Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Эколайф

Лесная сертификация: российский путь

В Подмосковье прошла конференция, посвященная 15-летию сертификации по схеме FSC в России

Как оценить ответственное лесопользование во всем мире по единым индикаторам? Может ли оно быть действительно неистощительным? Как повлияло изменение европейского законодательства на российских поставщиков лесоматериалов? Все эти вопросы оживленно обсуждались на 6-й конференции Национальной рабочей группы по добровольной лесной сертификации, прошедшей с 8 по 11 апреля в г. Звенигороде (Московская обл.).

Конференция была приурочена к 15­-й годовщине деятельности FSC (Лесного попечительского совета) в России. В мероприятии приняли участие свыше ста человек, включая представителей крупнейших российских лесопромышленных компаний (ОАО «Группа "Илим"», ОАО «Монди СЛПК», ОАО «Архангельский ЦБК», «Транс-­Сибирская лесная компания» и др.). Также ее посетили представители ведущих экологических организаций: WWF, Гринпис России, «Серебряной тайги», Фонда «Грин форест», - сотрудники почти всех представленных в России сертификационных органов и представитель Рослесхоза. В работе конференции принимали активное участие зарубежные специалисты из FSC International и АSI (Международного центра по аккредитации).

Организатор конференции - некоммерческое партнерство «Национальная рабочая группа по добровольной лесной сертификации». Это членская некоммерческая организация, которая, являясь участником партнерской сети FSC International, представляет Лесной попечительский совет в России. Такие конференции проходят раз в два-три года, выступая в роли большого мероприятия, в рамках которого могут встретиться и лесопромышленник, и аудитор, и представитель органов управления лесами. За 15 лет работы российские органы сертификации лесоуправления по схеме FSC добились внушительных результатов: к началу конференции в России сертифицировано 33,5 млн га лесов, выдано 92 сертификата лесоуправления и 203 сертификата цепочки поставок.

Деловая программа конференции включала следующие мероприятия: собрание Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников (GFTN России), отчетно-выборную конференцию Национальной рабочей группы по добровольной лесной сертификации (НП НРГ), круглый стол по интенсивному лесопользованию и сертификации, семинар по новой системе отслеживания поставок FSC­-сертифицированных материалов через сеть Интернет, обсуждение требований Еврорегламента по древесине и многое другое.

Среди десятка круглых столов и семинаров, организованных в рамках конференции, одним из самых насыщенных был круглый стол, посвященный проекту единых международных индикаторов (International Generic Indicators, IGI) лесоуправления FSC. Их разработка была одним из важнейших решений Генеральной ассамблеи FSC 2011 в году. Эти индикаторы охватывают все аспекты управления лесами, их использование должно гарантировать экологически приемлемое лесоуправление, выгодное как с социальной, так и с экономической точки зрения, во всем мире. В списке требований - соответствие законодательству, соблюдение прав работников, коренных народов и местного населения, меры по охране окружающей среды и т. д.

Решение о разработке IGI имеет, можно сказать, историческое значение. С момента рождения концепции устойчивого лесоуправления постоянно предпринимались попытки создать более или менее общепринятые инструменты ее воплощения в реальные мероприятия. И многие из этих попыток потерпели неудачу - слишком велик спектр вариантов лесоуправления в целом и его аспектов. Так, например, идет целый ряд международных министерских (межправительственных) процессов по разработке критериев и индикаторов устойчивого управления лесами, в которых участвуют почти 150 стран, объединенных по признаку географической близости или особенностей лесов. Эти критерии и индикаторы служат для оценки того, насколько различные государства продвинулись в реализации принципов устойчивого лесоуправления, но далеко не всегда за этими оценками следуют решения, оказывающие положительное влияние на состояние лесов.

FSC продвинулась в этом плане дальше всех - ее подход к оценке лесоуправления отличается наибольшей целостностью и возможностью применения в мировом масштабе. И тем не менее, до недавнего времени только у принципов и критериев FSC был международный статус, а индикаторы их соблюдения разрабатывались для каждой страны отдельно. Это вызывало определенные опасения по поводу того, что требования принципов и критериев могут толковаться слишком вольно или слишком мягко, особенно в тех странах, где нет собственных национальных стандартов лесоуправления, а применяются документы органов по сертификации, которые являются коммерческими структурами и поэтому мало заинтересованы в реализации действительно устойчивого лесоуправления. Поэтому и появилось требование ряда организаций и частных лиц создать единые индикаторы лесоуправления - по сути, единый международный стандарт. Если он будет утвержден, то это будет единственный в своем роде инструмент для реализации методов ответственного лесоуправления в мировом масштабе.

