Увидеть лес за деревьями

Комплексное лесопользование как альтернатива росту объемов заготовки древесины
До сих пор в сознании многих работников леса рост доходности лесной промышленности ассоциируется прежде всего с увеличением объемов заготовки древесины. Эта ассоциация прочно держится на имеющейся сегодня большой разнице между разрешенным (расчетная лесосека) и фактическим объемом пользования.
Освоение расчетной лесосеки по России в последние годы составляет около 35%. И этот показатель продолжает регулярно использоваться как убедительный аргумент в пользу увеличения объемов заготовки древесины − несмотря на стабильно низкую в целом доходность лесного сектора, экономическую бессмысленность понятия «расчетная лесосека» и почти полное истощение экономически доступных лесных массивов, не говоря уже об экологических проблемах многолетней экстенсивной лесозаготовки.
В этой публикации мы хотели бы поговорить о других возможностях увеличения доходности и эффективности лесного сектора, не связанных с заготовкой древесины.
Село Сорвижи Арбажского района Кировской области насчитывает сейчас около 700 жителей. Типичное среднерусское село − деревянные дома, церковь с колокольней, сирень в палисадниках, средняя школа, магазин, столовая, лодки на берегу Вятки. Родина известной российской поэтессы Татьяны Смертиной.
С 2003 года здесь работает небольшое лесозаготовительное предприятие ООО «Сорвижи-лес». Основу коллектива составляют рабочие бывшего лесхоза, которые и ранее работали на заготовке и переработке древесины. Площадь аренды для заготовки древесины составляет около 15 тыс. га. Общий разрешенный объем лесозаготовок равен 46,17 тыс. м3. Предприятие, на котором работает 85 человек, развивается, объем инвестиций за девять месяцев 2010 года составил 8,47 млн руб. С 2008 года лесоуправление на предприятии сертифицировано по схеме Лесного попечительского совета (FSC).

Начиная с 2009 года при финансовой поддержке компании IКЕА на базе предприятия реализуется проект по организации комплексного лесопользования. Управление проектом осуществляет некоммерческое партнерство (НП) «Участники лесной сертификации Кировской области». Идея проекта возникла не на пустом месте. Сбор грибов, ягод, пчеловодство, спортивная и промысловая охота распространены на этой территории с давних пор и имели большое значение для местного населения. В свое время и лесхоз занимался сбором и засолкой грибов, заготовкой березового сока и плодов шиповника. У специалистов компании уже имелись определенные знания и опыт организации этих видов деятельности. А толчком к конкретным действиям послужила организованная Ассоциацией экологически ответственных лесопромышленников WWF России поездка представителей НП и предприятия «Сорвижи-лес» в Бразилию. Одним из пунктов программы поездки было знакомство с работой предприятия, осуществляющего комплексное лесопользование. После того, что увидели там россияне, им, как говорится, «сам бог велел». И проект состоялся!
Первым делом были определены направления развития хозяйства. С учетом природных и растительных условий территории этот перечень получился таким: пчеловодство, ведение охотничьего хозяйства, заготовка пищевых и недревесных ресурсов леса (грибов, ягод, ивового корья и прута и др.).
Было понятно, что эти виды деятельности не принесут быстрой и большой прибыли, но предполагалось, что они позволят наиболее полно использовать полезности леса и получить определенные выгоды: новые услуги и продукты, рабочие места, что приведет к снижению зависимости от сезонности работ. Так и оказалось. Проект был рассчитан на три года и близок к завершению. Сегодня уже можно подвести определенные итоги. Но сначала расскажем о нем подробнее.
Законодательная основа
Действующий Лесной кодекс ставит задачу «обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах». Он же предусматривает большое разнообразие видов использования лесов, в числе которых заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление разных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства и др. (ст. 25). Однако юридические основы для сочетания разных видов пользования в пределах одного лесного участка (например, одной арендной территории) неоднозначны. В частности, пока не предусмотрен механизм взятия в аренду одного участка разными пользователями с разными целями. В данном случае была поставлена задача развития разных видов пользования в рамках деятельности одного предприятия. Такой вариант с точки зрения законодательства возможен, хотя и здесь выявился ряд сложностей нормативно-правового характера.
