Партнеры журнала:

Эколайф

Рубить нельзя сохранить

Двинско-Пинежский заказник: реальность и перспективы

Двинско-Пинежский лесной массив, расположенный в междуречье Северной Двины и Пинеги в Архангельской области, в последнее время стал объектом пристального внимания экспертов и общественности не только на региональном, но и на российском и даже международном уровне. Все потому, что здесь быстрыми темпами сокращается площадь одного из последних в Европе крупных участков нетронутой дикой тайги.

С одной стороны, эти массивы - настоящее природное достояние, уникальный реликтовый лес, имеющий важнейшее значение для сохранения окружающей среды, с другой - ресурс для лесной промышленности. В Архангельской области лесная отрасль традиционно является ключевой, и от нее во многом зависит экономическая стабильность региона. Однако за десятилетия экстенсивного освоения лесозаготовители почти полностью вырубили коренные леса региона и сейчас вынуждены осваивать остатки естественно выросших лесов.

Основная часть древесины, заготовленной в лесах области, поставляется на рынки Европы, а для европейских покупателей очень важно, чтобы лесоматериалы были заготовлены без ущерба для природы. Крупнейшие концерны, такие как SCA, Stora Enso, заботятся о своем имидже экологически ответственных компаний и не желают иметь дело с древесиной, полученной за счет вырубки последних диких таежных лесов. Поэтому для предприятий Поморья заготовка древесины в малонарушенных массивах грозит потерей рынка сбыта.

Есть и еще одна заинтересованная сторона - жители лесных поселков. Для местного населения, часть которого трудится на предприятиях лесной отрасли, важно не только сохранить рабочие места, но и уберечь от уничтожения излюбленные охотничьи угодья, места сбора грибов и ягод, рыбалки, ведь для сельских жителей традиционное природопользование по-прежнему остается основой выживания.

В самом начале 2000-х годов ученые из Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН предложили создать в междуречье особо охраняемую природную территорию. Их инициативу поддержали природоохранные организации и органы власти. C 2003 года Всемирный фонд дикой природы организовал несколько экспедиций, которые занимались изучением этой территории. В ходе исследований, в которых приняли участие около трех десятков специалистов разного профиля из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга, изучалось общее состояние лесных экосистем, биоразнообразие отдельных групп животного и растительного мира, изменения экосистем в результате рубок и т. д. В 2008 году заказник был официально включен в Лесной план Архангельской области, а позднее - в региональную схему территориального планирования. В 2013 году проект ООПТ площадью почти 500 тыс. га получил одобрение государственной экологической экспертизы. В апреле 2017 года на встрече с директором WWF России Игорем Честиным губернатор Архангельской области Игорь Орлов подтвердил намерение властей региона создать заказник. Однако критическое истощение лесных ресурсов области не позволяет вывести из освоения столь большие лесные площади. В настоящее время обсуждается создание заказника площадью 350-380 тыс. га. Идет работа по определению границ будущей особо охраняемой территории, которое устроило бы все заинтересованные стороны. Это означает, что необходимо найти такой вариант границ будущего заказника, при котором бы и самая ценная часть массива была сохранена, и лесозаготовительные компании могли работать, и местное население не пострадало и продолжало использовать эти леса для охоты, рыбалки, сбора грибов и ягод. Задача непростая: у каждой стороны своя точка зрения и свои аргументы в ее защиту.

Николай Шматков, директор Лесной программы WWF России:

Николай Шматков

- С 2003 года WWF ведет работу, цель которой - изучение и сохранение уникальных девственных лесов Двинско-Пинежского междуречья. Хорошая сохранность крупного участка первозданной тайги, ландшафтное разнообразие, наличие редких видов флоры и фауны, в том числе дикого северного оленя, орлана-белохвоста, беркута и других, чистые реки, в которых нерестится семга, роль, которую играют малонарушенные леса в поддержании стабильности климата, - все это позволяет считать массив первоочередным объектом для создания крупной особо охраняемой территории. Создание заказника позволит защитить природные комплексы и биоразнообразие междуречья от уничтожения в результате сплошных рубок.

