Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Лесной сектор экономики России сегодня и завтра

На VI Международном форуме «Лес и человек», прошедшем в рамках московской выставки «Лесдревмаш-2012», ректор Всероссийского института повышения квалификации работников и специалистов лесного хозяйства, профессор, д-р экон. наук Анатолий Петров рассказал о перспективах российского ЛПК на ближайшие 20 лет.

Участникам форума был представлен итоговый документ проекта Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года», фрагменты из которого мы и предлагаем вниманию читателей.* Этот прогноз является результатом сотрудничества между Российской Федерацией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Его цель - объективная и независимая экспертная оценка современного состояния лесного сектора Российской Федерации и возможных путей его развития на ближайшую перспективу, до 2030 года. Концепция разработки прогноза построена на сопоставлении спроса и предложения на лесные ресурсы. Этим методология прогноза принципиально отличается от подходов, реализованных в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года (Приказ Минпромторга, 2008) и проекте Государственной программы развития лесного хозяйства до 2020 года (Рослесхоз, 2012), в которых прогнозы построены исходя только из оценки предложения.

Прогноз лесного сектора составлен по трем сценариям: инерционному, умеренному и инновационному. Инерционный сценарий базируется на тенденциях прошлых лет. Умеренный сценарий предполагает умеренное экономическое развитие и является переходным от инерционного к инновационному развитию. Инновационный сценарий предусматривает довольно высокий и стабильный экономический рост, меры государственной поддержки, стимулирование потребления лесопродукции, совершенствование структуры внешней торговли, увеличение доли глубокой переработки древесины. Отставание в развитии отрасли, образовавшееся за последние два десятилетия, предлагается преодолеть путем внедрения инноваций и прорывных технологий. Одна из «находок» проекта - концепция «огибающей кривой»: последовательный переход от инерционного сценария к умеренному и инновационному сценарию в течение 20 лет, до 2030 года.

Современное состояние лесного сектора

Последние два десятилетия политических и экономических реформ показали, что лесной сектор страны долго и трудно адаптируется к рыночным отношениям и требованиям мировых рынков. Лесопромышленный комплекс не является приоритетом национальной экономической политики. В России находится более 20 % мировых лесов, но ее доля в мировой торговле лесоматериалами составляет лишь 4 %. При этом 54 % всего объема экспорта приходится на круглый лес и пиломатериалы. Леса занимают более половины территории страны, однако доля лесного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет лишь 1,3 %, в промышленной продукции - 3,7 %, а в экспортной валютной выручке страны - 2,4 %. Все эти факты свидетельствуют о том, что громадный лесной потенциал страны используется плохо. Возможности и перспективы лесного сектора явно недооцениваются политическим и экономическим руководством страны.

Прогноз лесоресурсного потенциала

Общая площадь лесных земель России в 2010 году составляла более 882 млн га. К 2030 году она увеличится на 0,9-1,5 %. Прирост произойдет в основном за счет искусственного и естественного облесения заброшенных и неудобных сельскохозяйственных угодий, а также в результате наступления (экспансии) леса на не покрытые лесом земли и тундру.

Общий запас древесины в Российской Федерации в 2010 году составлял свыше 83 млрд м3. По прогнозу, он увеличится на 2,4-5 % за счет увеличения общей площади лесов, потепления климата, атмосферных выпадений азота и низкого уровня использования расчетной лесосеки. Средний годичный прирост (NAI) увеличится с 1016 млн м3 на 7,7-10,4 %.

Суммарный запас углерода без органики почв в российских лесах в 2010 году составил свыше 50 млрд т. По прогнозу, он должен вырасти к 2030 году на 2-4,7 %. К 2030 году чистая экосистемная продукция (ЧЭП) в Российской Федерации вырастет с 611 млн т в год на 7,2-10,1 % и достигнет 673 млн т в год, по инновационному сценарию. Средний прирост показателя составит 2,2-3,0 млн т в год. Рекомендуется ввести показатель ЧЭП в таблицы глобальной оценки лесных ресурсов ФАО. Он необходим для расчета углеродного баланса регионов и стран.

Общие потери древесины в результате пожаров, ветровалов и в очагах вредителей и болезней леса будут волнообразно увеличиваться, однако эти потери не повлияют существенно на положительную динамику запаса углерода.

