Партнеры журнала:

Лесной кодекс

Лес под контролем?

Лесные пожары этого лета заставили власти заняться переписыванием лесного законодательства. Начиная с первых лиц государства, отовсюду исходят предложения возродить государственную лесную охрану, ужесточить ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в лесу, снимать губернаторов за непринятие мер по профилактике и ликвидации крупных лесных пожаров на территории регионов, которые они возглавляют.

Госдума РФ 6 октября приняла в первом чтении поправки к Лесному кодексу, которые позволяют служащим лесного ведомства пресекать нарушения пожарной безопасности в лесу. Нынешние поправки больше политический шаг, чем реальная помощь лесной отрасли. Однако таким образом депутаты дали старт ревизии законодательства, регулирующего лесные отношения.

Верните охрану!

В этом году, по данным Рослесхоза, произошло около 32 тыс. пожаров, что в 1,5 раза больше прошлогодних показателей. Только верховым огнем пройдено более 185 тыс. га леса, который сжег десятки деревень по всей стране. Нынешняя ситуация с пожарами стала следствием принятия в 2006 году нового Лесного кодекса, который ликвидировал государственную лесную охрану. До его введения охрану лесов от пожаров обеспечивали около 70 тыс. лесников. Сегодня их, как известно, нет. Вместо них в лесничествах есть немногочисленные госслужащие, которые не обходят лес, как это было раньше, а по большей части «следят» за состоянием дел из окон своих кабинетов.

«Как показала практика 2010 года, кодекс не выдержал, фигурально выражаясь, испытания огненной стихией, − признал на недавних парламентских слушаньях „Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров“ заместитель руководителя Рослесхоза Александр Панфилов. − Прежде всего не оправдала себя попытка полностью переложить ответственность за охрану лесов, включая противопожарную, и их восстановление исключительно на арендаторов. Сегодня эта функция может быть реализована только на 1/5 территории лесного фонда. Лесным кодексом не предусматривается существование государственной лесной охраны. Кроме того, безусловно следует ужесточить ответственность за совершение правонарушений в области лесных отношений».

В Рослесхозе разработали ряд соответствующих поправок в действующий Лесной кодекс. Один из главных вопросов, требующих безотлагательного решения, − это вопрос, касающийся того, кто именно и на каких условиях должен непосредственно заниматься тушением лесных пожаров. Согласно ФЗ­94 «О госзакупках», сегодня, для того чтобы бороться с огненной стихией в лесу, организация должна выиграть конкурс на право заниматься этим видом деятельности. «Механизм тендеров работает во многих отраслях экономики, но его функционирование в сфере тушения лесных пожаров затруднительно, − говорит начальник юридического отдела Рослесхоза Иван Советников. − Вот одна из причин: организации, победившие в конкурсе, не могут создать у себя полноценную материально­техническую базу, развиваться, закупать технику и оборудование, потому что конкурс проводится раз в год и средства соответственно выделяются всего на 12 месяцев их работы. Поэтому Рослесхоз предлагает внести поправку в Лесной кодекс, в которой было бы предусмотрено, что борьбу с огненной стихией в лесах должны вести специализированные организации, подведомственные региональным управлениям лесного хозяйства. При этом надо сделать оговорку: если у субъектов РФ есть возможность и необходимость создавать такую организацию, они вправе это сделать и вправе осуществлять ее прямое сметное финансирование. В малолесных субъектах, как, например, в Калмыкии, где для создания такой организации нет необходимости, может остаться механизм конкурсного отбора в соответствии с 94­м законом».

Следующий блок поправок должен касаться ужесточения ответственности за лесные правонарушения. Сейчас в КоАПе заложена только одна статья, связанная с ответственностью за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. «То есть лицо, которое развело костер и по требованию инспектора его затушило, фактически несет такую же ответственность, как поджигатель леса, − поясняет Иван Советников. − Конечно, это неправильно. Нужно ранжировать нарушения по составу и ужесточать ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Особенно в период, когда в регионе объявляется режим ЧС или вводится запрет на посещение лесов».

Губернаторы лишатся своих постов?

