Партнеры журнала:

На заметку

Чтобы спрос и предложение нашли друг друга…

Лесная сертификация − система для мечтателей и бизнесменов

В крошечных по российским меркам Нидерландах 63% населения слышали о существовании системы FSC, а 26% жителей сознательно ищут продукцию, маркированную этим знаком в магазинах. Здесь даже мэры разных городов, проводя заседания, стучат по столу молоточками, изготовленными из FSC-сертифицированной древесины.

В Великобритании в прошлом году ведущие авторы и крупнейшие издательские дома активно печатали книги на сертифицированной бумаге. Наблюдать за приключениями Гарри Поттера читатели могли со спокойной совестью, ведь для производства этой книги использовалась только древесина из лесов с устойчивым лесо­управлением.

Пока вся Европа гудит, встревоженная вопросами экологии, у нас в системе лесной сертификации едва начинают разбираться лесопромышленники. А за пределы отрасли новое понятие шагнет еще не скоро.

Однако именно работу в России, обладательнице бескрайних лесов, представители Лесного попечительского совета (ЛПС) оценивают как одно из приоритетных направлений. В том числе поэтому один из международных семинаров «Развитие рынков и рыночных связей FSC-сертифицированной лесобумажной продукции» впервые состоялся у нас в Санкт-Петербурге.

Целью семинара было информирование участников о состоянии и особенностях рынков FSC-сертифицированных лесобумажных материалов в Европе и отдельных европейских странах, спросе в целлюлозно-бумажном, лесопильном и других секторах рынка, практических механизмах развития прямых рыночных связей между российскими сертифицированными и находящимися в процессе сертификации производителями и западными потребителями.

Открыл встречу исполнительный директор ЛПС Хайко Лидекер. Год назад он уже приезжал в Россию и тогда выражал надежду, что здесь скоро появится свой национальный FSC-стандарт. Работа в этом направлении велась достаточно активно, но чуда за минувший период не произошло. Однако сейчас стандарт уже «очень близок к утверждению». Он ждет своего часа наряду с еще 9 кандидатами. Пока же в мире существуют 25 национальных FSC-стандартов, действующих в 13 странах.

Не за горами и еще одна приятная для России новость. Среди 8 аудиторских компаний, претендующих на аккредитацию в ЛПС, есть и наша отечест­венная − «Европартнер». По словам Хайко Лидекера, она находится «на финальных этапах этого пути».

Очертив перспективы российские, докладчик перешел к обзору ситуации в мире. Достижения системы за последний год очевидны. Если в 2004 году было сертифицировано всего 50 млн га, то сегодня эта цифра уже перешагнула за 72 млн. А вообще сертификаты FSC выданы компаниям из 80 стран.

В будущем ЛПС планирует тенденцию роста закрепить. В прогнозах на 2008 год, которые строятся с учетом данных о количестве предприятий, готовящихся или находящихся в процессе сертификации, покорение свыше 120 млн га, т.е. более 15% лесов мира, где можно заготовлять деловую древесину. К 2015 году площадь FSС-сертифицированных лесов должна достичь 35%.

При этом, по словам Хайко Лидекера, Лесной попечительский совет активно работает над формированием спроса на рынке сертифицированной продукции: «Основной стратегический приоритет для нас призвать в число наших сторонников массовую продукцию. Это касается пиломатериалов, целлюлозно-бумажной продукции и древесных плит. И вот почему так важно наше взаимодействие с целлюлозно-бумажным сектором. Сегодня 71% от мировой потребности в бумаге обеспечивается древесиной из экологически ценных лесов с большим биоразнообразием. Эта цифра вычислена Всемирным советом по устойчивому развитию бизнеса. От 30 до 40% коммерческих лесов во всем мире используются для производства бумаги. Общее потребление и производство бумаги только за пос­ледние 100 лет выросло в 20 раз. И, по оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет эта цифра вырастет еще на 50%. Мы должны стремиться, чтобы рост осуществлялся в устойчивом и природощадящем порядке».

Вопросы вовлечения целлюлозно-бумажной промышленности в экологические процессы в начале 2006 года обсуждали во Франкфурте представители 50 неправительственных организаций со всего мира. Общий лозунг, к которому пришли собравшиеся: «Мы хотим достичь того, чтобы бумага не являлась причиной истребления лесов, чтобы она не вела к нарушению гражданских прав и не вызывала загрязнения окружающей среды больше, чем необходимо в техническом аспекте».

Там же был составлен список различных групп общества, которые могут отреагировать на проблему и сплотиться для работы над ее решением. В перечень попали торговые и промышленные структуры, члены правительств и органов лесоуправления. При этом представители неправительственных организаций пришли к выводу, что сегодня именно FSC является единственной международной сертификационной программой, которая приближается к решению этих задач.

«Мы будем работать, чтобы эта мечта стала реальностью», − завершая выступление, заверил всех Хайко Лидекер.

К теме «мечты» во время доклада он обращался неоднократно, и даже назвал всех собравшихся на конференции «мечтателями», которые надеются создать систему устойчивого лесоуправления во всем мире.

