Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

На заметку

Сохранение малонарушенных лесов как требование международной сертификации

В настоящее время Европейский Союз (ЕС) заканчивает разработку правил и процедур по обеспечению процесса, согласно которому в страны Европы импортировалась бы только лесная продукция из древесины, легально заготовленной в лесах, с устойчивым (неистощительным − по российской терминологии) лесопользованием. Этот процесс получил название «Правоприменение, управление и торговля в лесном секторе (Forest Law Enforcement, Governance and Trade − FLEGT)». Планируется, что требования FLEGT к импортируемой в страны ЕС лесной продукции будут введены в течение 2005−2006 гг.

Можно утверждать, что правила FLEGT направлены на создание дополнительных препятствий для доступа российской, более дешевой лесной продукции на рынки стран ЕС.

В качестве одного из документов, подтверждающих соответствие импортируемой продукции требованиям FLEGT, является наличие у поставщика сертификата международной системы сертификации «Лесного Попечительского Совета (Forest Stewardship Council − FSC)».

Для Российской Федерации (РФ), осуществляющей 75% экспортных поставок круглого леса, 40% − пиломатериалов и 30% − целлюлозы на экологически чувствительные рынки Европы и США, проблема лесной сертификации по международным стандартам является актуальной [1].

Эта проблема актуальна и для Республики Карелия в составе РФ, поскольку лесопромышленный комплекс (ЛПК) региона производит около 45% промышленной продукции, обеспечивая работой 50% занятых в промышленности республики. Удельный вес экспорта в объеме производства ЛПК Карелии составляет около 77%, при этом в товарной структуре экспорта наибольшую долю в стоимостном выражении занимают лесоматериалы необработанные − 64% [2].

Одной из проблем адаптации требований системы FSC к существующей в РФ и Карелии системе лесопользования и лесного хозяйства является выделение неэксплуатационных лесных массивов с целью сохранения биоразнообразия на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Согласно принципам FSC, к таким массивам относятся:

1. Малонарушенные естественные лесные сообщества (МЕЛС) − лесные массивы площадью более 50 тыс. га. Под определение «МЕЛС» подпадают леса климаксовые и девственные (по ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения»). Благодаря большой площади данные лесные территории способны переносить периодические катастрофические природные катаклизмы (крупные пожары, размножения вредителей) и возрастающее антропогенное воздействие. Примером МЕЛС в Республике Карелия является планируемый национальный парк (НП) «Калевальский».

2. Леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) − лесные массивы площадью от 10 га до 50 тыс. га. ЛВПЦ могут являться остатками от массивов МЕЛС, появившихся по причине фрагментации последних в результате антропогенной деятельности. Данные ЛВПЦ чаще встречаются в России. В Западной Европе ЛВПЦ могут являться восстановленными производными лесами, но с высоким уровнем биоразнообразия. Примером ЛВПЦ в Республике Карелия являются производные леса Заонежья (Медвежьегорский район).

3. Лесные ключевые местообитания (ЛКМ) − лесные участки до 10 га.

К ЛКМ относятся скальные разломы, окрайки болот, окрестности лесных озер и другие, характерно отличающиеся от окружающей местности участки. К ЛКМ возможно относить не только территории, но и отдельные природные объекты (например, локальный выход коренных пород на поверхность, усохшее на корню дерево осины и т.п.).

ЛКМ являются хранилищами локального биоразнообразия на территории, однородной по другим признакам.

Следует заметить, что выделение ЛКМ зачастую связано с исключением из освоения неудобных для лесозаготовителей участков лесосек (заболоченные площади, ложбины) и отменой заготовки неликвидной древесины (крупные осины, старые деревья хвойных пород и т.п.).

Выделение ЛКМ удобно проводить силами подготовленных сотрудников лесхозов при отводе делянок лесопользователям.

В РФ работы по выявлению МЕЛС и ЛПВЦ с помощью дистанционного зондирования (космических снимков поверхности Земли) ведутся, в частности, Институтом космических исследований Российской Академии наук при содействии «Лесного клуба российских неправительственных организаций», «Гринпис-Россия» и других общественных организаций.

В Республике Карелия подобные исследования ведутся Институтом леса Карельского научного центра Российской Академии наук (КарНЦ РАН), «Гринпис-Россия», при участии региональной общественной природоохранной организации «СПОК» [3, 4, 5].

Применяемые методики поиска МЕЛС и ЛПВЦ базируются на сочетании данных дистанционного зондирования и наземных обследований.

В результате исследований, проводившихся в 1997−2003 гг. Институтом леса КарНЦ РАН, «Гринпис-Россия», при участии региональной общественной природоохранной организации «СПОК», было установлено, что МЕЛС и ЛВПЦ Карелии располагаются вдоль российско-финляндской границы, в Пудожском районе, на Карельской части побережья Белого моря и незначительные массивы − в центральной части республики [3, 4].