Площадь лесов, где законодательно допускается промышленная заготовка древесины (FAWS), имеет тенденцию к сокращению: с 677 млн га (в 2010 году) до 654-665 млн га (в 2030 году), или на 1,2-3,4 %. Доля этой площади в общей площади лесов сократится с 84 до 79-80 % вследствие создания новых охраняемых территорий. Запас древесины в этих лесах упадет с 68 до 66-67 млрд м3, а средний прирост уменьшится с 853 до 844 млн м3 в год, по инерционному сценарию. По инновационному сценарию этот прирост должен увеличиться до 858 млн м3 в год.

Расчетная лесосека с 633 млн м3 (в 2010 году) увеличится до 650-710 млн м3 в год. Ее доля от среднего прироста вырастет с 74 % (в 2010 году) до 77-83 % (в 2030 году).

Динамика основных показателей лесных ресурсов Российской Федерации полностью совпадает по направлению с прогнозной динамикой европейских лесов. Для Российской Федерации как самой большой лесной державы мира целесообразно создание Министерства лесов с наделением его функцией управления лесами и ответственностью за разработку лесной политики, законодательства, стратегических программ и их реализацию.

Прогноз развития лесопромышленного сектора

Согласно прогнозу, производство круглого леса в Российской Федерации увеличится в 1,6-2,1 раза: с 143 млн м3 (в 2010 году) до более 300 млн м3 (в 2030 году), по инновационному сценарию. Рост экспорта круглого леса будет несущественным, если учитывать политику государства по развитию глубокой переработки древесины на территории страны. Для увеличения потребления древесины на внутреннем рынке необходимы мероприятия по увеличению спроса, в первую очередь за счет малоэтажного деревянного домостроения. Развитие лесозаготовок будет обеспечиваться за счет реализации приоритетных инвестиционных проектов и строительства развитой дорожной сети. Производство пиломатериалов увеличится в 1,5-2,7 раза по сравнению с 2010 годом (24,7 млн м3). Строительство жилья достигнет показателя 1 м2 на жителя страны. Возрастут объемы гражданского и промышленного строительства.

Рост производства фанеры увеличится к 2030 году в 1,5-2,1 раза по сравнению с 2010 годом (2,7 млн м3). Экспорт фанеры рассчитан с учетом ожидаемого спроса на рынках основных импортеров, включая США, Египет и страны Евросоюза. Потребности внутреннего рынка будут обеспечиваться за счет собственного производства при незначительном импорте.

Производство ДСП увеличится к 2030 году в 1,6-2,1 раза по сравнению с 2010 годом (5,4 млн м3) и будет одним из наиболее динамично развивающихся производств, способных удовлетворить спрос мебельной и строительной промышленности. Произойдут замена и модернизация оборудования, будут внедрены непрерывные технологии, снижена токсичность выпускаемой продукции, налажено и развито производство ориентированно-­стружечных плит (OSB).

Производство плит ДВП увеличится по сравнению с 2010 годом (1,7 млн м3) в 1,7-2,5 раза. Широкое распространение получат технологии «мокрого» способа, вырастет доля плит средней плотности (MDF). На установках с каландровыми прессами будут изготавливаться тонкие плиты толщиной от 2,5 до 7 мм.

Производство целлюлозы к 2030 году должно возрасти в 1,6-1,9 раза по сравнению с 2010 годом (2,1 млн т). Из общего объема целлюлозы 62,5 % будут потребляться производителями бумаги и картона, 37,5 % придутся на товарную целлюлозу для внутреннего рынка и экспорта. Темпы роста экспорта сохранятся на уровне темпов роста производства.

Производство бумаги и картона должно увеличится по сравнению с 2010 годом (7,7 млн т) в 1,9-3,3 раза, что позволит существенно сократить отставание от развитых лесопромышленных стран по потреблению этих продуктов на душу населения. Экономическая политика государства предусматривает уменьшение зависимости внутреннего рынка от поставок бумаги и картона из­за рубежа. К 2030 году объем внутреннего потребления бумаги и картона возрастет до 20 млн т. Душевое потребление увеличится в 3,1 раза - до 141 кг на одного человека в год (для сравнения: в Канаде этот показатель составляет в наши дни 175 кг, в США - 230 кг, в Финляндии - 346 кг).

Объем древесной биомассы для энергетического использования вырастет с 60 до 121 млн м3. Основным потребителем биотоплива будет внутренний рынок. Экспорт предусматривается только для пеллет - в ограниченных масштабах, из тех регионов, в которых будут созданы необходимые экономические и транспортные условия.