Судя по первым же вопросам, поступившим из зала, российский лесной бизнес ограничиваться ролью мечтателя не намерен. Участников заседания интересовали вещи весьма практичные: «Есть ли общие рекомендации по тому, насколько цена на FSС-сертифицированную продукцию должна быть выше?»; «Мы несем определенные затраты на сертификацию, и тот, кто их не имеет, получает конкурентное преимущество. Что делает FSС, чтобы предотвратить ситуацию, в которой ответственные компании проигрывают в конкурентоспособности?»; «Признание и доверие сертифицированной продукции можно получать двумя путями. Первый − повышением цены на эту продукцию, что маловероятно на данном этапе; второй − сужением рынка реализации несертифицированной продукции. Что предпринимается и что намечено системой FSC, чтобы реализовать такое воздействие и препятствовать потерям добросовестного лесопользователя?».

На вопросы из зала исполнительный директор ЛПС согласно кивал, а потом выступил с общим ответом: «Мировой рынок по части лесной продукции отличается огромной степенью конкуренции, и все партнеры, с которыми мы консультировались, объяснили нам очень четко, что они не собираются платить больше денег за сертифицированную продукцию. Однако при этом они закроют свои двери перед несертифицированной продукцией. В этом и состоит преимущество для сертифицированных предприятий. И если вы среди первых на этом пути, то, как и во всех остальных видах бизнеса, вы можете формировать этот рынок. Те, кто последуют за вами, должны будут подчиняться правилам, которые вы установите. И мы видели такие примеры в других секторах. Конечно, они не такие значительные, как ЦБК, можно сказать, крошечные. Это, например, садовая мебель, изготовленная из древесины лиственных пород из тропических лесов. Сегодня почти невозможно реализовать несертифицированную садовую мебель в Германии или Нидерландах. Это гораздо трудней, чем продать сертифицированную мебель. И этот бизнес дороже обходится предприятиям, которые не имеют сертификатов. Мы убедились в том, что те компании, которые первыми вышли на этот рынок, гораздо более успешны, они задают тон. Если мы достигнем своей цели и сертифицируем более 35% лесов с деловой древесиной, мы в принципе уверены, что выход на рынок будет оптимизирован для тех компаний, которые будут сертифицированы».

Поскольку ответ устроил не всех участников, дальнейшие прения решили перенести на более позднее время, чтобы дать возможность выступить остальным докладчикам.

Руководитель российского национального офиса FSC Андрей Птичников, представитель FSС Нидерландов Сандра Мулдер и FSC Бельгии Барт Холвет представили доклады, в которых рассказали о том, как на уровне европейских стран поддерживается и растет спрос на сертифицированную продукцию.

«В продвижении системы заинтересованы различные общественные организации, под их влиянием крупные предприятия, банки, социальные структуры стремятся подтвердить свою лояльность, используя в деятельности продукцию с логотипом FSC. В то же время европейский рынок отмечает нехватку сертифицированной продукции. Заинтересованные в ее покупке компании не могут найти партнеров. Одновременно российские компании, получившие сертификат, говорят о том, что не ощущают спроса на свою продукцию. Хрестоматийно по Жванецкому, спрос бегает за предложением, предложение − за спросом, и они никак не могут встретиться», − резюмировал А. Птичников.

В рамках семинара были предприняты некоторые шаги для того, чтобы историческая встреча все-таки состоялась. Представители Бельгии и Нидерландов выразили готовность донести информацию о российских компаниях, прошедших сертификацию, до своих потребителей. А Андрей Воропаев, руководитель Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников, одной из главных задач которой как раз является оказание помощи в поиске контактов поставщиков и покупателей сертифицированной древесины, рассказал о том, что делается по данному направлению на международном уровне.

Созданная под руководством WWF Всемирная сеть по лесной торговле, куда входит и российская ассоциация, объединяет 2 типа членов: ассоциации компаний − производителей лесной продукции (включают представителей практически всех континентов) − и ассоциации компаний-покупателей (представлены все страны, которые важны для экспорта). Общее число членов всемирной сети − 416; 376 из них − представители покупательских групп. Общий товарооборот этих компаний − свыше $18 млн ежегодно.

В прошлом году был осуществлен анализ развития торговых связей между компаниями держателями FSС-сертификатов. Данные для исследования предоставили 66 предприятий из разных уголков Европы. Результат заставил всех удивиться. Восточноевропейские компании жаловались на недостаточный спрос на FSC-сертифицированную продукцию и выс­казывали мнение, что именно по этой причине развитие сертификации идет медленно. В то же время западноевропейские компании жаловались на недостаточное предложение FSC-сертифицированной продукции, что, уже по их мнению, тормозит развитие сертификации.

К числу факторов, на самом деле препятствующих развитию системы ЛПС, в ходе исследования были отнесены: отсутствие достаточной информации о поставщиках; нежелание покупателей терять налаженные контакты; боязнь при смене поставщика потерять в стабильности (многие покупатели уговаривают своих партнеров пройти сертификацию и отказываются от их услуг только в том случае, если видят полную неготовность сертифицироваться); опасения сотрудничест­ва с Россией из-за иного образа мышления.

И все-таки перелом в представлении о нашей стране происходит. Во многом ему способствует рост количества предприятий, получивших FSС-сертификат, а также проведение на российской земле мероприятий такого уровня, как семинар, состоявшийся в Петербурге. И очень хочется верить, что благодаря системе ЛПС отечественные лесопромышленники, которые строят свою деятельность не с целью получить сиюминутную прибыль, а работают на будущее, заботятся о природе и людях, получат заслуженное признание в мире и дос­тойную экономическую отдачу.

Анастасия ЛЕОНИДОВА