Выяснено, что суммарная площадь МЕЛС и наиболее крупных ЛВПЦ Карелии, не входящих в существующую сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) с полным запретом рубок леса, составляет 7,5% от общей площади лесного фонда республики, на их территории сосредоточено около 9,5% корневого запаса карельских лесов.

Суммарная площадь ООПТ Карелии с полным запретом рубок леса составляет 2,1% площади республики. К подобным ООПТ относятся территории НП «Паанаярви», карельской части НП «Водлозерский», заповедников «Костомукшский», «Кивач», а также на территории ряда заказников с режимом охраны, не допускающим заготовку древесины.

Таким образом, в соответствии с принципами лесной сертификации по системе FSC в Республике Карелия необходимо увеличить общую площадь строго охраняемых (т. е. с полным запретом всех видов рубок на их территории) лесов до 9,6% площади республики.

Выделение МЕЛС и ЛВПЦ можно проводить силами подготовленных сотрудников лесоустроительных предприятий во время проведения лесоустройства или как дополнительную работу при проведении сертификации по системе FSC. Финансирование работ возможно осуществлять за счет лесопользователей, получивших лес в долгосрочную аренду, поскольку сертификация по системе FSC создает им дополнительные конкурентные преимущества на современном международном рынке лесопродукции.

Следует заметить, что Россия как участник международного рынка лесопродукции объективно будет вынуждена выполнять требования системы FSC и правил FLEGT, т. к. в противном случае страны ЕС предполагают прекратить импорт российской лесопродукции. Такая ситуация грозит спадом производства в экспортно-ориентированных лесных регионах страны, таких как Карелия, и ростом в них социальной напряженности.

В этой связи необходимо отметить особую роль российских общественных природоохранных организаций, фактически первыми обратившими внимание на проблему защиты отечественных производителей на международном рынке лесной продукции путем внедрения на территории РФ требований системы FSC и правил FLEGT.

Например, 29 декабря 2004 г. руководство Пяозерского леспромхоза (Республика Карелия) и представители трех российских общественных природоохранных организаций: «Гринпис-Россия», «Центр охраны дикой природы» и «Международный Социально-Экологического Союз» подписали соглашение о моратории на вырубку малонарушенных лесов в пределах аренды ОАО «Пяозерский леспромхоз», севернее НП «Паанаярви» [6].

В середине 90-х гг. прошлого века вокруг этой территории разгорелся конфликт между природоохранными организациями и лесозаготовителями. В результате переговоров обоюдное согласие было найдено, что позволило Пяозерскому леспромхозу существенно укрепить свои позиции на экологически чувствительном рынке Финляндии.

Аналогичная работа в настоящее время проводится в Карелии региональной общественной природоохранной организацией «СПОК» и ОАО «Карелелспром» с целью сохранения уникальных массивов малонарушенных лесов, примыкающих к НП «Водлозерский». Ожидаемой целью сотрудничества станет укрепление международного имиджа одного из крупных региональных экспортеров лесной продукции на рынки стран ЕС.

Таким образом, на этапе перехода к новым требованиям в международной торговле лесной продукцией известный природоохранный лозунг «Защищать природу − защищать Родину!» приобретает особый смысл. Отечественные общественные природоохранные организации, подталкивая лесопромышленников к необходимости сохранять малонарушенные леса, работают на укрепление конкурентоспособности российского лесного сектора на международном рынке, на котором «фокус конкуренции» смещается в сторону неценовых экологических факторов производства лесной продукции.

А. В. МАРКОВСКИЙ, канд. биол. наук,
Региональная общественная
природоохранная организация «СПОК»;
А. В. РОДИОНОВ, канд. техн. наук,
Петрозаводский государственный
университет (ПетрГУ)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Птичников А. В. Леса России: независимая сертификация и устойчивое лесоуправление/А. В. Птичников. − Москва: WWF, 1999. − 160 с.

2. Лесной комплекс Республики Карелия в 1998−2002 гг.: Стат. сб./Госкомстат РК. − Петрозаводск, 2003. − 63 с.

3. Громцев А. Н. Современное состояние и проблемы сохранения коренных лесов на западе таежной зоны России/А. Н. Громцев//Лесоведение. − 2002. − № 2. − С. 3−7.

4. Ярошенко А. Ю. Малонарушенные лесные территории Европейского Севера России/А. Ю. Ярошенко, П. В. Потапов, С. А. Турубанова. − М.: Изд-во «Гринпис-Россия», 2001. − 75 с.

5. Марковский А. В. Экология и структура малонарушенных еловых лесов Карелии: Автореф. дис. канд. биол. наук/А. В. Марковский; Петрозав. гос ун-т. − Петрозаводск, 2000. − 26 с.

 

Лесная сертификация: возможности и вопросы развития
Лесная сертификация по схеме FSC в России: успешный старт
Лесная сертификация как инструмент перехода к устойчивому развитию в лесном секторе экономики России
Лесная сертификация в Иркутской области
Первый в России сертификат РЕFC по лесоуправлению
Хорошие новости от FSC
Использование GPS в лесной сертификации
И в Сибири сертификация может быть добровольной