Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

В центре внимания

Всем миром – за цивилизованный бизнес

Рубрика В центре внимания

«Роль бизнес-сообщества в международном процессе по улучшению практики правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии (ENA FLEG)». Под таким названием Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) 23 марта провел семинар в московском гостиничном комплексе «Измайлово».

ENA FLEG − что же это за аббревиатура? Само FLEG (Forest Law Enforcement and Governance) не что иное, как международное движение, добровольная инициатива ряда стран по усилению внимания к применению законов в управлении и торговле лесом. Или, другими словами, международный процесс противодействия нарушениям в лесном секторе, в первую очередь нелегальной заготовке, транспортировке, переработке и торговле древесиной и произведенной из нее продукции. Движение FLEG было инициировано Евросоюзом, а сегодня оно имеет еще несколько региональных ветвей: FLEG стран Юго-Восточной Азии, Африки, бассейна Амазонки…

В мае 2004 года на IV сессии Лесного форума ООН Россия объявила о своей заинтересованности в инициации межправительственного процесса наблюдения за исполнением лесного законодательства, управлением и торговлей лесом. Именно ей принадлежала идея организовать процесс FLEG в странах Европы и Северной Азии (ENA). К участию в процессе были приглашены 53 страны Европы, Азии и Америки.

Впереди − большое мероприятие. Осенью 2005 года в Санкт-Петербурге состоится Министерская конференция, на которую съедутся все участники этого процесса. В итоге совместной работы они примут Декларацию с перечнем и порядком реализации мер, направленных на улучшение практики правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии. До этой конференции состоится еще одна − предварительная − в Москве, предположительно в первых числах июня.

Семинар, состоявшийся 23-го марта, по сути, был подготовкой к будущей Министерской конференции. В нем приняли участие представители Государственной Думы, ряда заинтересованных министерств, Всемирного Банка и ведущих лесопромышленных компаний. Были представлены доклады по проблемам управления в лесном секторе России, изложена концепция конференции, разъяснены возможные механизмы вовлечения бизнеса в процесс FLEG. Во второй части семинара участники развернули тематическую дискуссию и разработали рекомендации к Министерской конференции ENA FLEG.

Нелегальная древесина − нездоровая конкуренция

Что вообще относят к понятию нелегальных заготовок?

  • Заготовки древесины на охраняемых территориях;
  • заготовки запрещенных в рубку пород;
  • заготовки без разрешительных документов;
  • заготовки сверх разрешенного объема;
  • искажение объемов заготовок в отчетности с целью избежания налоговых выплат.

В докладе «Международный рынок древесной продукции в аспекте влияния нелегальной заготовки, переработки и торговли древесиной» эксперт WWF Анатолий Котлобай озвучил несколько любопытных цифр.

150,2 млрд долл. − такова суммарная стоимость экспорта основных видов лесопродукции в мировом масштабе по данным на 2003 год. На первом месте по стоимостному выражению экспорта лесоматериалов и бумаги находятся страны Скандинавии и США. При том, что Российская Федерация обладает четвертью всех древесных ресурсов планеты, на ее долю приходится всего 3% экспорта вышеназванной продукции. Зато наша страна занимает I в. мире место (22%) по торговле «круглым лесом»: он у нас самый дешевый. Основные потребители российской деловой древесины − Китай, Финляндия и Япония.

А вот как выглядит распределение незаконной и сомнительной (то есть происхождение которой не известно) древесины в суммарном потреблении для некоторых российских регионов:

  • Приморский край − 45−50%;
  • Хабаровский край − 34−56%;
  • Амурская область − 25−30%;
  • Архангельская область − 19−28%;
  • Вологодская область − 13−17%;
  • Красноярский край − 7−12%.

Вообще, доля некоторых видов лесоматериалов, продаваемых из незаконного сырья, в мировом производстве постоянно увеличивается. Самые проблемные зоны в глобальном масштабе − тропические районы Африки и Индонезия, где незаконными являются 70−80% всех лесозаготовок.

