Партнеры журнала:

Мебельное производство

«Хорошей древесины много не бывает»

Наверное, так рассуждали учредители экорейтинга и премии «Гуд Вуд» - российский национальный офис FSC совместно с WWF России, Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) и некоммерческим партнерством «Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ» (НБЭСР), начиная осенью 2012 года этот проект с целью выявить на российском рынке производителей и продавцов, предлагающих напольные покрытия и мебель, безопасные как для окружающей среды, так и для здоровья потребителей.

Вручение премий по итогам рейтинга «ГудВуд® 2016» состоялось 21 ноября 2016 года в рамках 28-й международной выставки «Мебель».

Зачем бизнесу экологический рейтинг

«В числе преимуществ, которые дает премия участникам рынка, - выделение ответственных производителей и продавцов в высококонкурентной среде, позиционирование той или иной продукции как экологичной, что все больше ценится потребителем, - пояснил руководитель российского офиса Лесного попечительского совета Андрей Птичников. - Сейчас мы ведем большую работу с целью признания экологических характеристик в качестве обязательных для госзакупок. Эта работа ведется в том числе и по заданию правительства Москвы, в соответствии с законом о госзакупках, и требует разработки экологических индикаторов. Данные, полученные в ходе исследований для формирования рейтинга "ГудВуд", мы будем предлагать как первый шаг на пути к достижению этой цели при совершении государственных и муниципальных закупок Москвы.

Кроме того, эта работа направлена на снижение рисков для бизнеса, связанных, например с использованием незаконно заготовленной древесины и вероятностью применения санкций, предусмотренных Административным кодексом».

От ответственного использования леса как природного ресурса зависит объем синтеза кислорода и накопления углекислого газа в атмосфере, сохранение биоразнообразия и множество других факторов, которые влияют на благополучие человека и устойчивое существование всей планеты в целом. В конечном счете ответственное отношение к лесу проявляется в поведении каждого из нас как потребителя продукции из дерева. Наш выбор влияет на то, какую именно продукцию предложат нам производители и продавцы паркета, шкафов или дверей в магазине. Покупая ту или иную мебельную продукцию, паркет, ламинат или двери, нужно осознавать, что наш выбор влияет не только на заготовку древесной продукции в России, но и во всем мире - ведь на наш рынок завозится огромное число изделий из древесины, растущих в других климатических поясах и на других континентах.

Как показали исследования, несмотря на то, что наступающий 2017 год объявлен в России Годом экологии, рынок производства и продажи изделий из древесины остается преимущественно «серым». Почти у 79% компаний - производителей мебели и 59% предприятий, производящих напольные покрытия, есть проблемы с подтверждением легальности древесины, из которой изготовлена их продукция. Достаточно беглого обзора сайтов в интернете, чтобы убедиться: в Москве продолжается торговля нелегальными видами древесины. Магазины рекламируют продажу паркета и мебели из запрещенных субтропических и тропических пород, например самшита и мербау, а также пород, запрещенных для внутренней заготовки: тиса, кавказской груши, дуба, ясеня, вишни и других.

Подтверждать легальность происхождения древесины призвана экологическая сертификация, которая, как правило, предъявляет к сырью требования, превосходящие требования национального законодательства.

Рейтинг «ГудВуд® 2016» выявил, что слабее всего в России сертифицированы предприятия сегмента производства мебели (79%), лишь у 4% компаний из выборки имеются сертификаты по системе FSC, PEFC или другим. Организаторы рейтинга объясняют подобную ситуацию тем, что отечественная мебельная промышленность ориентирована на внутреннее потребление, а не на экологически чувствительные западные рынки.

Более благополучна ситуация c экосертификацией в сфере производства напольных покрытий (33% сегмента). В то же время сегмент паркета и ламината является экологически проблематичным, как показали результаты исследований экорейтинга, проведенных в 2013 и 2014 годах. Отрасль характеризуется широкой представленностью в ритейле импортных напольных покрытий, происходящих из стран высокого риска заготовки нелегальной древесины, и лишь 2% продавцов торгуют сертифицированным товаром.

В целом больше всего экологичных (группа A+) компаний рейтинга выделено в сегменте производителей напольных покрытий. Наибольшее число компаний с подозрением на экологически небезопасную продукцию (19 компаний, группа С) обнаружено в сегменте производства мебели. И эксперты-экологи, и победители рейтинга убеждены, что экологическая сертификация и участие в подобных рейтингах дают значительное конкурентное преимущество компаниям, которые хотят быть по-настоящему «зелеными».

Во-первых, оценка по комплексу объективных критериев позволяет отделить их от производителей, которые занимаются «гринвошингом», то есть используют элементы «зеленого» брендинга в своей продукции, в действительности никак не контролируя эффект, который оказывает на окружающую среду и здоровье покупателей ее производство и эксплуатация.