Прогноз предусматривает совершенствование территориального размещения лесной промышленности. Опережающими темпами будут развиваться производства глубокой переработки древесины в лесоизбыточных регионах Сибири и Дальнего Востока. В Сибири прогнозируется ввод новых мощностей: по пиломатериалам - 5,6 млн м3, по листовым древесным материалам - 2 млн м3, по древесно­волокнистым плитам - 2,9 млн т, по бумаге и картону - 2,8 млн т.

Для реализации прогнозов развития и размещения предприятий лесной промышленности потребуются огромные инвестиции и радикальное улучшение инвестиционного климата в стране. Эта проблема выходит за рамки влияния лесного сектора российской экономики. По данным Всемирного банка, в 2011 году Россия находилась на 120­м месте по условиям ведения бизнеса среди 183 стран, участвующих в рейтинге (World Bank, 2012). В течение ближайших шести лет Правительство Российской Федерации намерено поднять нашу страну в этом рейтинге до 20­го места. Это достижение станет важнейшим условием для последовательного перехода от инерционного к умеренному, а затем к инновационному сценарию развития.

Воспроизводство, охрана и защита лесов

В области воспроизводства, охраны и защиты лесов инерционный сценарий решает традиционные задачи: укрепление службы охраны лесов от пожаров, вредителей, болезней и нарушений. Умеренный сценарий предполагает не просто сохранение, а качественное улучшение ресурсов, переход к устойчивому управлению. Главный упор делается на предотвращение нежелательной смены пород и сбалансирование способов рубок и лесовосстановления. Рекомендуются следующие параметры возобновления в среднем по Российской Федерации (в процентах к площади лесовосстановления): выборочные рубки - 23 %; сохранение подроста - до 20 %; лесные культуры - 43 %; естественное заращивание - 13,3 %; уход за молодняками - 200 %.

Умеренный сценарий развивается при существующем пространственном размещении объектов лесопромышленного комплекса. При этом 2/3 лесозаготовок будут проводиться в многолесных районах, где проживает треть населения страны.

Инновационный сценарий предполагает пространственно-структурную перестройку лесных отраслей. Необходимо вернуть утерянные позиции лесного сектора в малолесных и среднелесных регионах России. Здесь находится треть лесных ресурсов и проживает две трети населения (потребителей) страны. Следует в первую очередь задействовать недоиспользованный в этих регионах годичный прирост в объеме 255 млн м3. Для этого рекомендуется к 2020 году удвоить существующий объем заготовки древесины, а затем утроить его к 2030 году. При этом будет использована лишь половина недоиспользуемого прироста. Расширение объемов глубокой переработки и производства энергии, вырабатываемой за счет использования древесных материалов в качестве топлива, откроет возможности для расширения сбыта древесины от рубок ухода и замены низкотоварных древостоев высокотоварными. Удельный вес лесных культур по стране возрастет до 50 %.

Лесные ресурсы и изменение климата

Российская Федерация обеспечивает 90 % стока углерода в бореальные леса. Объем стока углерода в леса Российской Федерации на протяжении последних десяти лет оценивается в 500-700 млн т углерода в год.

По прогнозам ученых, самые значительные климатические изменения на планете ожидаются на территории Российской Федерации. Уже сейчас изменения в климате оказывают существенное влияние на леса. Если прогнозируемое на конец века потепление станет реальностью, углеродные эмиссии из «вечномерзлых» территорий Российский Федерации в несколько раз превысят уровень сегодняшней эмиссии от тропического обезлесения. Это проблема глобальной значимости, которая пока не осознана мировым сообществом. Следует изучить проблему вечной мерзлоты на мировом уровне и включить ее в международный переговорный процесс по изменению климата.

Лесная сертификация

К концу 2011 года по схеме FSC (Лесного попечительского совета) в Российской Федерации было сертифицировано 30 млн га лесов. По схеме PEFC (Программы по утверждению схем лесной сертификации) - существенно меньше: 177 тыс. га.

В настоящее время по площади сертифицированных лесов (26 % площади всех лесов, переданных в аренду для лесозаготовок) Россия занимает второе место в мире после Канады.

