Примеры ответственного лесопользования в Сибири
Сибирская тайга является настоящей кладовой, обеспечивающей россиян важнейшими природными богатствами: полезными ископаемыми, древесиной, пищевыми ресурсами, пушниной и т. д. И если первая группа природных ресурсов относится к невозобновляемым, то сырье для лесопиления и деревообработки, живица, орех, грибы, ягоды, лекарственные растения, ценные промысловые виды животных и прочее способны восполняться и, при грамотном ведении лесного хозяйства и устойчивом лесопользовании, могут не только обеспечивать потребности жителей нашей страны, но и стать серьезной статьей экспорта для целого ряда лесных субъектов.
К сожалению, расточительное и неэффективное хозяйствование привело к тому, что во многих российских субъектах лесные богатства значительно оскудели на транспортно доступных территориях: снизилось биоразнообразие и рекреационная привлекательность территорий, произошла замена хозяйственно ценных хвойных пород менее востребованными лесопользователями мелколиственными. Некоторые лесные территории из-за создания рукотворных морей-водохранилищ, строительства инфраструктуры, гибели от промышленных выбросов были утрачены безвозвратно... В связи с этим особую ценность представляют выявление и демонстрация лучших практик и примеров устойчивого лесопользования в Сибири, позволяющих сохранить максимальные площади нетронутых лесов. Таежные бореальные леса - это одно из немногих мест не только в России, но и в мире, где лес еще можно сберечь в первозданном виде, каким он был миллионы лет назад, до появления человека на планете. Для охраны этих нетронутых малонарушенных лесных территорий (МЛТ) важно умение наладить ведение устойчивого, эффективного и неистощительного лесопользования во вторичных лесах, имеющих в силу высокой степени хозяйственной освоенности меньшее природоохранное значение. Именно организация устойчивого и неистощительного лесопользования во вторичных лесах является залогом отказа от снижения нагрузки на никогда не рубившиеся малонарушенные леса и бездумного пионерного освоения стремительно сокращающихся площадей незатронутой хозяйственной деятельностью девственной тайги. Данное направление работ полностью согласуется с положениями Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов РФ и Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, которые являются основополагающими документами стратегического планирования развития лесного сектора экономики и лесного хозяйства в России.
В данной публикации мы попытаемся рассмотреть интересные примеры как наиболее полного использования древесины (в том числе и так называемых хозяйственно малоценных пород), так и грамотного ведения хозяйства, основанного на использовании побочной продукции леса, в том числе и во вторичных лесах. Лесопользование является одной из важнейших отраслей экономики для многих субъектов в Сибирском федеральном округе (СФО) из-за большого количества людей, занятых в данной сфере. Однако его роль в образовании регионального ВВП за последние годы значительно снизилась (прежде всего из-за развития крупных проектов по добыче и переработке углеводородного сырья и металлургии, а также в транспорте и энергетике в сибирских субъектах), и ее вклад в экономику различается в разных регионах. Например, в Иркутской области доля средств, поступающих в бюджет региона от заготовки и переработки древесины, за последние двадцать лет варьировала от 15 до 25%, а для Красноярского края - от 1,5 до 3%. Для сравнения: в целом для РФ этот показатель в 2014-2015 годах колебался от 1 до 1,5%, хотя еще десять лет назад он был примерно в три раза выше. Поэтому пригодные для тиражирования примеры, связанные с более полным использованием отходов лесозаготовки и лесопиления, применением низкосортной древесины, а также переработкой пищевых и недревесных продуктов леса, позволяющей сократить пионерное освоение МЛТ и обеспечить дополнительные условия промышленного роста для лесоперерабатывающих предприятий, работающих во вторичных лесах, имеют большое значение для всей страны.

Фото 1. Справа от лесовозной дороги видна гарь антропогенного
происхождения (тайга на севере Западной Сибири)
Значительная удаленность и крупные естественные преграды (обширные болота и широкие реки) пока еще позволяют сохранить значительное количество малонарушенных лесных территорий в Сибири, однако с ростом промышленного освоения угроза деградации постоянно нависает над новыми территориями. На фото 1 изображена гарь крупного лесного пожара антропогенного происхождения на севере Западной Сибири, распространившийся от лесовозной дороги.