Во-вторых, экологическая оценка позволяет компаниям минимизировать юридические риски - ведь не только за незаконную рубку, но и за незаконный оборот нелегально заготовленной древесины предусмотрена ответственность по Уголовному и Административному кодексам РФ. Поставка и импорт изделий из пород древесины, внесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы и приложения к конвенции СИТЕС (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения), могут иметь и негативные последствия в контексте международной торговли с участием нескольких сторон. Так, американские продавцы паркета и напольных покрытий Lumber Liquidators были оштрафованы судом за незаконный импорт в США паркета из лиственных пород, большая часть которого была изготовлена в Китае из древесины, нелегально заготовленной на Дальнем Востоке России.

Кроме дополнительных баллов в экорейтингах, сертификация компании дает дополнительные гарантии потребителям в безопасности продукции и открывает для нее новые рынки. Этот факт отметил менеджер по лесным ресурсам компании ИКЕА Евгений Забубенин, выступавший на церемонии с докладом «Как FSC-сертификация помогает бизнесу». В своей речи он, в частности, отметил: «Важность добровольной лесной сертификации (лежащей в основе и рейтинга, и премии "ГудВуд") для работы нашей компании прежде всего в том, что она помогает ведению нашего бизнеса. Слоган FSC "Лес для всех навсегда" полностью соответствует требованиям компании IKEA - мы используем 16 млн м3 древесины в год для производства мебели и предметов интерьера (это примерно 1% мирового потребления), значит мы зависим от древесного сырья. Не будет сырья - не будет и бизнеса. Лес - не просто возобновляемый природный ресурс, но и очень важный экосистемный элемент, и чтобы понимать, что он будет существовать долго, необходимо выработать определенную систему измерений, единые стандарты. В этом смысле сертификация FSC представляется нам максимально удовлетворительной - жесткой и требовательной по параметрам, наиболее развернутой и объективной для подтверждения устойчивости ведения лесного хозяйства.

Немаловажный момент: мы оперируем на разных рынках, в том числе и на экологически чувствительных. Постоянно проводим опросы потребителей с целью узнать, какими предметами быта они хотят себя окружать, с какими свойствами и характеристиками. И дальше - больше: развитие общественного сознания приводит к тому, что люди не хотят своими покупками инвестировать в незаконные рубки - то есть на нас ложится ответственность за обеспечение легальности происхождения сырья для своей продукции. Помимо технологических качеств, первостепенное значение приобретает происхождение древесины. И мы можем его отследить с помощью сертификации. Сейчас наличие сертификата мы заявляем в качестве одного из основных условий сотрудничества с фирмами-поставщиками в России и Белоруссии - 100% продукции под маркой IKEA должно производиться из сертифицированного сырья FSC-сертифицированными компаниями. С 1 сентября 2019 года это требование будет применяться к нашим деловым партнерам во всем мире, в том числе к производителям упаковки. Наличие FSC-сертификата дает бизнесу определенную систему гарантий, которая позволяет успешно работать и торговать на рынке, являясь фактическим ключом к этому рынку».

Итоги экорейтинга «ГудВуд® 2016»

В основе экологического рейтинга лежат три главных критерия экологичности: легальность происхождения древесины и отсутствие в ассортименте древесины редких видов; безопасность для здоровья человека; экологическая политика компании.

В ходе подготовки рейтинга FSC проанализировал 158 российских компаний. Из них 83 компании работают в отрасли производства и продажи мебели, 70 - на рынке напольных покрытий и 5 - в сегменте производства и продажи межкомнатных дверей.

По восьми индикаторам анализировались следующие параметры продукции: легальность происхождения древесины, используемой в производстве изделий, отсутствие в ассортименте древесины редких видов, химическая безопасность продукции для здоровья, открытость и степень продуманности экологической политики компании.

В состав экспертов рейтинга вошли Андрей Птичников (Лесной попечительский совет, FSC), Александр Воропаев (WWF), Ирина Быкова («Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ»).

Список победителей, оглашенный на церемонии награждения, выглядит следующим образом:

  • в номинации «Производство мебели» - компании «Евродизайн», «АВА», «Салотти»;
  • в номинации «Реализация мебели» - компании ИКЕА, Kinnarps, «Ангстрем»;
  • в номинации «Производство напольных покрытий» - компании «Вельская лесная компания», «Кастамону», «Харо», «Кроношпан», «Тека-паркет»;
  • в номинации «Реализация напольных покрытий» - компании «ПаркетЭкспо», «Лидер паркет».

С 2015 года эксперты экорейтинга исследуют и экологические характеристики межкомнатных дверей. Новый сегмент рейтинга был представлен вошедшими в группу «А» компаниями «АФТОРА», «Краснодеревщик», «Компания Рада».

Победители рейтинга из группы «A+» получили памятные статуэтки «ГудВуд®», а также право использования зарегистрированного товарного знака «ГудВуд®» для подтверждения экологичности своей продукции перед потребителями.

Генеральным партнером церемонии вручения премии выступило АО «Экспоцентр».

По материалам ru.fsc.org