Для организации выбранных предприятием видов деятельности потребовались следующие действия юридического характера:
- Заключение дополнительного договора аренды участка лесного фонда площадью 2558 га на новые виды пользования (пчеловодство, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовку пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений);
- Внесение изменения в устав ООО «Сорвижи-лес» (включение новых видов деятельности в список разрешенных);
- Заключение договора на ведение охотничьего хозяйства на участке площадью 26,31 тыс. га с основным арендатором − ФГУП по охоте и охотничьей деятельности «КировОхота».
Таким образом, предприятие теперь имеет права на осуществление целого набора видов деятельности, что и позволяет ему вести хозяйство комплексно, хотя ряд юридических вопросов пока не удалось решить. Но об этом позже. В принципе подобную схему может реализовать любое предприятие, у которого имеется лес в аренде и которое желает заниматься комплексным ведением хозяйства.
Пчеловодство

Готовые ульи, сделанные руками сотрудников предприятия
Первое направление работы, о котором следует рассказать подробно, это пчеловодство. Дело это для здешних мест вполне традиционное, хотя и непростое, но зато традиционно выгодное. Успешные пчеловоды в Сорвижах и раньше были, но в рамках проекта дело ставится на промышленные рельсы. Сегодня, в соответствии с планом проекта, организованы и действуют две пасеки, для которых оборудованы помещения и приобретен инвентарь. На первой из них пчелы зимуют прямо в ульях, специально утепленных для этой цели. На другой пчелы зимуют в помещении, кроме того, вблизи пасеки созданы посевы медоносных растений (синяка, донника, фацелии, эхинацеи) на площади несколько гектаров. Возможно, в будущем здесь можно будет получать монофлерный мед (то есть мед, вырабатываемый пчелами из нектара, собранного преимущественно с растений одного вида − липы, донника, фацелии и др.), который обладает особыми свойствами и поэтому имеет гораздо более высокую стоимость. На пасеке также посажен сад из плодовых деревьев, назначение которого двоякое и даже троякое − давать плоды, служить медоносами, а также создавать притенение для ульев. Здесь, к тому же, мастера сами внесли усовершенствования в конструкцию ульев. Что правильнее в здешних условиях − покажет опыт.
На каждой пасеке постоянно работают два сотрудника. В их обязанности, помимо ухода за пчелами и сбора меда, входят также уход за посевами медоносов, изготовление и установка ловушек для пчел. Зимой они заняты изготовлением и ремонтом ульев. Ульи изготавливаются из своей древесины. За счет средств проекта приобретено также оборудование для расфасовки меда. Ремонт помещений, дорог, устройство пожарных водоемов, посев медоносов, изготовление ловушек для пчел − все это выполняется на средства как проекта, так и предприятия. В августе на одной из пасек планируется запустить линию по расфасовке меда, оборудование уже есть. К сентябрю текущего года обе пасеки должны выйти на проектную мощность − по 100 пчелиных семей на каждой пасеке.

Не обошлось и без сложностей. На одной пасеке в прошедшую зиму произошел значительный отпад пчелиных семей − сказались болезни покупных пчел и ослабившая их аномальная летняя жара минувшего года. В планах развития также создание передвижной пасеки, потому что на стационаре можно держать только ограниченное количество ульев − иначе слишком сильна зависимость от погоды и велик риск невысоких сборов.
По результатам двух лет реализации проекта производство меда оказалось наиболее рентабельным из всех видов деятельности. За этот период с пасек получено около 3 т товарного меда, значительная часть которого продана местному населению и работникам предприятия.
Добавим, что при одной из пасек создан питомник культур сосны в виде теплицы, благодаря которой сеянцы достигают нужного размера за один год вместо двух. Выращивать собственные сеянцы намного дешевле, чем покупать на стороне. Возможность создать теплицу и выращивать сеянцы также появилась отчасти благодаря проекту − вблизи пасеки нашлось удобное место для ее размещения, и питомник постоянно под присмотром пчеловодов. А так как здешние пчеловоды − это бывшие работники леса, то такая забота им не в тягость.