Нелегальные заготовки и производимая из такой древесины продукция − не только удар по экологии. Это еще и возникновение нездоровой конкуренции − между нелегалами и законным бизнесом. Нелегально заготовленная древесина стоит несравненно дешевле честно добытой. Понятно, что произведенная из нее продукция имеет более низкую себестоимость и конечную цену, а значит, пользуется спросом и приносит неплохие прибыли. В то время как те, кто честно работает и платит налоги, неизменно остается в проигрыше. Выход? Борьба за экологически, экономически и социально ответственный бизнес.

Во Всемирном фонде охраны дикой природы считают, что проблемы в области учета, использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов России не будут решены до тех пор, пока существует высокий уровень коррупции в государственных структурах, отсутствует четко структурированная государственная лесная политика, применяется утилитарный подход к использованию лесных ресурсов.

Все вопросы − к законотворцам и управленцам

Нелегальная заготовка и оборот древесины, нерациональное ведение лесного хозяйства, недостаток экологической культуры и ответственности в лесном бизнесе наносят странам огромный экологический, экономический и социальный ущерб. Проблему решить не просто, но можно. Для этого нужно в первую очередь привести в порядок законодательную базу.

В России сегодня нет никакой государственной лесной стратегии. Многострадальный проект Лесного кодекса пережил столько трансформаций и метаморфоз, сколько ни один другой законопроект за последние годы. И что самое печальное, в то, что когда-нибудь этот документ все же будет «доведен до ума», сегодня мало кто верит.

На прошедшем семинаре проблему несовершенства проекта нового Лесного кодекса вновь подняла Наталья Пинягина − на сей раз как руководитель экспертного совета подкомитета по лесным ресурсам Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию. В законопроекте, подчеркнула она, не чувствуется понимания того, что лесное хозяйство и лесная промышленность − единая система. Документ фактически построен на идее, что лесное хозяйство убыточно, а лесной бизнес − «супердоходный» и, значит, должен нести на себе бремя всех существующих в лесном хозяйстве забот.

Наталья Борисовна выразила опасение, что при таких условиях те же леспромхозы, на которых лежит сегодня вся социальная сфера, будут окончательно разорены и развалены. Вместо того чтобы сделать ставку на доходность лесопользования, сбалансировав доходы и расходы, в данном законопроекте в основу положено максимальное взимание платежей с низкорентабельных лесопользователей, что делает всю систему лесоуправления малоэффективной. Ведь «лесной сектор − это не недра, а отдельная экосистема, к которой нельзя подходить сугубо рыночными методами. С другой стороны, при верном подходе лесной сектор мог бы приносить в казну суммы не меньшие, чем нефтегазовый», − отметила она. Между тем экспертная группа продолжает работать над документом, и уже 22 апреля в Госдуме состоится первое чтение Кодекса…

Возможно, процесс FLEG мог бы стать одним из наиболее действенных механизмов для улучшения национальной законодательной базы и усиления межгосударственного взаимодействия, считают в WWF. Вот почему сейчас особенно важно тщательно проработать план выполнения решений Министерской конференции ENA FLEG, который должен содержать корректно сформулированные, реально выполнимые и эффективные меры.

В рамках процесса FLEG в России должна быть разработана государственная лесная стратегия, имеющая силу закона и основанная на достижении максимально возможной эффективности лесного хозяйства при условии сохранения на высоком уровне биологической, экологической, экономической и социальной ценности лесов. Очень желательным было бы создание банка современных данных о состоянии и использовании древесных ресурсов России, основанного на данных качественного лесоустройства, учитывающего экологические аспекты лесоуправления и лесопользования. Участники семинара сошлись во мнении, что должна быть система государственного контроля над заготовкой, перемещением, переработкой и продажей древесины, охватывающей все звенья цепи − от лесосеки до конечного потребителя. Нужно создавать правовые и экономические механизмы для поощрения развития систем добровольной лесной сертификации, внедрения предприятиями систем отслеживания перемещения и происхождения древесины. И, наконец, очень важно унифицировать в странах-участницах ENA FLEG понятия и определения (нелегальные рубки, незаконная торговля древесиной и т.д.), количественные методы измерения и качественные характеристики древесной продукции в процессе таможенного оформления и досмотра.

WWF рассматривает процесс ENA FLEG как уникальную возможность для сохранения и оптимизации использования лесных ресурсов, повышения экологической ответственности, социально-экономической активности и прозрачности лесного бизнеса России.

Виктория ПЕСКОВА