Партнеры журнала:

Эколайф

Рейтинги государственного управления лесами

Национальное рейтинговое агентство (НРА) под эгидой Всемирного фонда дикой природы (WWF России) приступает к рейтинговой оценке государственного управления лесами во всех субъектах Российской Федерации.

Независимый рейтинг государственного управления, особенно в таком специфическом секторе, как лесной, − идея для нашей страны новая. Однако соответствующий опыт у WWF уже есть. Так, в 2000 году WWF International провел рейтингование 19 государств Европы по качеству лесоуправления. Рейтинг был составлен на основе сопоставления ситуации в сфере устойчивого управления лесами на момент проведения оценки с общими целями стран в этой области. Эти цели взяты из соглашения, подписанного странами по итогам конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год). В рейтинговании приняли участие следующие страны: Эстония, Латвия, Литва, Австрия, Венгрия, Польша, Словакия, Франция, Германия, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Греция, Румыния, Испания, Турция, Нидерланды. Управление лесами в этих странах оценивалось по 99 показателям, отражающим качество лесовосстановления, сохранение экологических функций лесов, поддержание социальных и культурных функций лесов, развитие системы особоохраняемых территорий, загрязнение лесов. Подробнее с результатами рейтинга можно ознакомиться в Интернете: http://assets.panda.org/downloads/Report_Jan2000.doc.

В 2002−2005 годах под эгидой WWF России был разработан и осуществлен первый проект экологического рейтинга лесопромышленных компаний нашей страны. Польза от проекта была двойная. Во-первых, его результаты широко использовались компаниями-инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности компаний отрасли. Во-вторых, он побудил самих лесопромышленников задуматься об экологизации их деятельности.

Выбор лесного сектора для проведения рейтинга не случаен: все, что дает человеку лес, − это не «обычный» природный ресурс, лес коренным образом отличается, например, от нефти, угля и газа тем, что выполняет важнейшие социальные и экологические, средообразующие функции. К сожалению, лица, принимающие решения, затрагивающие леса, не всегда помнят об этом существенном различии. От качества управления лесами зависит не только материальное благополучие живущих рядом с лесом людей, которым он дает и работу, и дополнительные источники существования. Нельзя забывать, что лес служит домом сотням видов растений и животных, от леса зависит состояние воздуха и воды. Высокое качество управления лесами помогает сдерживать неблагоприятные изменения климата. Иными словами, качество управления лесами имеет жизненно важное значение для всех жителей России.

Немного истории

В настоящее время принято следующее определение рейтинга (англ. rating): оценка значимости, масштабности, важности объекта (организации, фирмы, банка, сектора экономики) или проблемы, характеризуемая числовым показателем или номером места, занимаемого им в ряду сходных объектов.

Оценка значимости широко используется в различных целях − от оценки кредитоспособности банков и компаний до сравнения популярности политиков или поп-звезд. При этом следует отличать рейтинг от рэнкинга.

Рэнкинг − это ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя на определенную отчетную дату или в указанный период. Например, «100 крупнейших банков по активам», «крупнейшие компании по совокупным оборотам на фондовом рынке в третьем квартале». Рэнкинг необходим для определения места участника в определенной сфере по тому или иному показателю без больших затрат на сравнительный анализ разных показателей, но результаты могут быть поверхностны именно из-за ограниченного набора используемых критериев.

Рейтинг − это не ранжирование, а четкая позиция участника на рейтинговой шкале, определяемая, как правило, с помощью многофакторной модели оценки. Например, рейтинг надежности инвестиционных компаний с градацией по степени надежности от ААА до D или рейтинг кредитоспособности банков, разнесенный по четкой шкале. В частности, в рейтинге управления лесами учитываются более 60 показателей, отражающих ситуацию в экономической, экологической и социальной сферах.

Надо ли оценивать управление лесами?

В ходе административной реформы и реформы лесного сектора, осуществляемых в настоящее время в России, в 2007 году основные полномочия по управлению лесами переданы на уровень регионов.

Задача рейтинга − оценить эффективность управления лесами в регионах России, и в первую очередь реализации переданных на региональный уровень полномочий в сфере лесных отношений. Рейтинг призван служить открытости, информационной наполненности и прозрачности деятельности участников лесного сектора, помогает проследить динамику качественных изменений, позволяет судить об инвестиционной привлекательности сектора в регионах.

Важная задача рейтинга − оценить ситуацию в лесном секторе, сложившуюся в результате реформирования системы управления, привлечь внимание федеральных органов власти и широкой общественности к необходимости обеспечения устойчивого лесопользования. Рейтинг является первой независимой оценкой государственного управления лесами в масштабах страны.

