Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Эколайф

Лесные истории в Летнем саду

Производители бумажной упаковки надеются привлечь внимание горожан к проблеме ответственного лесопользования

Больше месяца, с 1 мая по 5 июня, в любимом месте прогулок петербуржцев - Летнем саду - работала фотоэкспозиция «Лесные истории». На главной аллее парка были выставлены шесть десятков крупноформатных изображений: лес в разные времена года, дикие животные в естественной среде обитания, лесные растения...

Снимки сделаны в нескольких регионах России (Дальний Восток, Карелия, Забайкалье и др.), на Украине, в Западной Европе. По словам организаторов выставки, к участию в ней привлекли лучших фотографов­-анималистов (среди них - Игорь Шпиленок, Сергей Горшков, Татьяна Жеребцова, Илья Уколов, Игорь Подгорный), а также, чтобы придать экспозиции стилевое разнообразие, двух известных западноевропейских мастеров - Сандру Бартоха из Германии и Элли Дэвис из Великобритании.

 «Это уже пятая выставка, - отметила куратор «Лесных историй» Ирина Журавлева, - но мы стараемся не повторяться, расширяем круг авторов, показываем свежие работы - большинство произведений датируются 2012-2013 годами. Круг известных фотографов пополняется начинающими. Все эти люди очень хорошо знают и чувствуют то, что они снимают. Многие из них сотрудники заповедников, биологи, участники научных экспедиций».

Краски осени. Татьяна Жеребцова (Украина)
Краски осени. Татьяна Жеребцова (Украина)

Каждую фотографию сопровождала развернутая подпись - по замыслу организаторов, выставка важна своей просветительной функцией: «Мы обращаемся не только к эстетическому чувству зрителей, - пояснила Ирина Журавлева, - но и к их разуму, стремимся дать те знания о природе, которых так не хватает современному горожанину».

В Петербурге выставка состоялась впервые, все предыдущие проходили в Москве, тоже в популярных у горожан местах: на Чистопрудном бульваре, в Сокольниках, на Патриарших прудах. В планах, по словам организаторов, «дальнейшее расширение границ проекта» и проведение выставки в других российских городах.

Инициатор проекта - компания PepsiCo, ее партнерами выступают Tetra Pak, Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Council - FSC), арт­-проект «Лес», Всемирный фонд дикой природы (WWF), а также - для петербургской экспозиции - Русский музей, в ведении которого находится Летний сад.

По словам представителей PepsiCo и Tetra Pak, цель проекта - привлечь внимание общественности к теме ответственного лесопользования и системе FSC­-сертификации. Самим компаниям эта тема отнюдь не чужда. В 2012 году PepsiCo стала первым в России производителем, который начал выпускать продукцию в FSC­-сертифицированной упаковке, а поставщик этой упаковки - компания Tetra Pak - планомерно повышает количество сертифицированной продукции (в 2012 году знак FSC имели 200 млн произведенных в России упаковок, в 2013-м - 600 млн) и к 2020 году намерена довести ее долю до 100%.

«Мы значимое звено в производственной цепочке и можем повлиять на то, чтобы сырье для нашей продукции поставляли ответственные лесопользователи. Отрадно, что Россия находится на втором месте после Канады по территории сертифицированных лесов, но при этом мы видим, что каждое пятое срубленное в России дерево - сомнительного происхождения. Поэтому нам важно знать, что источник древесины - предназначенные для рубки зоны, что рубка не массовая, что взамен вырубленных высаживаются новые деревья, - сказал руководитель департамента по связям с общественностью компании Tetra Pak в регионе Восточная Европа и Центральная Азия Максим Раков. - Сертификат FSC дает такие гарантии и нам, и потребителям нашей продукции. Сейчас Лесной попечительский совет является самой независимой с точки зрения сертификации организацией, жестко придерживающейся своих принципов».

Приохотская тайга. Денис Кочетков (Россия)
Приохотская тайга. Денис Кочетков (Россия)
Лес после дождя. Ксения Николаева (Россия)
Лес после дождя. Ксения Николаева (Россия)

Пока большинство российских покупателей, выбирая товар, не обращают внимания на знак FSC-сертификации на упаковке. Но организаторы фотоэкспозиции уверены, что ситуация уже начала меняться, и вскоре на покупательские предпочтения будет влиять и «экологический фактор» - людям будет важно знать, что при производстве продукта, который они приобретают, вред окружающей среде сведен к минимуму.

Первая выставка «Лесные истории» была задумана в рамках программ социальной ответственности PepsiCo и Tetra Pak, однако резонанс, который она вызвала, показал, что проект интересен, востребован и поэтому требует продолжения и расширения. По словам одного из организаторов выставки, «можно много говорить об охране природы, но лучше показать, как прекрасен лес, мир живой природы, чтобы люди почувствовали: наши дети и внуки тоже должны иметь возможность им наслаждаться».

Инна Родионова

В оформлении статьи использованы
работы Сандры Бартоха,
Алексея Безрукова, Сергея Горшкова,
Евгения Евграфова,
Татьяны Жеребцовой, Игоря Шпиленка