Охотничье хозяйство

Охотничий домик, построенный на средства проекта
Ведение охотничьего хозяйства осуществляется на правах договора с основным арендатором − ФГУП «КировОхота». Это не самый выгодный вариант, но получить участок для ведения охотничьего хозяйства в собственную аренду пока не получается. Предприятие занимается биотехнией − подкормкой охотничьих животных, созданием солонцов и галечников, учетом охотничьих животных, частично − организацией охоты. Благодаря договору с «КировОхотой» также удается приобретать для работников предприятия на льготных условиях лицензии на отстрел охотничьих животных, что немаловажно: стоимость лицензий высока и доступна далеко не каждому сельскому жителю.
По итогам двух лет реализации проекта приобретено все необходимое для ведения охотхозяйства оборудование (автомобиль УАЗ, моторные лодки, лодочные моторы, снегоходы). За счет средств проекта было построено два охотничьих домика в угодьях, которые используются при ведении охотничьего хозяйства и как гостиницы для приезжих охотников. В домиках есть газ, а рядом с ними душ и туалет. Все объекты, запланированные проектом (домики, помещения для пчеловодства, ульи), строятся и ремонтируются силами работников предприятия, местного населения и с использованием собственных строительных материалов.
Но эти домики служат не только для нужд охотничьего хозяйства, поэтому название «охотничьи домики» условное.
Они активно используются и для нужд пчеловодства, и для заготовки дикоросов, и не только − например, в них ночуют свои же бригады, выезжающие на отводы. Бывают и случаи сдачи домиков выезжающим в лес семьям, что тоже приносит определенный доход.
Егеря − работники предприятия размещают людей и могут показать места для сбора дикоросов. Кто-то из членов семьи идет на рыбалку, кто-то − на сбор грибов и ягод и т. д.
Такая многофункциональность тоже как нельзя лучше отвечает сути комплексного хозяйства. И вообще, оказалось, что ведение охотничьего хозяйства принесло прибыль не только само по себе.
Во-первых, оно позволило получить дополнительную выручку от использования техники, приобретенной для ведения охотничьего хозяйства, в размере 2130 тыс. руб.
Во-вторых, дало возможность местному населению существенно повысить свои доходы путем участия в промысловой охоте, что также внесло значительный вклад в повышение социальной устойчивости ведения хозяйства и создание у предприятия репутации социально ответственного.
В планах предприятия − расширение этой деятельности, в частности, усовершенствование охотничьих домиков (утепление, строительство бани, других удобств, активный отдых).
Сбор и заготовка дикоросов
Дикоросы покупаются у населения, которое получает дополнительный доход. На средства проекта было приобретено оборудование для сушки грибов и ягод. К сожалению, погодные условия последних двух лет не позволили организовать сбор в промышленных количествах, за исключением шиповника. Эта ягода хороша тем, что ее можно собирать всю зиму − до марта, при этом витамины она не теряет. В итоге женщины всю зиму промышляли сбором шиповника.
Собранный шиповник пока полностью не реализован, так как для его продажи без посредников требуется получение санитарного паспорта. Кроме того, велась заготовка ивового прута и корья − это сырье для производства ацетилсалициловой кислоты, или, по-простому, аспирина. Это сырье в объеме более 8 т через организацию-посредника продано немецкому концерну Bayer для производства лекарственных препаратов. Здесь есть и юридические сложности, потому что нужный вид ивы произрастает сплошными зарослями почти исключительно в водоохранных зонах, где заготовка древесины ограничена. У предприятия имеется разрешение от областного департамента лесного хозяйства на этот вид заготовки − но зарослей ивы в аренде у предприятия нет. Есть идея создания плантаций ивы с целью заготовки лекарственного сырья, однако такой опыт пока в России неизвестен. Вопрос с заготовкой ивового сырья требует дополнительной проработки, и есть желание его решить, потому что спрос на это сырье довольно устойчивый.
Сбор и заготовку дикоросов на предприятии считают перспективным направлением и планируют развивать. Помимо шиповника, на арендной территории есть возможности для заготовки черемухи, брусники, клюквы, чаги, нескольких видов грибов. Грибы часто растут на вырубках, а вырубки, кроме того, используются и охотничьей фауной. А еще на вырубках растет иван-чай − отличный медонос. То есть и здесь комплексность налицо. Пока планируется продавать грибы и ягоды посредникам, которые должны будут обеспечить получение санитарного паспорта на продукцию. Это менее выгодно, чем продавать потребителю, поэтому в будущем предполагается и прямая реализация.
