Партнеры журнала:

На заметку

«Проверка легальности происхождения российской древесины»

Совместный российско-датский проект «Проверка легальности происхождения российской древесины» успешно преодолел первую стадию. Отчет по его итогам был утвержден на координационном заседании, где собрались представители всех заинтересованных сторон. (Об идее проекта мы рассказывали в № 6 (28), 2005 год).

Проводимое исследование объединило интересы специалистов сразу трех уровней — межправительственного, уровня предприятий, а также неправительственных организаций.

В этом триединстве заключаются уникальность проекта и его сила, поскольку столь сложная система взаимодействия может способствовать распространению итогов проекта среди очень большого круга людей.

На заседании непосредственные исполнители проекта — представители WWF России — определили его основную цель как разработку инструментария, который поможет заинтересованным лесопромышленным предприятиям, как крупным, так и мелким, внедрить у себя систему отслеживания движения древесины. По словам ассистента руководителя проекта Анатолия Котлобая, строиться такая система будет на элементах документооборота и инструментальных методах с использованием минимальных затрат. В то же время предприятие, приступившее к внедрению готовых рекомендаций, должно получить ощутимый экономический эффект, который будет достигаться благодаря оптимизации всех рабочих процессов. Одновременно приведение системы контроля в порядок может стать первым шагом на пути подготовки к прохождению добровольной лесной сертификации.

Впрочем, сертификация не является обязательным условием для всех предприятий. Для тех, кому затраты на ее проведение могут показаться слишком существенными, вполне достаточно будет внедрения четкой системы подтверждения легальности происхождения древесины, что позволит выводить ее на рынки как древесину контролируемую, происхождение которой полностью известно.

Для того чтобы планируемая сис­тема получилась «живой», при ее разработке решено было учитывать реальный опыт ряда российских предприятий. Поэтому первая фаза проекта прошла под знаком сбора соответствующей информации и ее анализа.

По предложению датской стороны исследования сосредоточили на деятельности предприятий двух регионов — Восточной Сибири (ООО «ПИК-89», ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревоперерабатывающий завод», ОАО «Енисейлесозавод») и Северо-Запада России (ОАО «Лесозавод-2», ОАО ЛХК «Череповецлес»).

Все вместе перечисленные компании обеспечивают 10% общероссийского экспорта пиломатериалов.

Опираясь на данные, полученные в ходе основного исследования, предприятия разделили на две группы в зависимости от уровня развития систем подтверждения легальности происхождения (ПЛП) и контроля цепочек поставки древесины.

В первую группу вошли компании, которые уже прошли процедуру добровольной лесной сертификации или собираются сделать это в ближайшем будущем. Эти предприятия имеют частично или полностью внед­ренные инструменты ПЛП. Во второй группе такие системы пока введены не были.

Исходя из наметившихся различий, исследователи предложили использовать адресный подход при работе с каждым предприятием. При работе с первой группой основным моментом должна стать оценка эффективности действующих систем, определение критических точек и внедрение улучшений.

Для второй группы основой как раз станет разработка и внед­рение эффективной и недорогой системы ПЛП.

Все собранные наблюдения и рекомендации нашли отражение в докладе, который был представлен на заседании Координационного комитета. Общие выводы свелись к следующему.

ООО «ПИК-89»

Одно из крупнейших предприятий в Усть-Илимском районе. Сейчас в его состав входят четыре лесопильных завода общей мощностью 110000 м3 обрезных пиломатериалов. Предприятие перерабатывает всю древесину.

Древесина в сортиментах и хлыс­тах на переработку поступает из 3 субъектов Российской Федерации: Иркутской области, Красноярского края и Эвенкии.

Деятельность компании вполне прозрачная. Каждое предприятие, входящее в состав «ПИК-89», имеет свою собственную отслеживаемую цепочку поставки. На предприятии в целом соблюдаются требования FSC для CoC. ООО «ПИК-89» готово к сертификации.

ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревоперерабатывающий завод»

Одно из ведущих предприятий российской лесопильной отрасли, которое входит в состав крупнейшей лесопромышленной корпорации России — «Илим Палп Энтерпрайз».

Годовая мощность завода составляет 650000 м3 сухих пиломатериалов и 500000 м3 технологической щепы.

Все, что происходит с древесиной, уже поставленной на переработку на ЛДЗ, легко отслеживается. Однако проблемной остается ситуация доставки древесины на завод с лесосеки.

Можно предложить следующую схему:

  • четко определить критические точки, куда может поступать неконтролируемая древесина или древесина сомнительного происхождения (это предприятие «Балтлес», где возможно смешивание контролируемой и неконтролируемой древесины, и лесосеки 7 лесхозов Усть-Илимского района Иркутской области);
  • внутри «Балтлеса» четко отделить как контролируемую древесину, поступающую от ООО «ИлимСиб­Лес»;
  • для полной гарантии контролируемости древесины от ООО «ИлимСиб­Лес» обратиться в лесхозы Усть-Илимского района — постоянных поставщиков — для организации периодического контроля процедуры заготовки древесины и процедуры освидетельствования лесосек.

ОАО «Енисейлесозавод»

Одно из самых молодых предприятий в Красноярском крае. Было создано путем отделения от одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Сибири «Енисейлес» и зарегистрировано 29 сентября 2004 года.

