Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

На заметку

Стороны расписались во взаимном уважении

Рубрика На заметку

Лесная сертификация в России, судя по всему, переживает лучший за всю историю своего существования период. Площадь FSC-сертифицированных лесов неуклонно растет; все новые предприятия заявляют о намерении получить сертификат; тема не сходит со страниц отраслевых изданий; в самом начале весны был образован национальный российский офис FSC; Национальная рабочая группа по лесной сертификации после почти шестилетнего перерыва созвала очередную конференцию, а приуроченный к этому мероприятию визит генерального директора FSC Хайко Лидекера придал необходимый вес не только рабочей встрече, но и всем последним российским инициативам и планам в области развития добровольной лесной сертификации по системе ЛПС.

Доклад господина Лидекера был посвящен общемировым процессам, которые переживает FSC-сертификация. Россия в этом вопросе исключением из правил не является, а идет тем же путем, что и другие страны.

Система, разработанная Лесным Попечительским Советом, за десять лет своего существования охватила практически все уголки земного шара, где произрастают леса. На сегодня в активе FSC сертификаты на систему лесоуправления на площади более 50 млн га, то есть на 10% процентах от всей площади коммерческих лесов в мире: 24 млн га − в естественных лесах, 22 млн га − во вторичных, около 7 млн га − на плантациях. Оставшиеся 90% лесов ЛПС рассматривает как потенциал для дальнейшей работы, причем работы на ближайшее будущее. По прогнозам, уже к концу 2008 года площадь сертифицированных по схеме FSC участков должна увеличиться до 120 млн га, а количество сертификатов цепочки достигнуть 10 тысяч.

Заявка вполне оправданная, так как, например, сейчас проходят оценку около 20 млн га в бореальных лесах Канады и 10 млн га в тропических лесах Африки и Латинской Америки. Россия тоже должна внести свой вклад в эти данные. Ожидается, что в ближайшие несколько лет к 4 млн га сертифицированных площадей здесь добавится ещё 6−8 млн га.

Для того чтобы подтверждать и укреплять лидирующие позиции на рынке лесной сертификации, ЛПС активно развивает международную сеть. Расположенный в Бонне (Германия) центр FSC контролирует работу ряда офисов. В Италии находится офис, занимающийся вопросами сертификации в Европе. В Северной Америке действуют FSC-офисы США и Канады. В Панаме − офис, курирующий ситуацию в странах Латинской Америки, он объединил 11 национальных рабочих групп. В Ганне открыт африканский офис, в Бангкоке − офис по Юго-Восточной Азии… В ближайших планах − создание китайского национального офиса, который будет расположен в Пекине.

Из планов, недавно свершившихся, стоит выделить появление своего FSC офиса в России. Его создание − итог двухлетних переговоров и своеобразное подтверждение популярности в нашей стране этой сертификационной системы.

Руководителем офиса назначен Андрей Птичников, ранее он являлся координатором лесной программы WWF России. Одним из основных направлений новой структуры станет обеспечение всех заинтересованных сторон необходимой информацией о проекте. Все важные сведения будут публиковаться на сайте www.fsc.ru, там же планируется разместить нормативные документы ЛПС в официальном переводе.

Международная система FSC тоже стремится к максимальной информационной открытости. Ведь готовность к постоянному диалогу обеспечила ей уважение ключевых организаций, связанных с лесом: природоохранных, социальных, правительственных и бизнес-структур.

Общественное признание Хайко Лидекер оценивает высоко, и в свой доклад он с готовностью включил ряд успешных примеров. «Совсем недавно правительство Великобритании сделало анализ нескольких схем сертификации. Он проводился с целью определения подходящей системы для «правительственных закупок». И по результатам анализа только система FSC была признана пригодной для этих целей.

Другой пример: в 2002 году рынок сертификации по системе FSC в США оценивался в 350 млн, сейчас − более чем в 5 млрд долларов.

Очень много международных компаний используют FSC-сертифицированные продукты. Несколько строительных проектов, например, аэропорт в Сан-Франциско, здание суда в Лондоне, ряд строительных объектов в Голландии были выполнены из FSC-сертифицированных лесоматериалов.

Все более строгие требования предъявляются при производстве бумаги. Вот забавный пример. Вы все знаете книгу о Гарри Потере. Эти книги сейчас печатаются на FSC- сертифицированной бумаге.

Большое давление идет со стороны финансовых фирм. Например в Англии, в одном из крупных банков приняли решение, что все инвестиции будут привязаны к сертификации.