Нестабильность экономической ситуации в мире и волатильность стоимости сырья и валют стран-экспортеров, торгующих им, приводят к тому, что о более глубокой переработке сырья и получении продукции с высокой добавленной стоимостью начинает задумываться не только руководство государств и регионов, но и бизнес. Не исключение и лесная отрасль России. Пусть и очень медленно, но доля «круглого» необработанного леса в общем объеме экспорта лесоматериалов снижается. Выпуск топливной щепы и пеллет для целого ряда сибирских регионов за последнее десятилетие увеличился в разы, существенно выросли и объемы других видов продукции с высокой добавленной стоимостью: плитных материалов, целлюлозы и бумаги, качественных пиломатериалов.
Использовать сырье полностью!

Фото 2. Пихтовая лапка – ценный ресурс природных витаминов для
медицинской и пищевой промышленности – перемалывается и втаптывается
в грязь гусеницами и колесами лесозаготовительных машин вместе
с другими порубочными остатками, а зимой сжигается в кучах на волоках
Использование всего древесного сырья - залог успешной интенсификации лесной промышленности. На территории Сибири за последнее десятилетие появились деревообрабатывающие производства, которых до этого в регионе не было. Это прежде всего предприятия по выпуску современных клееных деревянных конструкций, а также готовых комплектов для деревянного домостроения и строительству домов из древесины под ключ. Первые компании, появившиеся на рынке, строили дома из обычного кругляка, оцилиндрованных бревен или бруса. Предприятия региона становятся все более высокотехнологичными и вслед за ростом требований потребителей к стоимости и качеству строений на внутреннем рынке растет производство домов по европейским, канадским и японским технологиям, а также вводятся в эксплуатацию заводы по выпуску стройматериалов из клееного бруса, осваиваются новые технологии в плитном и пеллетном производствах.
Группа компаний «КЛМ Ко» (Красноярский край) с начала производственной деятельности в 1993 году постоянно наращивает как объем переработки древесины, так и уровень ее использования. В 2008 году компания изменила стратегию с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (пиломатериалов и клееных изделий). В 2009 году в компании значительно увеличился объем производства оконного бруса и мебельного щита, запущено производство комплектов домов для строительства из клееного бруса. В связи с быстрорастущим спросом на деревянные дома не только в Сибири, но и в других регионах летом 2010 года был пущен чашкозарезной цех, а в декабре 2014 года - домостроительный цех. В настоящее время мощности предприятия позволяют выпускать до 4000 м3 в месяц клееных изделий, а также изготовливать до трех домокомплектов в сутки (при средней площади одного строения около 100 м3). Это лучший показатель среди предприятий аналогичного профиля в Сибири.
Ряд сибирских компаний создают весьма качественную мебель и стройматериалы, сырьем для производства которых служат преимущественно древесина сосны, лиственницы и березы. В Сибири в естественных условиях не растут твердолиственные породы, такие как бук, дуб, граб или ясень, однако экстремальные погодные условия способствуют тому, что древесина как хвойных, так и лиственных пород деревьев, растущих в Сибири, становится весьма твердой, что ценится в мебельном производстве. Короткое и зачастую очень жаркое или, наоборот, прохладное лето является причиной того, что годичный прирост у сибирских деревьев минимален, годичные слои очень узкие, что обеспечивает высокие прочностные характеристики стройматериалов и мебели. Лиственница, обладающая, помимо повышенной прочности, еще и высокой устойчивостью к гниению, весьма популярна как идеальное напольное покрытие.
Интересен опыт производства продукции с высокой добавленной стоимостью компании «ДОК «Енисей», также базирующейся в Красноярском крае. Она первой в Сибири получила сертификат JAC, позволяющий продавать продукцию лесопиления и стройматериалы на японский рынок. Использование закупленного высокотехнологичного сертифицированного импортного оборудования и технологий позволило выпускать качественные клееные пиломатериалы даже из древесины пихты сибирской, которая, как правило, имеет низкий спрос в Сибири из-за низких прочностных характеристик. В настоящее время доля древесины пихты в клееных материалах компании может достигать 25%.
Другая сибирская компания, «АВА Компани» (Омская область), освоила производство широкого спектра продукции из древесины березы повислой и пушистой, наиболее распространенных в России. Дело в том, что производство пиломатериалов и мебельных заготовок из березы имеет свои сложности, связанные с обработкой и сушкой древесины. Компания не просто производит клееные и погонажные изделия и мебель из древесины березы, а сделала их своим брендом.