Во многих случаях лесозаготовительная деятельность на этой территории наносит ущерб и интересам местного населения, которое в значительной мере зависит от традиционного природопользования. Так, согласно данным социологического исследования, проведенного по инициативе WWF и при поддержке Минприроды Архангельской области, в районах, где планируется создание заказника, более 70% мужчин активного возраста посещают леса междуречья для рыбалки и охоты. Для местных жителей использование пищевых и недревесных ресурсов леса остается основой выживания. Опрос показал, что население волнует вопрос сохранения охотничьих и рыболовных угодий от вырубки и возможность свободного доступа на планируемую особо охраняемую территорию.

Более половины - 57% опрошенных местных жителей отметили, что они не против создания заказника, если в нем не будет жесткого режима природопользования для местного населения. За создание заказника высказались 13% опрошенных, поскольку они обеспокоены быстрыми темпами вырубки лесов, понимают его значение для поддержания благоприятной окружающей среды, считают, что заказник позволит сохранить леса для традиционного природопользования, даст возможность развиваться малому бизнесу и туризму. 30% опрошенных высказались против создания ООПТ. Отрицательное отношение к заказнику связано с опасением установления чересчур жесткого режима и запрета посещения территории.

Наше основное требование, с которым мы обращаемся к Минприроды Архангельской области, состоит в том, что при создании охраняемой территории принципиально важно, чтобы люди сохранили возможность охотиться, рыбачить, собирать грибы и ягоды. Это наша жесткая и принципиальная позиция. На сегодня создание регионального или федерального ландшафтного заказника на площади 350-380 тыс. га является оптимальным вариантом сохранения наиболее ценной части массива. Такая площадь - это компромисс экологической, социальной и экономической значимости территории. Именно большие размеры массива позволяют ему столь долго сохранять все разнообразие естественной природы и обеспечивают самоподдержку этих лесов без вмешательства человека. Сокращение размеров заказника приведет к обесцениванию, нарушению целостности охраняемых комплексов, а также создаст сертифицированным компаниям, к которым относятся все крупные предприятия региона, проблемы с соответствием требованиям Лесного попечительского совета (FSC).

В настоящее время WWF удалось достичь договоренности с группой компаний «Титан», согласована граница заказника в пределах аренды холдинга. В ООПТ будет включена часть арендованной ГК «Титан» территории Двинско-Пинежского лесного массива вдоль всей южной границы арендованной площади. До момента создания заказника на этих участках будут действовать мораторные соглашения, заключенные в рамках FSC.

В качестве альтернативы созданию заказника WWF предлагает рассмотреть вариант сохранения этого природного комплекса в качестве объекта Национального лесного наследия. В сентябре 2013 года распоряжением Правительства РФ были приняты Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, которые в числе прочих мер по сохранению биоразнообразия и повышению эффективности управления экосистемными услугами лесов предполагают формирование Национального лесного наследия - фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению. В этот фонд должны быть включены самые ценные малонарушенные лесные территории (МЛТ), которым угрожает опасность. Промежуточным решением, обеспечивающим сохранение ценных лесов междуречья Двины и Пинеги, могло бы стать создание в границах планируемого заказника крупного особо защитного участка леса - первого в России участка Национального лесного наследия.

WWF России приглашает к диалогу все компании, арендующие лесные участки на территории междуречья, включая организации, их финансирующие: Московский кредитный банк, Поморскую лесопильную компанию, ООО «Регионлес», - для согласования границ заказника. Мы также надеемся на поддержку правительства Архангельской области и рассчитываем, что власти региона не будут передавать в аренду и продавать с аукциона участки в границах планируемой ООПТ. Кроме того, крайне важно, чтобы все компании, заготавливающие лес в междуречье, разработали программу перехода на интенсивное лесовыращивание на освоенных участках и начали ее реализацию, чтобы ослабить свою зависимость от «дикой» древесины в долгосрочной перспективе.

Юрий Трубин, директор по лесному хозяйству и взаимодействию с органами власти ГК «Титан»:

Юрий Трубин

- Группа компаний «Титан» и АО «Архангельский ЦБК» арендуют леса Архангельской области с целью заготовки древесины на площади 3,77 млн га, в том числе в малонарушенных лесах 1,2 млн га (31,8%), следовательно, стабильная, устойчивая работа наших лесозаготовительных предприятий напрямую зависит от возможности дальнейшей работы на МЛТ.