Для России очень важен азиатский рынок. А там, например в Японии, в настоящее время очень большой спрос на FSC-сертифицированную продукцию.

Спрос рынка − это ответ на тот большой труд, который был потрачен, в том числе и в России, на развитие сертификации.

Лесной Попечительский Совет тоже чутко реагирует на требования рынка. Сейчас в полном соответствии с ними в Бонне ведется работа по нескольким направлениям.

Создаются более доступные и удобные в применении стандарты цепочки и маркирования продукции. По запросам клиентов формируется база данных, которая позволит оперативно отслеживать сертификаты сторонам, заинтересованным в происхождении продукции и её качестве.

Происходит развитие стандарта контролируемой древесины, в первую очередь его планируется применять там, где имеется смешение сертифицированных и несертифицированных материалов. Применение стандарта исключит попадание в несертифицированную часть продукции из неизвестных источников.

Развивается модульный подход, опираясь на который компания, заинтересованная в сертификации, может идти к достижению своей цели постепенно, шаг за шагом осваивая этапы, приближающие её к желанному уровню лесоуправления.

Наконец, в ЛПС прекрасно понимают: для того, чтобы оставаться лидером, система должна гарантировать качество выданных сертификатов. Любые сомнения в их эффективности и надежности могут сослужить плохую службу. Поэтому идет активная работа по программе обучения аудиторов, консультантов, экспертов, клиентов и партнеров совета для того, чтобы FSC-сертификация оставалось на самом высоком уровне, и одинаково строгие критерии при её проведении действовали во всех уголках мира.

Тему качества сертификации подхватил в своем докладе Андрей Птичников. «В России сертификация развивается бурными темпами. Мы стали конкурировать с такими странами, как Швеция, Польша, где уровень управления лесами достаточно высокий, и, естественно, можно ожидать вопросов о качестве сертификации. Они будут подниматься как в мире, так и многими организациями внутри России. Поэтому мы должны обеспечить сотрудничество с федеральными органами управления лесами, прежде всего, с Федеральным агентством лесного хозяйства, в перспективе с Росприроднадзором.

Мы планируем постоянную работу с органами сертификации. Это не секрет, уровень работы в разных органах не одинаков. Некоторые аудиторские компании работают лучше, другие вызывают нарекания. Мы же должны обеспечить высокий уровень работ везде. И в этом нам поможет программа обучения.

Недавно я провел в Интернете исследование и обнаружил, что обучением в области сертификации занимаются абсолютно неизвестные мне организации, которые никогда нигде не участвовали, и непонятно, какой уровень обучения они предоставляют. В этой сфере необходимо навести порядок. Мы должны выглядеть сильными».

Уверенная позиция особенно необходима России сейчас, когда полным ходом идет подготовка к аккредитации национального стандарта FSC. Если ожидания нашей стороны оправдаются, решение об официальном признании стандарта может быть принято уже в декабре этого года на заседании генеральной ассамблеи ЛПС, которое пройдет в Бразилии. Положительное влияние на решение этого вопроса может оказать состоявшийся визит в Россию Хайко Лидекера.

Над разработкой стандарта трудится Национальная рабочая группа, сейчас к этой деятельности подключились сотрудники российского офиса FSC. В то же время деятельность двух структур не будет пересекаться. В соответствии с подписанным сторонами соглашением, Национальной рабочей группе предстоит отвечать за развитие нормативной организационно-правовой базы стандартов сертификации, гармонизацию национальных и региональных стандартов, поддержку региональных инициатив и ряд других вопросов.

В ведение офиса попадут вопросы развития сертификации в качественном и количественном аспектах, маркетинг сертификации в стране и за рубежом, развитие партнерских взаимоотношений, гармонизация законодательной базы с учетом требований FSC. Специалисты офиса готовы принимать все вопросы сторон к органам государственного управления лесами. И служить связующим звеном при переговорах и работе над гармонизацией требований стандарта и российской нормативной базы лесоуправления.

Гармонизация стандартов с законодательством, как бы оптимистично ни говорили об этом представители FSC − цель не из легких. Но любое объединение усилий на пути её достижения дает дополнительные шансы на успех. Тем более, объединение с такой сильной стороной, как Российский национальный совет по лесной сертификации под руководством академика Александра Исаева. Взаимопонимание между национальной инициативой и международным стандартом − явление в мировой практике пока достаточно редкое.

Чем-то подобным могут похвастаться разве что Индонезия, где стороны, несмотря на некоторую разницу во взглядах, заключили партнерское соглашение, и Великобритания, где был разработан единый сертификационный протокол, который позволил гармонизировать требования сертификации.

