Партнеры журнала:

Эколайф

Экспорт ценных пород: от запрета к действенному контролю

В октябре Министерство природных ресурсов и экологии РФ приняло решение о сокращении перечня документов, необходимых для экспорта из страны таких ценных пород дерева, как дуб монгольский и ясень маньчжурский. Это решение стало важной и своевременной мерой, позволившей снять чрезмерные административные барьеры, что должно облегчить жизнь ответственным лесоэкспортерам.

Но вслед за этим первым реальным шагом государства в сторону оптимизации процедуры должны последовать и другие решения, необходимые для создания эффективной системы контроля торговли древесиной ценных пород, уверены специалисты Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Незаконные рубки ценных пород - проблема глобальная

В последние десятилетия, после распада Советского Союза и либерализации торговли с Китаем, глобальной проблемой лесного сектора Дальнего Востока России стали массовые незаконные рубки ценных пород, в т. ч. дуба монгольского и ясеня маньчжурского.

Анализ положения дел, проведенный WWF и представленный в отчете «Незаконные рубки на Дальнем Востоке: мировой спрос на древесину и уничтожение Уссурийской тайги», который находится в открытом доступе на официальном сайте организации, показал, что объем древесины дуба монгольского, заготовленного для экспорта, в 2007-2010 годах превышал разрешенный в 2-4 раза. О сути проблемы еще в 2010 году в программе «Специальный корреспондент» (выпуск «Темный лес») высказался Петр Диюк, который в тот период был руководителем Управления лесным хозяйством Приморского края: «Дуб положено было рубить в объеме 200 тыс. м3, а рубили и 800 тыс., и миллион. Каждый год».

Высокий уровень криминализации этого бизнеса недвусмысленно показал в 2013 году отчет Агентства экологических расследований (Environmental Investigation Agency) «Ликвидация лесов». В частности, в исследовании содержатся признания президента и старшего руководства одной из китайских лесоэкспортирующих компаний, которая на Дальнем Востоке России арендует лесные участки и 14 лесопильных предприятий, свидетельствующие о многочисленных случаях незаконных лесозаготовок в деятельности компании, подкупе российских должностных лиц и других незаконных операциях в лесном секторе. Более того, согласно этим документам, компания на арендованных участках допускала перерубы, а заготовленная древесина, которая шла на экспорт, более чем на 90% была сформирована из источников с высоким уровнем риска.

Эксперты отмечают, что высокий уровень нелегальных рубок и экспорта ценной древесины приводит к истощению ее экономических запасов и подрывает конкурентоспособность дальневосточной лесной отрасли. Незаконные лесозаготовки угрожают традиционным для жителей таежных районов видам деятельности, включая сбор кедрового ореха, лесное пчеловодство, охоту и ловлю соболя. Еще одно серьезное и опасное последствие нелегальной рубки, например, дуба: уменьшение запасов желудей приводит к сокращению кормовой базы копытных животных и, следовательно, амурского тигра и деградации ключевых мест обитания этого вида, занесенного в Красную книгу России и мира.

Дуб и ясень – под охраной СИТЕС

Благодаря обсуждению проблемы массовых незаконных рубок ценных пород на заседании Госсовета по лесу при Президенте Российской Федерации в апреле 2013 года государство в лице Минприроды РФ наконец начало поиск путей ее решения. Результатом этой работы стало включение в марте 2014 года дуба монгольского и ясеня маньчжурского в Перечень III Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). В этот список включены ценные виды древесных растений, для охраны и защиты которых предусмотрен особый режим. После включения ясеня маньчжурского и дуба монгольского в список СИТЕС экспорт древесины этих пород стал возможен только после предоставления в Росприроднадзор подтверждения легальности ее происхождения. По мнению специалистов WWF, такое ужесточение контроля экспорта дуба и ясеня стало важнейшей мерой государства по борьбе с незаконными рубками ценных пород и защите ресурса для ответственного лесопользователя.

Контроль или запрет?

Однако уже через несколько месяцев после вступления требований СИТЕС в силу стало понятно, что из-за недостатков процедуры мера, которая должна была носить регулирующий характер, на практике превратилась в запретную. При этом легальный ответственный лесной бизнес страдает наравне с «черными лесорубами». Об этих проблемах WWF России и лесопромышленники региона заявили на заседаниях по развитию лесного сектора Дальнего Востока, организованных Федеральным агентством лесного хозяйства во Владивостоке и Хабаровске. В частности, представители лесного сектора выказали крайнюю озабоченность задержками при выдаче разрешений, которые привели почти к полному прекращению экспорта дуба монгольского и ясеня маньчжурского. Лесопромышленники ссылались на постоянное обновление списка запрашиваемых документов, число которых превышает все разумные пределы.