Подводя итоги
Насколько нам известно, этот проект пока уникален для России. Многое участникам проекта пришлось постигать опытным путем. Были и ошибки, и неверные расчеты, и неоправдавшиеся ожидания − но были и неожиданные эффекты и достижения. Так, по итогам двух лет работы затраты на капитальные расходы существенно превысили запланированные, но по другим статьям, наоборот, удалось достичь значимой экономии. В целом она превысила перерасход, и на данный момент затраты окупаются быстрее, чем планировалось.
«Проект показал, что комплексное ведение хозяйства позволяет эффективно использовать и материально-технический, и человеческий потенциал, − считает директор ООО «Сорвижи-лес» Сергей Сластников. − Работа ведется комплексно, многие задачи решаются попутно с другими, одни и те же материально-технические средства используются в разных направлениях. В итоге получается немалая экономия сил и средств, а общий доход предприятия гораздо меньше зависит от сезона. Планировалось, что вложенные в проект средства окупятся в течение шести лет, но уже сейчас, по итогам двух лет его реализации, удалось вернуть более половины. То есть предприятие в целом стало более прибыльным, что отражается и на заработной плате сотрудников».
Все это говорит в пользу продолжения подобной деятельности. По окончании проекта предполагается сделать объект демонстрационным для других лесопромышленных компаний. С этой целью планируется заключить соглашение между Ассоциацией экологически ответственных лесопромышленников, ООО «Сорвижи-лес» и НП.
Итак, всем, о чем сказано выше подтверждается, что комплексное лесопользование как нельзя лучше соответствует задаче многоцелевого использования лесов как атрибуту устойчивого управления лесами. Проект показывает, что высокую доходность лесопользования и эффективность ведения хозяйства можно и нужно обеспечивать не за счет увеличения заготовки древесины, а за счет параллельного развития других видов лесопользования. Экологический эффект очевиден: комплексное лесопользование позволяет увеличить доходность без наращивания объемов лесозаготовки, снижая нагрузку на лесные экосистемы или распределяя ее более равномерно. Здесь уместно вспомнить, что лесоуправление на ООО «Сорвижи-лес» сертифицировано по схеме Лесного попечительского совета (FSC). Это означает, что предприятие добровольно сохраняет в аренде ценные участки леса, помимо официально выделенных ОЗУ и защитных лесов, − например, участки редких лесных экосистем, места, имеющие особую значимость для местного населения (так называемые леса высокой природоохранной ценности − ЛВПЦ). Комплексное ведение хозяйства позволяет повышать доходность предприятия без увеличения заготовки древесины, поэтому сохранение ЛВПЦ на предприятии не рассматривается как досадная помеха на пути экономического развития. Наоборот, здесь понимают, что выведенные из рубок ЛВПЦ сыграют свою роль в сохранении охотничьих животных, ресурсов дикоросов, медоносов и биоразнообразия в целом как залога устойчивости, а, возможно, в будущем им найдется и более широкое применение − например, как рекреационным объектам.
Социальный эффект ведения комплексного хозяйства тоже налицо: повышается доход работников, созданы новые рабочие места (четыре пчеловода, один охотовед, два егеря, временные рабочие места по сбору недревесных ресурсов), местные жители и работники предприятия получают услуги и товары на льготных условиях. Таким образом, внесен вклад во все три составляющие устойчивого лесоуправления: экономическую, экологическую и социальную устойчивость. Мы надеемся, что опыт проекта будет тиражироваться в России.
Что мешает развитию этого направления в России? «К сожалению, у нас так сформировалась система отношений в лесной сфере, что большинство собственников не живут на земле, которой они владеют. Сегодня это создает отрицательный вектор для развития территории, хозяйства, всей системы отношений.
Предприятий, где собственники находятся на территории, а работники могут влиять на распределение результатов работы коллектива, единицы. А для нас каждая копейка, вложенная в хозяйство и дающая прибыль, − это наши условия жизни», − говорит директор ООО «Сорвижи-лес» Сергей Сластников.
Благодарим НП «Участники лесной сертификации Кировской области» и ООО «Сорвижи-лес» за организацию поездки и возможность ознакомиться с материалами и результатами проекта
Надежда ЕФИМОВА,
НП «Участники лесной сертификации Кировской области»,
Татьяна ЯНИЦКАЯ, WWF России
Фото Татьяны Яницкой
и Сергея Сластникова