированных лесов эксплуатируют группа «Монди» и Архангельский ЦБК. Таким образом, один из главных принципов деятельности ответственных лесопользователей, которые представляют российскую ЦБП, заключается в сертификации основных арендованных массивов, заключил представитель целлюлозно-бумажной ассоциации.

Кроме заготовки древесины, есть еще одна ниша для криминала − транспортировка леса. «Несколько лет назад мы внедрили систему „Лесовоз“: на каждую машину поставили датчик, который фиксировал маршрут ее движения, нагрузку на ось, − и выявили целый ряд нарушений, связанных именно с этой технологической частью производственного процесса», − комментирует инициативы «Илима» Дмитрий Чуйко. − И здесь есть серьезное препятствие − далеко не каждый участок лесного фонда покрыт сетью спутниковой связи. Значит, надо форсировать развитие системы спутниковой связи для повышения степени контроля лесопользования, транспортировки и передачи леса на комбинат».

Следующий технологический цикл − приемка древесины на переработку. Дмитрий Чуйко предположил, что найдется мало лесоперерабатывающих предприятий, у которых годовая инвентаризация остатков на лесной бирже соответствует данным документооборота. «Могу сказать, что на предприятиях нашей компании мы выявляем подобные недостатки», − признался он. − «Это говорит о том, что система приема древесины несовершенна, а значит, появляется возможность приемки незаконно заготовленной древесины. Есть ли возможности закрыть эту нишу? Конечно. В мире уже существуют такие технологии, которые позволяют минимизировать потери древесины при ее передаче на переработку, они сейчас внедряются в нашей стране, например на Сыктывкарском ЦБК (группа „Монди“). Если мы преодолеем и этот барьер, еще одна ниша по использованию незаконно заготовленной древесины будет закрыта», − считает один из директоров «Илима».

В заключение напомним, что объем нелегального оборота древесины в России в год составляет 10−15% от общего объема заготовки, то есть примерно 20 млн м3.

Несколько лет назад Рослесхоз инициировал создание в стране национального плана действий по предотвращению незаконной предпринимательской деятельности в лесу с участием всех профильных и силовых структур российского правительства. По оценкам разработчиков, его реализация позволит сократить объемы незаконных лесозаготовок в течение ближайших двух лет на 20−30%, а также увеличить поступление в госбюджет на 2 млрд руб. в год. Однако с передачей регионам лесных полномочий национальный план не получит развития.

Недавно Правительство РФ разрешило лесникам использовать против нарушителей лесного порядка резиновые палки, слезоточивый газ и наручники.

Однако, по мнению ряда природоохранных организаций, это не изменит ситуации.

Необходимо возродить полноценную лесную охрану, которая была при прежнем отраслевом законодательстве, а также признать древесину в круглом виде стратегическим сырьем, что позволит квалифицировать контрабанду лесопродукции согласно Уголовному кодексу более сурово. Таким образом можно поставить заслон незаконным заготовкам леса в промышленных объемах и его контрабандному экспорту за рубеж.

Иван ЯКУБОВ