Вместе с тем мы осознаем природную ценность этих лесов и считаем необходимым сохранение их наиболее ценных участков как эталонов дикой природы. Поэтому ГК «Титан» и АЦБК поддержали создание заказника на площади до 350 тыс. га, о чем неоднократно публично заявляли. ГК «Титан» и АЦБК уже сделали значительный вклад в создание заказника. Лесозаготовительные предприятия нашей группы заключили мораторные соглашения с неправительственными природоохранными организациями. Границы мораторных зон на многих лесных участках шире границ проектируемого заказника. Архангельский ЦБК отказался от аренды перспективного массива хвойных насаждений площадью 80 тыс. га в Горковском участковом лесничестве Выйского лесничества.

С целью сохранения целостности малонарушенных лесов в составе проектируемого заказника мы отказались от строительства автомобильной лесовозной дороги через массив малонарушенных лесов с выходом на р. Северная Двина и трассу М-8, при создании которой протяженность путей вывозки древесины сократилась бы почти на 400 километров.

Решение по проектируемому заказнику будет непростое. Все заинтересованные стороны должны понимать, что лесозаготовки являются основным видом деятельности населения, проживающего на сопредельных территориях. Доходы населения и наполняемость бюджетов, особенно местных муниципалитетов, зависят от продолжения деятельности леспромхозов.

ГК «Титан» и АЦБК являются устойчивыми экологически и социально ответственными компаниями, и при подготовке наших предложений по границам заказника мы исходим из принципа недопустимости ухудшения социально-экономического положения населения, проживающего на прилегающих к заказнику территориях, вследствие как необоснованных запретов на использование этих территорий, так и ухудшения экономической ситуации на лесозаготовительных предприятиях ГК «Титан».

В то же время многие участники переговорного процесса по приданию лесному массиву старовозрастных ельников статуса ООПТ регионального значения отмечают, что значительные площади лесов в западной и центральной части проектируемого заказника были пройдены сплошными рубками в 30-40 годы прошлого века. Здесь располагались заброшенные ныне деревни Богатка, Вапна, Усть-Ура, поселок Ура с сельскохозяйственными полями и сенокосами, территории которых по определению не могут быть отнесены к лесным. Таким образом, если заказник запроектирован для сохранения именно малонарушенных лесов, то в его состав должны быть включены только те леса, которые исконно являются малонарушенными.

Также нельзя забывать, что у проектируемого заказника будет статус ООПТ регионального значения, следовательно, он должен будет содержаться за счет средств областного бюджета, и в этой связи будет несправедливо возлагать на налогоплательщиков Архангельской области обязательства по сохранению огромных, но давно утративших ценность территорий.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России:

Алексей Ярошенко

- Ситуация с заказником в Двинско-Пинежском междуречье - один из самых крупных и значимых лесных конфликтов последнего десятилетия во всей Европе. Сейчас он только начинает развиваться, но, к сожалению, уже понятно, что в ближайшие год-два он не закончится.

Заказник предусматривается Лесным планом региона и схемой территориального планирования, и все, от кого формально зависит судьба заказника, вроде бы поддерживают его создание. Однако региональное лесное министерство предлагает создать заказник на площади, почти вчетверо меньшей, чем предусматривается Лесным планом. Крупнейшие лесопользователи вроде бы согласны создать довольно крупный заказник (площадь которого составит 2/3 площади, предусмотренной Лесным планом), но не готовы согласиться на создание конкретных границ, соответствующих хотя бы указанной площади. Предметом острых споров является не только общая площадь заказника, но и вопрос, войдут ли в него некоторые, самые важные с природоохранной точки зрения территории в бассейнах рек Покшеньга и Юла. Позиция крупнейших лесопользователей пока не позволяет создать в Двинско-Пинежском междуречье заказник с приемлемыми с природоохранной точки зрения границами.