Использование в производстве значительных объемов подобной «хозяйственно малоценной» древесины позволяет компаниям работать даже во вторичных лесах, уже расстроенных как рубками, так и высокоинтенсивными пожарами, и отказаться от пионерного освоения наиболее привлекательных массивов хвойных пород - сосны и лиственницы.
Уменьшение отходов = увеличение прибыли
Помимо эффективного использования малоценных пород и производства из них продукции с высокой добавленной стоимостью, аспектом сохранения значительных объемов лесных насаждений является более полное использование отходов лесопиления. Повышая стоимость получаемой продукции или энергии с каждого кубометра пиломатериала, лесопромышленные компании снижают потребность в объемах сырья и, как следствие, могут сокращать объемы заготавливаемой древесины, не уменьшая, а даже повышая рентабельность производства. В настоящее время на вырубках в сибирских лесах зачастую остаются десятки кубометров порубочных остатков и стволовой древесины малоценных древесных пород (пихты, осины, березы) из расчета на 1 га площади. В масштабах страны это миллиарды рублей, которые никак не используются, а только создают повышенный уровень пожарной, энтомо- и фитопатологической опасности для лесных делян и окружающих их древостоев.
ООО «ДОК "Енисей"» - лидер в РФ в производстве пеллет из отходов лесопиления (мощность - около 80 тыс. т гранул в год). В среднем на создание одной тонны гранул уходит около 2,3-2,6 м3 древесных отходов, плюс 0,6 м3 опилок сжигается на каждую тонну произведенной продукции.
Гранулы отличаются от обычной древесины низкой влажностью (всего 8-12%) и высокой плотностью - примерно в полтора раза выше плотности дров. Теплотворная способность древесных гранул сравнима с углем и составляет 4,3-4,5 кВт/кг. При сжигании 1 т гранул выделяется столько же энергии, сколько при сжигании 1,6 т древесины, 480 м3 газа, 500 л дизельного топлива или 700 л мазута. Удобство загрузки, возможность автоматизации подачи, безопасность использования, низкая зольность и относительно невысокая цена делает гранулы идеальным топливом для обеспечения теплом домов, особенно в частном секторе.
В связи с тем, что целлюлозно-бумажное производство в Сибири не очень развито (все существующие в регионе ЦБК - советского периода постройки, работают на древесине хвойных пород и загрязняют окружающую среду), большую роль играют новые производства древесно-стружечных и древесноволокнистых плит из отходов лесопиления. Рынок плитной продукции постоянно растет, и вложения в этот сектор лесопереработки являются вполне логичными и оправданными. Примерами пуска крупных новых мощностей по выпуску целлюлозы в регионе могут служить модернизация Усть-Илимского ЦБК в 2006 году и старт нового завода на Братском ЦБК в 2013 году, оба входят в состав компании «Илим». Инвестировав более 1 млрд долларов, группа «Илим» создала на базе уже действующих сибирских предприятий самое крупное в мире локальное целлюлозное производство с общим объемом выпуска более 1,5 млн т.
Среди крупных сибирских производителей плитной продукции хотелось бы отметить прежде всего предприятия, существующие на рынке уже несколько десятилетий: ЗАО «Новоенисейский ЛХК» и ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1». Все эти компании также используют отходы лесопиления не только для получения дополнительной продукции, но и для получения тепла и даже частично электроэнергии, что позволяет предприятиям повысить автономность и производительность работы.

Фото 3. Пример качественного проведения лесозаготовительных работ на
одной из лесосек FSC-сертифицированного предприятия в Сибири
Все вышеперечисленные компании проходили аудиты для получения сертификатов Лесного попечительского совета (FSC) или ведут подготовительные работы по выполнению строгих норм и требований добровольной лесной сертификации как лесоуправления на своих арендных территориях, так и по всей цепочке поставок, начиная от лесосек и заканчивая складами готовой продукции. Конечно, в работе каждой компании есть те или иные сложности, которые приходится постоянно преодолевать, однако приятно отметить, что все взяли направление на экологизацию производства, задекларированную как одно из основных направлений развития бизнеса.