Над разработкой проекта индикаторов трудилась международная рабочая группа, состоящая из членов FSC, и группа экспертов, в том числе представитель России. На круглом столе обсуждался первый вариант проекта индикаторов, который был представлен для открытых публичных консультаций. В российских реалиях часть рассматриваемых вопросов предстала в новом свете, например, общий интерес вызвала группа индикаторов, касающихся обязательств не давать и не брать взятки. Участники круглого стола продумывали способы оценки и проверки выполнения данных обязательств. Много вопросов вызвали, как ни странно, требования соблюдения законодательства. В разных странах системы правоприменения строятся на разной основе и с использованием разной терминологии. Поэтому сформулировать универсальные индикаторы, касающиеся легальности лесоуправления, оказалось крайне сложно. Пока что эта задача не решена - участники лишь сформулировали свои замечания к проекту индикаторов.

Как дать возможность предприятиям учитывать конъюнктуру рынка, заготавливая порой древесины больше нормы, но при этом соблюдая принцип неистощительности? По идее, разовый и локальный переруб в большинстве случаев не станет катастрофой для леса, если в другие годы заготавливать меньше, давая лесу возможность восстановиться. К тому же разовый переруб может внести вклад в обеспечение экономической устойчивости предприятия, если в текущий момент на рынке регистрируется высокий спрос на древесину (или какой-то ее вид), и это будет отвечать принципам баланса интересов и требованию обеспечения общей устойчивости. Но такой подход создает обширное поле для злоупотреблений. Как их избежать? Авторы проекта индикаторов предложили свое решение, но российских участников оно не удовлетворило.

Этот аспект обсуждала многочисленная группа экспертов, в которой были представлены и сотрудники крупнейших предприятий, и ведущие экологи, и специалисты. Но вопрос оказался таким сложным, что, несмотря на высокую степень взаимопонимания участников и конструктивный характер дискуссии, универсальное решение не было найдено. Однако сформировалась некая идея, у которой есть шанс стать основой для такого решения. В результате более чем пятичасового совещания было выработано множество замечаний к проекту с учетом российской специфики. Текст будет доработан и отправлен в Международный центр FSC, где эти замечания будут оценены и учтены. Единые международные индикаторы FSC станут основой всех национальных стандартов лесоуправления.

Статистические данные, имеющиеся в распоряжении Лесного попечительского совета России, однозначно свидетельствуют о росте популярности сертификации как по лесоуправлению, так и по цепочке поставок. Этой тенденции обещает придать ускорение и новое законодательство Евросоюза по древесине. А именно - вступивший в силу 3 марта этого года Регламент (ЕС) № 995/2010 Европарламента и Совета от 20 октября 2010 года об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию из древесины на рынке. Напомним, основное требование Регламента: все лесоматериалы и изделия из древесины, поступающие на европейский рынок из других стран, в том числе при поставках через третьи страны, должны быть заготовлены с соблюдением применимого законодательства стран, в которых осуществляется лесозаготовка.

К применимому относится законодательство страны, в которой была заготовлена древесина, затрагивающее следующие аспекты:

●   права на заготовку древесины в пределах отведенной лесосеки;

●   платежи за право рубки и владение лесоматериалами, включая платежи за право заготовки древесины;

●   заготовку древесины, включая экологическое и лесное законодательство, в том числе управление лесами и сохранение биоразнообразия в случаях, непосредственно связанных с заготовкой древесины;

●   права третьих сторон, касающиеся использования лесных ресурсов и территорий, которые затрагивает заготовка древесины.

 

Перечень законодательных актов, относящихся к применимому законодательству, должен быть разработан на национальном уровне. К сожалению, потребность России в создании такого перечня, которая может оказать непосредственное влияние на баланс в сфере торговли лесом и лесобумажной продукцией, пока не нашла своего отражения в деятельности государственных структур. Поэтому задачей круглого стола «Требования Еврорегламента по древесине: применимое российское законодательство», организованного WWF России в рамках конференции, как раз и стала разработка рекомендаций для органов власти и государственного управления стран ЕС, мониторинговых организаций, компаний лесного сектора, касающихся перечня нормативно­-правовых актов Российской Федерации, входящих в понятие «применимое законодательство».