Изменений требует и тот блок Лесного кодекса, который касается установления критериев оценки регионов в сфере лесных отношений. Согласно действующему кодексу полномочия в сфере лесных отношений осуществляют субъекты РФ. На совещании по вопросам развития лесного хозяйства, состоявшемся 8 сентября, Президент России предложил ввести механизм персональной ответственности чиновников, вплоть до отставки за крупные ошибки в работе, которые приводят к серьезным потерям во время лесных пожаров, таким, как этим огненным летом. В то же время Дмитрий Медведев предупредил: «Если мы примем такое решение, это должно влечь автоматическую ответственность, сложение полномочий всех − начиная от глав муниципальных образований вплоть до губернатора. Такой механизм необходимо зафиксировать. Потому что это аномальная ситуация, если полномочия регионом не исполняются, а федеральный центр принимает решение об изъятии этого полномочия, тем самым он дает оценку деятельности губернатора, его команды и глав муниципальных образований. Только так».

Прошедшее лето в очередной раз показало, что есть регионы, в которых осуществляется полноценная охрана леса, его воспроизводство и качественное использование (Вологодская область, Республика Татарстан). Но есть субъекты РФ, которые не справляются с такой работой, допускают провалы и ошибки (Нижегородская, Рязанская области). Полномочия по управлению лесами не могут быть обременением для губернаторов, поскольку, согласно ст. 83 Лесного кодекса, субвенции на ведение лесного хозяйства выделяются из федерального бюджета. Так, в 2010 году субъекты РФ получили на осуществление полномочий в области лесных отношений около 15 млрд руб. В то же время большинство регионов не стремятся перечислять средства из своих бюджетов на эти цели.

Поэтому актуален вопрос о методике оценки эффективности деятельности регионов. Выступая на круглом столе по проблемам российской лесной отрасли, организованном в рамках проходившей с 27 сентября по 1 октября в Москве международной выставки «Лесдревмаш­2010», глава Правительства России Владимир Путин заявил, что Рослесхоз впредь должен регулярно составлять рейтинги качества работы регионов в сфере лесных отношений. «По его итогам мы будем делать выводы и принимать управленческие решения», − пообещал премьер.

Создание такого рейтинга уже было инициировано Всемирным фондом дикой природы (WWF) в России в 2009 году. Методика его составления включает около 70 критериев, по которым можно оценить экологическую, экономическую и социальную устойчивость управления лесами во всех регионах. По ним можно объективно судить, справляется регион с лесными полномочиями или нет.

Воспользуется ли Рослесхоз разработанным WWF России рейтингом или составит свой − пока неизвестно, однако ему законодательно будет дано право осуществлять оценку эффективности исполнения регионами переданных полномочий в сфере лесных отношений, а в случае необходимости вносить предложения в правительство об их изъятии.

Кроме того, Президент России Дмитрий Медведев дал поручение правительству страны разработать документ, касающийся порядка функционирования, статуса и системы лесной охраны. Этот вопрос сейчас прорабатывается всеми ключевыми ведомствами. Пока министерства разрабатывают изменения в Лесной кодекс, чтобы предъявить их для рассмотрения депутатам Госдумы РФ, народные избранники уже приняли в первом чтении некоторые поправки, касающиеся охраны лесов от пожаров. Так, парламентарии предлагают служащим, обеспечивающим государственный лесной надзор и контроль, позволить пресекать также и нарушения пожарной безопасности в лесу, а также привлекать нарушителей к административной ответственности. Сегодня лесные чиновники не наделены такими полномочиями и, обнаружив нарушение, могут лишь оповестить об этом милицию. С окончательным принятием поправок в Лесной кодекс их функции будут значительно расширены.

Председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков отметил, что этот законопроект станет базовым для дальнейшего совершенствования лесного законодательства и позволит оперативно внести в него те изменения, которые активно обсуждаются осенью этого года. «Эти предложения уже сейчас обретают конкретную форму в рамках активной деятельности специальной рабочей группы, в которую входят представители Рослесхоза, депутаты Государственной думы, представители администрации Президента и Правительства Российской Федерации», − подчеркнул он. Евгений Туголуков заявил, что ко второму чтению этого законопроекта будет предложен целый ряд поправок, направленных на организацию защиты лесов от пожаров.

Евгений СЕМЕНОВ