Пример качественного проведения лесозаготовительных работ на одной из лесосек FSC-сертифицированного предприятия в Сибири представлен на фото 3. Вырубка полностью соответствует технологической схеме, опахана по периметру и разбита на блоки для повышения пожарной безопасности. Сохранены куртины крупномерного подроста и семенных деревьев, на вырубке наблюдается незначительное количество оставленных в валах порубочных остатков.
Продукция из хвои - кладезь витаминов
Однако продукция леса - это не только древесина и продукты ее переработки. В Сибири достаточно широко распространены предприятия, занимающиеся переработкой кедровых орехов, меда, ягод и грибов, однако есть и пока еще непривычные для рядового обывателя виды продукции.
Например, производство различных видов продукции из хвои. Многие знают про экстракты и масла, получаемые из охвоенных веточек деревьев, однако спектр продукции, которую можно производить из хвои, гораздо шире. Это косметическая продукция (лосьоны, бальзамы, шампуни, средства ухода за полостью рта и зубами), а также пищевая продукция (флорентинная вода, сбитни, хвойная мука для корма животных и многое другое). Кроме того, ведутся разработки по использованию хвои в медицинских целях, в качестве сельскохозяйственных удобрений и даже отделочных строительных материалов.
Весьма показательным примером может служить опыт компании «Эковит». Компания с 1998 года занимается заготовкой недревесной продукции леса в Емельяновском районе Красноярского края. В настоящее время в линейке компании более 15 наименований продукции, а начиналось все с производства пихтового масла на небольшой пихтоварке, где велась переработка пихтовой лапки, остававшейся на вырубках после лесозаготовительных работ. Изначально получая львиную долю прибыли от продажи древесины, компания постепенно переориентировалась на производство недревесной лесопродукции, и в дальнейшем только 20% общего объема прибыли ей приносила заготовка древесины, остальные 80% компания получала от переработки пихтовой лапки. Из этого сырья арендатор сначала производил пихтовое масло, а затем наладил выпуск хвойной муки, экстрактов, бальзамов и других продуктов.
Вместо заключения
При изучении различных аспектов лесопользования никогда не следует забывать, что процесс получения коммерческой прибыли из лесных ресурсов - это хоть и очень важный аспект, но не главный. Сохранение экосистемных и средообразующих функций леса для обеспечения комфортной среды для людей, поддержание высокого биоразнообразия и баланса климатических условий также важны для каждого жителя нашей страны. Сохранение естественных сибирских лесов в этом отношении крайне важно для России, где европейская часть уже утратила большинство естественных природных лесных экосистем. Ограничение лесопользования в малонарушенных массивах таежных лесов Сибири позволит перейти к устойчивому развитию целого ряда лесных российских регионов и максимально сберечь богатство флоры и фауны нашей страны. В настоящее время уже несколько крупных FSC-сертифицированных компаний подписали моратории на ограничение рубки леса в МЛТ. Это упомянутые в публикации предприятия - группа «Илим», ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1», ООО «ДОК "Енисей"»; подобные соглашения между экологами и лесопромышленниками были подписаны в Сибири с ООО «ИВЛПС-Небельский ЛПХ», ООО «КачугЛес», ООО «Сургутмебель» и рядом других компаний. Такие решения, конечно, даются компаниям с большим трудом, поскольку это дополнительная нагрузка на лесной бизнес, который в настоящее время, согласно российскому законодательству, отвечает за сохранение и воспроизводство лесов на полученных в аренду участках. Однако именно за такими сложными решениями надежда на выход из тупика для лесопользования - отказ от пионерного освоения лесов и налаживание полноценного лесопользования во вторичных лесах, доля которых в нашей стране с каждым годом становится все больше. Полное использование заготавливаемой древесины, переработка хозяйственно малоценных пород, задествование всего спектра недревесной продукции леса, налаживание качественной охраны лесов от пожаров, вредителей и незаконных рубок, отказ от рубок в наиболее ценных с природоохранной точки зрения лесах - все это слагаемые большой работы.
Александр БРЮХАНОВ, канд. биолог. наук, Институт леса им. В. Н. Сукачева Сибирское отделение РАН
Сергей МОРОЗ, ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн-Русь»
Фото: Александр БРЮХАНОВ
Статья подготовлена при поддержке проекта «Партнерство WWF-IKEA по лесам»