В основу обсуждения положены подготовленные WWF при поддержке Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников (GFTN) и ООО «Лесэксперт» критерии и индикаторы рамочной системы оценки легальности заготовки, переработки и торговли древесиной для Российской Федерации. При поддержке «Партнерства WWF - IKEA по лесам» эти критерии и индикаторы были сопоставлены с соответствующими требованиями Еврорегламента.

В результате был сформирован перечень нормативно­-правовых актов применимого законодательства Российской Федерации. По итогам обсуждения проект будет в ближайшее время доработан, в том числе с учетом мнений участников круглого стола, и представлен на рассмотрение различных структур.

Неистощительность лесопользования - еще одна давняя проблема, вызывающая много споров и рождающая предложения. Не стал исключением и круглый стол, посвященный этой проблеме. В настоящее время, по мнению большинства участников прошедшего в Звенигороде мероприятия, достичь неистощительности невозможно. Эта проблема останется острой до тех пор, пока не будет создан механизм правильного определения ежегодной расчетной лесосеки, не будут преодолены трудности перехода на выборочные рубки, исправлены недостатки системы расчета, которой уже исполнилось 125 лет, а также приняты во внимание при составлении расчетов разные охраняемые участки лесов, в том числе лесов высокой природоохранной ценности.

На круглом столе предлагалось множество идей по изменению ситуации. В результате было принято решение о необходимости создания специальной экспресс-методики расчета объема допустимого пользования для применения в рамках сертификации, основанной на простых показателях, которые бы учитывали и экологический, и социальный, и экономические аспекты. Даже с учетом того, что эта методика не будет лишена недостатков, ее создание может снизить остроту проблемы.

Качество и доступность информации о лесах - хроническая проблема российского лесоводства и охраны лесов, которая, несмотря на стремительное развитие информационных технологий и общедоступность Интернета, продолжает оставаться злободневной. Есть и еще одна трудноразрешимая задача, которая стоит перед российским лесным хозяйством, - необходимость резкой интенсификации лесопользования на староосвоенных территориях. Однако о решении этой задачи также пока говорить не приходится.

Один из факторов, обуславливающих сложившуюся ситуацию, - низкая доступность информации о современном состоянии лесных территорий, их природоохранном статусе и потенциале с точки зрения лесопользования и лесоводства. Примеры грамотного применения приемов интенсивного и неистощительного лесного хозяйства малоизвестны за пределами узкого круга специалистов.

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в 2010 году был начат проект «Интенсивное и устойчивое лесоуправление в России», который реализуется НП «Прозрачный мир», Всемирным фондом дикой природы (WWF России), Институтом мировых ресурсов (США) и ИТЦ «СканЭкс». В реализацию проекта вовлечены государственные органы власти федерального и регионального уровней, научно­-исследовательские, образовательные и неправительственные организации, а также представители лесного бизнеса России и зарубежных стран.

Цель - содействие интенсификации лесного хозяйства в освоенных лесах России с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, современных подходов к ведению устойчивого лесного хозяйства, в том числе подходов Киотского протокола, рассматривающего леса в качестве важнейшего инструмента регулирования глобального климата. Одной из задач проекта стало распространение информации в профессиональном сообществе лесного сектора и кругах широкой общественности об актуальном состоянии российских лесов и возможностях интенсивного устойчивого лесопользования. Об этом проекте шла речь на одном из семинаров, проходивших в рамках конференции. По мнению участников проекта, решение проблемы интенсификации ведения лесного хозяйства в России с учетом сложившихся экономических реалий и требований устойчивого лесоуправления требует прямого диалога между лесным бизнесом, органами управления лесами, неправительственными природоохранными организациями и сообществом лесоводов, как теоретиков, так и практиков. В рамках проекта есть возможность предоставить информационную платформу для такого диалога, реализованную в виде интерактивных веб-карт, содержащих наборы открытых пространственных данных о состоянии лесов и лесного хозяйства России. В частности, в настоящее время на веб­-сайте проекта представлена базовая информация о сертифицируемых лесах в интерактивном режиме и все сведения, необходимые для оценки качества сертификации. Эта информация может регулярно обновляться, в том числе пользователями сайта. Участники семинара обменялись мнениями о том, как лучше объединить усилия, чтобы этот сайт стал реальным и общедоступным инструментом совершенствования лесопользования для всех заинтересованных сторон.

Елена ПЕРОВА,
менеджер по маркетингу и коммуникациям,
Татьяна ЯНИЦКАЯ,
координатор по сертификации,
Российский национальный офис FSC

Фото: FSC России