Не опорочило себя переработкой древесины сомнительного происхождения. Имеет хорошие шансы сразу построить правильную систему контроля. Для этого при заключении договоров с арендаторами необходимо точно указывать место рубки для возможности дальнейшей проверки мест рубок на соответствие требованиям УУЛ.

ОАО «Лесозавод-2»

Бывший экспериментально-производственный завод «Красный Октябрь». В данный момент ОАО «Лесозавод-2» входит в лесопромышленную компанию «Континенталь Менеджмент».

Основным видом деятельности ОАО «Лесозавод-2» является производство пиломатериалов хвойных пород, поставляемых на экспорт, технологической щепы для целлюлозно-бумажного производства.

На самом предприятии разработана и функционирует система контроля качества и учета сырья и продукции. Ведется необходимая документация.

Критическая точка, требующая первоочередного внимания, — недостаточность информации о поставщиках. В договор о поставке продукции рекомендуется внести пункты об ответственности поставщиков за нелегально заготовленную и поставленную древесину, о праве в одностороннем порядке отказаться от закупки древесины у поставщиков или расторгнуть договор поставки в случае установления факта ее нелегального происхождения, об обязанности поставщика обеспечить доступ экспертам в места лесозаготовительных и лесовосстановительных работ, а также к документам, разрешающим и регламентирующим ведение лесозаготовок на данных территориях (последние следует также требовать от поставщиков и при заключении договора).

ОАО Лесопромышленная холдинговая компания «Череповецлес»

Одна из крупнейших на Северо-Западе. Основной бизнес — заготовка круглого леса и производство пиломатериалов. Компания ежегодно заготавливает около 1,25 млн м3 древесины и производит 65000 м3 пиломатериалов.

ОАО ЛХК «Череповецлес» — предприятие с высоким уровнем менедж­мента, имеющее четкую систему документального сопровождения лесоматериалов, хорошую информированность как о собственных, так и о сторонних поставщиках, большое количество аналитических материалов (экономические, социальные, экологические паспорта предприятий, входящих в структуру компании, и т.д.), стратегическое планирование.

Один из поставщиков, входящих в структуру ОАО ЛХК «Череповецлес», — ОАО «Белозерский ЛПХ» — сертифицирован по системе FSC (FM и СоС). Также сертификат FSC (FM и СоС) имеет и один из сторонних поставщиков — ОАО «Белоручейский ЛПХ».

Предприятие стоит на правильном пути, цель которого сертифицировать всех своих поставщиков по FM и СоС. В данном случае главной является рекомендация продолжать сертификацию.

Выслушав отчет, председатель комитета, заместитель руководителя ФАЛХ Михаил Гиряев предложил рабочей группе в дальнейшей работе использовать итоги аттестационного мониторинга: «В 2005 году мы провели аттестационный мониторинг в 7 субъектах РФ, охватили 66 лесхозов. И если в статотчетности за 2004 год по всем 1800 лесхозам России завизированные незаконные рубки составили порядка 90000 м3, по нашим данным, только по 66 лесхозам объем незаконно заготовленной древесины составляет 870000 м3

Разница очевидна, поэтому, я думаю, любую работу, которая связана с проведением незаконных рубок, отслеживанием цепи поставок, надо базировать на данных, которые дает аттестационный мониторинг».

«Мы как раз рассчитывали, что объединение наших усилий будет заключаться и в объединении информации, — отреагировал на пожелание А. Котлобай. — Одна из задач проекта — не просто изучение цепочки на предприятии, но и проверка, насколько эта цепочка действительно работает. Сопоставление с теми данными, о которых вы говорили, позволит сделать более подробную оценку. Правда, необходимо будет учитывать и ряд других факторов».

Договоренность об оперативном обмене информацией стала одним из главных достижений встречи. Активное участие Рослесхоза в работе над проектом предполагалось еще до его старта. Однако на практике взаимодействия не получалось.

Во время заседания М. Гиряев признал это упущение: «Какое-то у нас непонимание было процесса. Может, мы были загружены работой. А нам надо активно участвовать. И я буду лично курировать это направление. Мы готовы интерактивно встречаться здесь, готовы выезжать на места, подключать наших специалистов».

В ходе обсуждения выяснилось, что результаты проекта во многом могут быть интересны именно для федеральных структур, поскольку собранный материал предполагается направить для выработки конкретных предложений, процедур и рекомендаций для совершенствования лесного законодательства, профилактики нелегальных рубок, контроля цепочки поставок древесины.

Кроме того, М. Гиряев высказал пожелания, чтобы в рамках реализуемого проекта нашли воплощение требования добровольной лесной сертификации и, поскольку суть проекта напрямую совпадает с другим актуальным процессом «Правоприменение и управление в лесном секторе», отразить его итоги в индикативном плане по FLEG. Все эти действия позволят в перспективе обсуждать выявленные проектом проблемные вопросы на правительственном уровне.

Сформулированные задачи перешагнули рамки проекта, однако его исполнители обещали максимально учесть все пожелания в дальнейшей работе. Кстати, предстоящий объем действий и без того весьма велик: впереди цикл семинаров в различных регионах России, дальнейшая деятельность по разработке эффективной системы ПЛП, улучшение практики участвующих в проекте предприятий…

Выполнять работу предстоит в максимально сжатые сроки. Датская сторона выступила с инициативой приблизить срок выполнения проекта. Уже в конце декабря датчане ожидают получить конечный отчет.

А на июнь назначена совместная встреча, где будут представлены итоги выполнения второго этапа.

Анастасия ЛЕОНИДОВА