Стоит отметить, что в органах управления лесами на федеральном уровне существует своя система оценок того, как в регионах справляются с переданными полномочиями. В эту систему входит ряд показателей, характеризующих лесохозяйственную и лесовосстановительную деятельность в регионах. Рейтинг НРА и WWF не дублирует усилия государства по контролю управления лесами и не подменяет этот контроль. Наоборот, он призван помочь учесть при оценке не только показатели по использованию ресурса и сбережению его от пожаров и вредителей, но и социальные и экологические показатели. Кроме того, рейтинг является инструментом независимой оценки третьей стороной, и это обеспечивает высокое доверие к его результатам у крупных лесопромышленных холдингов, инвесторов и других заинтересованных сторон.

Рейтинг, безусловно, будет большим подспорьем в деле, в том числе и для работников органов власти и для бизнеса. «Оценка управления лесами сейчас приобретает важное государственное значение, поскольку систематическую планомерную работу в этом направлении, в том числе и в силу многогранности лесного сектора, не ведет ни одно государственное агентство. Результаты рейтинга должны стимулировать повышение эффективности управления лесами», − уверен представитель Торгово-промышленной палаты РФ Юрий Шуваев.

Что оценивает рейтинг?

Критерии рейтингования разработаны рабочей группой, в состав которой наряду со специалистами WWF России вошли представители государственных органов (Министерства сельского хозяйства), общественных организаций (Ассоциации ответственных лесопромышленников России, «Гринпис России», Кировского центра лесной сертификации, «Российской национальной инициативы Лесного попечительского совета», профсоюза работников лесных отраслей), учебных и научных центров Рослесхоза (ВИПКЛХ, ВНИИЛМ), лесного бизнеса (Архангельского ЦБК, группы «Илим»), отраслевых информационных агентств.

Экспертами предложены шесть основных групп показателей, характеризующих различные аспекты управления лесами, а именно:

  • Показатели организации лесоуправления и лесопользования.
  • Показатели правоприменения.
  • Лесохозяйственные.
  • Экономические.
  • Социальные.
  • Экологические.

Таким образом, для составления рейтинга анализируются и сравниваются не только аспекты эффективности управления лесным хозяйством в традиционном понимании, но и степень обеспечения экологической и социальной функций лесов и устойчивость управления лесами в долгосрочной перспективе.

Кому нужен рейтинг?

Учитывая широкий спектр вопросов, которые охватывает рейтинг, его результаты могут быть использованы для принятия политических, экономических и решений другого рода как в лесном секторе, так и в других сферах. Однако главными «потребителями» рейтинга должны стать в первую очередь администрации регионов, и прежде всего региональные органы управления лесами, которые смогут самостоятельно использовать методику для оценки эффективности своей деятельности и совершенствовать систему управления лесами на основе полученных результатов. Кроме того, результаты рейтинга должны служить достоверным источником информации для инвесторов, особенно зарубежных, планирующих вкладывать деньги в лесной сектор в разных регионах России.

Как проводится рейтингование?

Пилотное рейтингование в выбранных регионах России было запущено в конце осени 2009 года. Не все прошло гладко: к сожалению, уровень открытости информации о лесах у нас в стране в последнее время становится все ниже. Тем не менее в результате пилотного рейтингования удалось апробировать и значительно усовершенствовать методику. Теперь все готово к проведению полномасштабного рейтинга во всех регионах страны, рейтинг пройдет в ближайшее время.

Планируется, что подобное рейтингование в регионах России будет проводиться раз в несколько лет. Это позволит проследить динамику качественных изменений отрасли, выявить наиболее успешные методы взаимодействия региональных органов исполнительной власти и представителей промышленности, а также природоохранных организаций; поможет найти примеры положительного опыта, который можно будет применять в других регионах, − и это тоже одна из поставленных задач.

Рейтинг проводится методом анализа информации из открытых источников, но, признавая неполноту данных, принято решение обратиться напрямую к губернаторам с просьбой оказать содействие в получении объективных данных, отражающих реальную ситуацию в лесном секторе региона.

Неудивительно, что авторы проекта стремятся максимально сотрудничать с государством.

Всеми участниками процесса подчеркивается необходимость активного привлечения органов власти федерального уровня для оказания содействия в разработке таких критериев, которые помогут региональным органам власти ориентироваться на экономически, экологически и социально устойчивое управление лесами.

Николай Шматков, Анна Белякова,WWF России