Партнеры журнала:

Эколайф

Госзакупки «зеленеют»

C 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующий порядок осуществления этих закупок. Появление этого закона стало логическим продолжением Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, принятых двумя годами ранее.

В новом законе впервые в отечественной практике появились важные положения, способные изменить существующий порядок, а в перспективе даже вывести Россию в мировые лидеры в области «зеленых» госзакупок. Так, согласно положениям статьи 32, одним из критериев оценки заявки наряду с ценой контракта становится стоимость жизненного цикла объекта закупки.

Не ценой единой

«Жизненный цикл объекта» - уже вполне «зеленое» понятие, которое учитывает расходы на закупку товара или работы, последующее обслуживание (эксплуатацию) в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или объекта, созданного в результате выполнения работы.

Появление критериев, учитывающих экологические характеристики и стоимость жизненного цикла товара, в 44-м ФЗ без всяких преувеличений можно считать шагом вперед, дающим надежду на то, что в России в обозримом будущем может быть сформирована целостная политика ответственных закупок по образцу европейских стран, США и Японии. Главное, чтобы закон заработал в полную силу. Действительно, в последние годы в рамках мирового тренда устойчивого развития в России все активнее стали появляться инициативы, касающиеся решения экологических задач на государственном уровне.

«Государство расходует значительные суммы денег на закупки для собственных нужд и способно подтолкнуть рынок к производству экологически безопасной продукции», - считает научный руководитель Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. Она приводит такие цифры: в РФ на эти цели расходуется 5 трлн руб., или 11% ВВП (для сравнения: в ЕС эта сумма достигает 2 трлн евро, или 19% ВВП).

«Новый ФЗ открывает ряд возможностей в области "зеленых" закупок, - полагает директор НП «Зеленые стандарты», член Высшего экологического совета при Госдуме РФ Рашид Исмаилов, - в частности, он дает возможность заказчику формулировать заявку таким образом, чтобы в ней были приведены экологические характеристики товаров или услуг. Новелла закона, учитывающая весь жизненный цикл товара или объекта, идет в мировом тренде, хотя до сих пор этот фактор в нашей стране не рассматривался с экономической точки зрения. К примеру, государство заказывало проектирование здания, его строительство и по остаточному принципу - эксплуатацию. О том, сколько оно будет эксплуатироваться - 20 или 50 лет, как оно будет утилизироваться, речи не было. Сегодня законодатель определил инструменты, для того чтобы сделать госзакупки более "зелеными", но необходимо сделать так, чтобы заказчик этими инструментами пользовался».

Предприятия с государственным участием уже руководствуются директивами Правительства РФ, в которых содержатся требования к поставщикам о предъявлении экологических характеристик товаров или экологических сертификатов.

Европейский опыт

С принятием ФЗ РФ № 44 Россия сократила отставание в области регулирования государственных закупок от развитых стран, где подобные законы давно и с успехом применяются.

Основные документы Евросоюза, регламентирующие закупки для государственных и муниципальных нужд, были утверждены еще десять лет назад. Это принятая Европарламентом 31 марта 2004 года директива ЕС 2004/18 по координации процедур оплаты общественных работ, поставок для общественных целей и общественных сервисных контрактов и директива ЕС 2004/17 по координации процедур закупки для организаций, работающих в области водных ресурсов, энергии, транспорта и почтовых услуг. Эти директивы были приняты на основании многолетнего опыта экологического законотворчества на национальных уровнях стран - членов Европейского Союза, а первые действенные меры регулирования были приняты в области закупки древесины и лесоматериалов. В частности, в Германии первая попытка введения законодательства по экологическим требованиям к древесине для государственных строительных проектов была сделана еще в 1970-е годы.

В Великобритании первое руководство по закупке только легальной и устойчивой лесобумажной продукции вышло в 1997 году, а в 2000-м правительство страны утвердило первую в мире политику ответственных закупок древесины и изделий из нее, и с тех пор она пересматривается один раз в два года. Добровольное руководство, одобренное правительством Великобритании в 1997 году, изменило сознание поставщиков - многие стали понимать и разделять новые цели и задачи в области ответственных закупок.