В 2010 году арендаторы заготовили 123 из 176 млн м3 - 70 % общего объема лесозаготовок в стране. Средний прирост сертифицированных лесов составляет около 2,7 млн га в год. Площадь сертифицированных лесов в Российской Федерации увеличится с 24 млн га (в 2010 году) к 2030 году в 2,6-4,2 раза и достигнет 103 млн га, по инновационному сценарию. Расходы на сертификацию будут снижаться ввиду конкуренции органов по сертификации. Для дальнейшего роста объемов сертификации лесов в России необходимо развивать спрос на сертифицированную продукцию из древесины.

Нелегальные рубки

По официальным данным Рослесхоза, нелегальная заготовка в 2010 году составила около 1,3 млн м3. Это менее 1 % общего объема лесозаготовок в стране. По оценкам WWF России и Всемирного банка, до 20 % заготовок (около 35 млн м3) имеют незаконное происхождение. Прогнозируемый общий размер экономического ущерба бюджету Российской Федерации от незаконного оборота древесины - от 13 до 30 млрд руб. ежегодно.

Инерционный сценарий предусматривает уменьшение оборота незаконно заготовленной древесины к 2030 году на 5-10 %, умеренный сценарий - на 20-30 %, инновационный - на 70-80 %.

Предполагается, что закон об обороте круглых лесоматериалов и другие российские инициативы по легализации древесины достигнут максимальной эффективности к 2030 году. Ни при каком сценарии не реально ожидать сокращения объемов незаконного лесопользования более 80 %, то есть менее 4 % лесозаготовок в стране. Для этого необходимо эффективное решение макроэкономических задач, выходящих за рамки лесного сектора, в первую очередь проблем безработицы и низкого уровня доходов на селе.

Лесная политика и институты государства

Задача лесной политики на прогнозный период в ближайшие 20 лет (до 2030 года) должна предусматривать переход от инерционного сценария к умеренному (до 2020 года), а затем от умеренного к инновационному (до 2030 года). Политика должна носить комплексный характер и включать в себя меры поддержки лесного хозяйства, лесной промышленности, инвестиций, науки, образования, международной торговли и кооперации.

Наука и образование

В отраслях лесного сектора Российской Федерации в 2010 году было занято около 1,1 млн человек, из них в лесном хозяйстве - 40 %, в обработке - 40 %, в ЦБП - 15 %. По инновационному сценарию, уровень занятости увеличится в 1,2-1,8 раза, до 2 млн чел. Развитие лесного сектора нуждается в серьезной научной и кадровой поддержке. Ожидается, что к 2030 году, в зависимости от сценария, количество исследователей вырастет по сравнению с 2010 годом в 1,1-1,7 раза (3,5 тыс. чел.).

В 2010 году объем финансирования всех научных исследований составил 450 млн руб., что эквивалентно 0,08 % стоимости ВВП лесного сектора. В соответствии с прогнозом, государственное финансирование науки возрастет в 1,9-4,1 раза.

В 2010 году расходы федерального бюджета на подготовку кадров для лесного сектора по всем уровням образования составили 5 млрд руб. (0,86 % ВВП лесного сектора), в том числе на высшее образование - 3 млрд руб., на среднее - 1,5 млрд руб., на начальное профессиональное образование - 0,5 млрд руб. По инновационному сценарию, в 2030 году рост общих расходов на образование увеличится в 1,4-2 раза и составит 2,2 млрд руб. (около 1 % ВВП лесного сектора). Научное и кадровое обеспечение инновационного сценария может быть наиболее эффективно реализовано на базе частно-­государственного партнерства через технологические платформы.

Исторический шанс

У России есть шанс построить принципиально новый лесной сектор, отвечающий реалиям XXI века, за счет реализации инновационного сценария на базе передовых технологий, новейших поколений техники, знаний и научных достижений, накопленных мировым опытом за два предшествующих десятилетия. Этот подход относится и к политике, институтам власти, науке и сфере образования. Для реализации такого подхода в России имеются все условия. В сущности, для многих отраслей отечественного лесного комплекса это единственный путь выживания в условиях свободных рыночных отношений и растущей в мире конкуренции.

Реконструкции подлежит вся материальная база лесного сектора, построенная в середине прошлого века на основе проектных решений, технологий, знаний и представлений того времени. К настоящему времени эта база в основном физически изношена, морально устарела, находится в упадке. В процессе реконструкции следует использовать принципиально новые решения и миновать промежуточные стадии с учетом опыта стран с развитой экономикой, которые прошли эти стадии в последние десятилетия.