Так, начальник отдела сертификации и экологии ОАО «Тернейлес», самого крупного на Дальнем Востоке поставщика лесоматериалов ценных пород, сертифицированных по стандартам FSC, Олег Лисунов отметил, что в перечень необходимых документов входили и такие, которые не имеют прямого отношения к легальности заготовок: «Например, таксационные описания, выкопировки проектов освоения лесов, акты осмотра мест рубок и др. При этом основным разрешительным документом для использования лесов является лесная декларация. Особенно возмущает запрос актов осмотра мест рубок, т. е. пока лесосеки не будут полностью отработаны и уполномоченным органом (лесничеством) не будет проведен осмотр, древесина останется лежать мертвым грузом на нижних складах предприятий. Учитывая, что лесоматериалы - это продукт скоропортящийся, такие задержки имеют негативные последствия».

Серьезным барьером в работе лесозаготовительных предприятий Олег Лисунов считает также длительные сроки рассмотрения заявок и выдачи разрешений, в первую очередь региональным представительством Росприроднадзора, а также федеральным агентством.

WWF России также выступил с заявлением о необходимости упрощения и совершенствования процедуры выдачи разрешений на экспорт ценных пород в рамках СИТЕС для поддержки ответственного лесопользователя и сохранения ареала амурского тигра. Для устранения недостатков в процедуре проверки легальности происхождения лесоматериалов и выдачи разрешений на экспорт WWF России предложил принять ряд первоочередных мер, среди которых значительное сокращение количества документов, требуемых для подтверждения легальности происхождения лесоматериалов; переход на согласование разрешений в регионе; создание базы заявок на экспорт и проведение оперативного анализа при принятии решения посредством оперативного сравнения объемов, представленных на экспорт, с объемами, указанными в разрешительных документах.

Прозрачность процедуры – важное условие эффективного контроля

К счастью для всех участников лесных отношений, Минприроды прислушалось к мнению заинтересованных сторон и приняло ряд предложений WWF России об изменении процедуры выдачи разрешений на экспорт в рамках СИТЕС. Так, перечень документов, необходимых для получения разрешения СИТЕС на экспорт дуба монгольского и ясеня маньчжурского из Российской Федерации, теперь сокращен до трех наименований вместо десяти, а само согласование переведено на уровень Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу. WWF считает, что эти изменения в процедуре должны сделать систему СИТЕС более оперативной, так улучшится деловой климат и устранятся лишние административные процедуры. Но это только первый шаг по оптимизации процедуры.

Чтобы система контроля заработала в полной мере, разрешительные документы по объемам заготовки должны быть полностью открыты для соответствующих ведомств и общественности, а процедура выдачи разрешений должна стать прозрачной. Значительные объемы древесины ценных пород заготавливаются нелегально именно из-за отсутствия механизма сверки разрешенных к рубке объемов с объемами той древесины, которая заявляется на экспорт. Система выдачи разрешений СИТЕС имеет все шансы поставить заслон «черным лесорубам» и коррупционным схемам, но только при условии открытости и контроля данных по заготовке и экспорту древесины.

В качестве наиболее продуктивной меры по повышению прозрачности системы контроля в этой сфере специалисты WWF России предлагают создать и сравнивать базы данных по разрешенным к заготовке и экспортируемым объемам древесины. Такой подход, как отмечают эксперты фонда, требует минимальной работы по вводу данных, однако дает возможность предотвращения многократного использования разрешительного документа для экспорта определенного объема древесины сверх разрешенного к заготовке в этом документе. Базы данных должны быть максимально открыты для общественности с учетом защиты коммерческих тайн экспортеров. WWF уже представил государственным органам и бизнес-сообществу проект таких баз данных, подготовленный с учетом мнений специалистов по отслеживанию происхождения древесины.