Но соглашения, равного тому, который заключили российские стороны, в практике FSC ещё не было. Его подписание существенным образом должно повлиять на распределение ролей в отечественном лесном секторе.

Напомним, в нашей стране сложилась не совсем обычная ситуация, когда над созданием национальной системы лесной сертификации работают два независимых совета: Российский национальный совет под руководством А. С. Исаева и Национальный совет по добровольной лесной сертификации, созданный под эгидой Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров, возглавляемый Н. С. Еремеевым.

Последний заявляет о том, что находится в некотором противостоянии с системой FSC. К примеру, в одной из статей исполнительный директор национального Совета по Добровольной лесной сертификации России Григорий Рахманин и начальник департамента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Гурген Гукасян заявляют: «Сегодня реально существуют два альтернативных пути развития добровольной лесной сертификации − внедрение Системы лесного попечительского совета (FSC) или национальной системы добровольной лесной сертификации». Естественно, для себя совет видит единственно приемлемым именно второй путь развития. Разрабатывая систему, его представители ориентировались на аккредитацию в рамках PEFС.

Со своей стороны Александр Исаев заявляет об открытости системы, над которой работает группа под его руководством, и готовности к любому взаимодействию: «Национальная система − это большое поле, на котором могут играть различные структуры. И конечно, на первом месте стоит система ЛПС, которая в России развивается чрезвычайно интенсивно и которая в мире является лидером.

Но мы готовы работать над гармонизацией стандартов с различными международными системами, как существующими, так и теми, которые будут появляться. Потому что все системы имеют право и возможность включаться в национальную систему. При этом чрезвычайно важно понять, как организовать взаимодействие».

Похоже, такого взаимопонимания с FSC уже удалось достичь. На конференции стороны подписали соглашение, основными пунктами которого стали обоюдная поддержка в развитии стандартов серти фикации, обеспечение их аккредитации, работа по гармонизации требований законодательства и сертификации, взаимодействие в развитии систем сертификации, обмен информацией по всем аспектам, разрешение конфликта интересов только через переговоры.

Одна из главных задач на перспективу − определение возможности аккредитации органов в обеих системах. В случае, если обе они будет предъявлять одинаково высокие требования к сертификации, появится возможность по итогам аудита осуществлять двойное маркирование продукции.

Над выполнением этих проектов предстоит трудиться специально сформированной совместной рабочей группе.

В то же время подписавшие соглашение стороны сохраняют за собой возможность самостоятельного развития. Этому вопросу Александр Исаев уделил значительное внимание во время своего доклада на конференции: «Три года мы работаем над созданием российской национальной системы лесной сертификации. Почему мы так её называем и почему не можем успокоиться на том непреложном факте, что существующие уже системы действуют в различных регионах и демонстрируют впечатляющие результаты?

Мы говорим это потому, что национальной системе нужно быть. Она должна отвечать российскому законодательству, которое сейчас меняется. Готовится новый Лесной кодекс, правда, его второе чтение отложили, потому что поднялась такая волна, которая заставляет думать о том, что случится, если этот кодекс будет принят.

Но дело не в этом, мы полагаем, что существование национальной системы очень важно, поскольку мы опираемся на сотрудничество с владельцем лесного фонда, которым в нашей стране является государство, и мы полагаем, что такая форма собственности на леса будет сохраняться ещё долгое время.

Вторая компонента − особенность территории России, которая охватывает практически все зоны, начиная от лесотундры, заканчивая территориями юга России. И региональный аспект нашей огромной лесной территории требует дифференцированного подхода, который будет включен в национальную систему.

Из различных систем мы намерены брать именно то, что интересно, важно и нужно для России, для развития нашего лесного хозяйства, лесного комплекса, и использовать это с учетом современных технологий, чтобы решить главную задачу - устойчивое управление лесами и выход нашей продукции на экологически чувствительные рынки, а скоро весь мир превратится в экологически чувствительный рынок».

И все же цели, которые ставит перед собой национальная рабочая группа, практически идентичны целям FSC-сертификации: создание экологически устойчивой, социально ориентированной и экономически выгодной системы лесоуправления.

Возобладает ли в отношениях сторон стремление к сохранению своей индивидуальности, или они предоставят мировой общественности уникальный механизм сотрудничества − должны показать два ближайших года. Именно на такой срок стороны расписались во взаимном уважении и сейчас готовы делать первые шаги по совместно выбранному пути.

Анастасия ЛЕОНИДОВА