Государство у истоков «зеленых» закупок

Эта политика получила широкое признание не только в Европе, но и в других регионах мира. По данным WWF России, в настоящее время государственная политика закупок древесины действует более чем в десяти странах мира, еще в десяти странах такие программы разрабатываются.

Политика ответственных закупок диктует пошаговое внедрение инноваций, выделение приоритетных направлений деятельности, способствует продвижению идеи поставок только легальных лесоматериалов и устойчивой, то есть сертифицированной, продукции.

В большинстве случаев координацию работ осуществляет профильное министерство или ведомство, которое формулирует требования к закупкам, поддерживает шаги по их внедрению, проводит консультации, организует горячие линии, обеспечивает оценку, мониторинг и отчетность, следит за регулярным обновлением требований и т. д. Первый этап внедрения «зеленой» политики проводится центральным правительством, а затем к работе подключаются регионы и муниципалитеты.

В Великобритании и Франции высшая власть определяет основные направления политики и руководит действиями властей низших уровней при реализации закупок, а в Дании и Японии национальные правительства разработали политику ответственных закупок в помощь местным властям, организациям и компаниям частного сектора, осуществляющим «зеленые» закупки. Практика этих стран показала, что основную работу выполняют местные органы власти и организации, а центральная власть лишь выполняет функции общего контроля и содействия.

Перечисленные элементы управления могли бы быть использованы для формирования и реализации российской национальной политики ответственной государственной и муниципальной закупки лесобумажных материалов.

Документом, регулирующим вопросы государственных закупок в рамках ВТО, является Соглашение по государственным закупкам (Government Procurement Agreement), принятое в 1994 году. В статье 6 этого документа содержатся положения, которые можно отнести к экологическим требованиям. Соглашением определяются требования к товарам и услугам, такие как качество, внешний вид, безопасность, размеры, символика, терминология, упаковка, маркировка, процессы и методы производства, а также другие требования, в которые могут входить и экологические.

Инструменты

«Говорить о формировании системы "зеленых" государственных закупок еще рано, - считает директор Экологического союза и руководитель органа по добровольной экологической сертификации «Листок жизни» Юлия Грачева. - Но Закон 44-ФЗ может способствовать формированию системы "зеленых" закупок в России, при условии что участники торгов будут добросовестно выполнять требования, касающиеся экологических аспектов товаров. Мы можем рекомендовать участникам торгов инструменты, которые помогают достоверно оценить стоимость жизненного цикла и экологические характеристики. Их основа заложена в международных стандартах серии ISO 14020. В их числе такие распространенные во всем мире инструменты, как, например, экологическая декларация продукта (ISO 14025, III тип) и экологическая маркировка (ISO 14024, I тип)».

Применение этих инструментов производителями позволит заказчику объективно определить экологические характеристики товаров и сделать выбор в пользу товара или услуги, безопасных для здоровья человека и создающих минимальную нагрузку на окружающую среду.

Конкретными примерами действующей системы «зеленых» закупок в России могут служить офисы, сертифицированные по стандарту «Листок жизни» и корпоративный «зеленый» олимпийский стандарт ГК «Олимпстрой» для закупки стройматериалов в рамках подготовки зимних Олимпийских игр 2014 года, также учитывающий экологические критерии «Листка жизни».

«Выбор государством различных товаров и услуг должен учитывать все аспекты: экономический, социальный и экологический, - как и предписывают принципы устойчивого развития, - отмечает Юлия Грачева. - Но, к сожалению, закон не обязывает участников торгов строго следовать этим критериям».

Действительно, согласно новому закону, участники госзакупок могут использовать и другие критерии, указанные в 44-ФЗ, или устанавливать собственные. Но введение понятий «экологические характеристики» и «стоимость жизненного цикла» в практику российского ЛПК уже свидетельствует о том, что государство сделало первый шаг в направлении формирования системы государственных «зеленых» закупок.

green-city.su