Специалисты WWF считают, что внедрение этих принципов сделает СИТЕС эффективным механизмом для решения проблемы незаконных рубок и экспорта ценных пород, борьбы с бюрократией, коррупцией и позволит повысить прозрачность принятия решений. Важно подчеркнуть, что такой механизм нужен не только и не столько экологам, которые борются за сохранение уникальных лесных экосистем Уссурийской тайги и ареалов самого северного тигра в мире, обитающего в них. В первую очередь в эффективном контроле экспорта древесины заинтересованы ответственные лесопромышленники, для которых эти леса являются сырьевой базой и основой для долгосрочного развития. Неконтролируемая эксплуатация ресурса ценных пород в течение почти 20 лет довела лесной сектор до состояния, когда удовлетворение спроса мировых рынков на ценные породы происходит в значительной мере за счет нелегальных «серых» схем, главным образом через рубки ухода и санитарные рубки в защитных лесах, заказниках и особо защитных участках леса.

Продолжать использовать такую истощительную модель эксплуатации лесов и при этом говорить об эффективном развитии лесной промышленности, привлечении инвестиций и развитии глубокой переработки древесины - самообман и безрассудство. Чтобы обеспечить лесному сектору экономики будущее, необходимо уже сегодня ужесточить контроль заготовки и экспорта ценных пород и исключить недобросовестных поставщиков из рынка. Инструмент СИТЕС при существенной доработке процедуры может и должен стать ключевой частью этой стратегии, осуществление которой уже начало государство.

WWF России надеется на сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь с лесопромышленными компаниями, для продвижения инициатив, направленных на упрощение и оптимизацию процедуры выдачи разрешения СИТЕС на экспорт древесины ценных пород.

Евгений ЛЕПЕШКИН,
Николай ШМАТКОВ,
Брайан Джеффри МИЛАКОВСКИЙ,
 WWF России

 

Предложения WWF по оптимизации выдачи разрешений СИТЕС
для экспорта древесины дуба монгольского и ясеня маньчжурского

Решаемые задачи:

1. Ускорение процесса согласования разрешительных документов и выдачи сертификата СИТЕС для участников ВЭД.

2. Уменьшение документооборота (многие операции выполняются автоматически).

3. Постоянное наличие информации о заготавливаемой в ареале амурского тигра древесине ценных пород.

4. Оперативное межведомственное взаимодействие.

5. Дополнение (но не дублирование) системы ЕГАИС благодаря обработке информации не только по круглой, но и по обработанной древесине.

6. Исключение демпинга дешевой, незаконно заготовленной древесины на рынке благодаря прекращению (либо существенному сокращению) экспорта незаконно заготовленной древесины.

Концепция предлагаемого подхода:

- Согласование разрешительных документов происходит автоматически благодаря созданию базы данных разрешительных документов, базы данных заявленной на экспорт продукции, а также возможности сравнивать объемы древесины, разрешенные к заготовке, с объемами, заявленными на экспорт.

- База данных разрешительных документов (договоры арендных отношений, краткосрочные формы, например, договора купли продажи) формируется и обновляется органом исполнительной власти субъектов РФ (Приморского, Хабаровского краев, ЕАО и Амурской области), на постоянной основе выдающих разрешение на заготовку древесины ценных пород.

- База данных разрешительных документов включает в себя весь минимально необходимый набор информации по лесопользователю, которому разрешена заготовка с указанием ликвидного объема и перевода этого объема через коэффициенты на объем сортиментов, вывезенных из леса (вывозится меньше, чем заготавливается).

- К базе данных разрешительных документов имеют доступ органы, отвечающие за согласование выдачи сертификатов СИТЕС. Такими органами могут быть либо территориальные органы Росприроднадзора в городах Владивосток, Хабаровск, Биробиджан, Благовещенск, либо территориальный орган Рослесхоза (г. Хабаровск).

- Эти органы принимают заявления от участников ВЭД на согласование выдачи сертификата СИТЕС, на основе этих документов формируют и обновляют базу данных заявленной на экспорт продукции с обязательным указанием цепочки поставок от лесозаготовителя до лесоэкспортера (заявителя) и объемов продукции. Базы данных обладают накопительными функциями по объемам продукции, заявленной на экспорт, и объемом древесины, разрешенной к заготовке по конкретному лесозаготовителю.

- Конечным действием при принятии решения о согласовании выдачи сертификата СИТЕС является сравнение объемов, указанных в заявлении по конкретному лесозаготовителю, и объемов, разрешенных к заготовке этому лесозаготовителю (т. е. выполняется сравнение информации из обеих баз данных с привязкой поставок древесины лесоэкспортера к конкретному лесозаготовителю).