Конфликт, скорее всего, будет иметь крайне неприятные последствия для лесного сектора Архангельской области в целом. Во-первых, нынешняя ситуация показывает несостоятельность всей системы лесного и природоохранного планирования в регионе: областные власти просто не способны выполнять свои же планы по созданию заказника, а судьба крупнейших приоритетных лесных инвестпроектов зависит от того, дадут ли лесозаготовителям «доесть» кусочек дикого леса, площадь которого всего-то 1,5% площади всех лесов области. Во-вторых, невозможность создания заказника в экологически приемлемых границах показывает, что система добровольной лесной сертификации FSC - это обманка, не способная обеспечить неистощительность лесопользования и сберечь леса высокой природоохранной ценности; а FSC - это главный «ключик», открывающий для архангельской лесной продукции экологически чувствительные рынки. В-третьих, острый конфликт неизбежно превратит Архангельскую область в глобально значимый пример неправильного обращения с лесами, что неизбежно отразится не только на лесных предприятиях, работающих в самом Двинско-Пинежском междуречье, но и на тех, которые работают в других районах области.

Кроме того, ход конфликта показывает, что пока лесной сектор Архангельской области по-прежнему ориентируется не на развитие лесного хозяйства и выращивание древесины для промышленных нужд, а на экстенсивное лесопользование на площади последних диких лесов региона. Это очень плохо не только с природоохранной, но и с социальной точки зрения: экстенсивное лесопользование может поддерживать относительное благополучие лесных поселков в течение нескольких десятилетий, но исчерпание ресурсов дикого леса ведет к экономической смерти зависящих от него лесных предприятий. В среднем за оборот рубки экстенсивное лесопользование дает примерно втрое меньше рабочих мест, чем полноценное лесное хозяйство, на той же площади леса. Если не поменять систему лесопользования в Двинско-Пинежском междуречье, не перейти к правильной практике лесовыращивания на ранее освоенных землях, лесные поселки на этой территории уже в ближайшие полтора-два десятилетия ждет неизбежное угасание, причем независимо от того, будет создан заказник или нет (даже по Лесному плану его площадь составляет около 10% площади лесов всего междуречья).

В прошлом отсутствие качественного лесного хозяйства часто объяснялось нищетой лесных предприятий. Однако в 2015-2017 годах низкий курс рубля принес экспортно ориентированным лесным предприятиям весьма значительные дополнительные доходы. Их можно было бы хотя бы частично потратить на развитие полноценного лесного хозяйства на арендованных лесных участках, сокращение зависимости от рубок на малонарушенных лесных территориях и других лесах высокой природоохранной ценности. Но вместо этого лесной сектор региона потратил колоссальные деньги на сохранение и развитие старой, экстенсивной системы лесопользования: строительство новых дорог в последние массивы диких лесов, новых предприятий, требующих обеспечения самым высококачественным сырьем, увеличение объемов заготовки древесины. Такой подход позволяет быстро выжать из леса все, что он может дать, до последней копейки, но ставит крест на будущем устойчивом развитии лесных территорий Архангельской области.

Константин Доронин, министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области:

- Заказник в междуречье Северной Двины и Пинеги (Двинско-Пинежский государственный природный ландшафтный заказник) однозначно нужен, и его планируется создать до конца 2018 года. Эта работа будет проводиться с учетом мнения местных жителей, муниципалитетов, ученых, экологов и лесопользователей.

Решение об уточнении границ указанной особо охраняемой природной территории было принято в августе этого года в ходе круглого стола, в котором приняли участие представители министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области, областного собрания депутатов, эксперты общественных экологических организаций и особо охраняемых природных территорий, руководители предприятий лесной отрасли.

Участники круглого стола согласились, что для принятия взвешенного решения о площади Двинско-Пинежского заказника необходимо провести новое комплексное экологическое обследование междуречья. Цель исследования - убедиться, что предлагаемая территория полностью соответствует тем критериям, которые заложены в понятие малонарушенных территорий.

Не секрет, что на площадях, где изначально планировалось создание ООПТ, есть весьма значительные участки, на которых произошло усыхание леса. Там много валежника, который может стать очагом развития болезней и вредителей, способствовать возникновению крупных лесных пожаров. Эксперты должны дать ответ на вопрос о необходимости проведения там лесохозяйственных работ. Не исключено, что, если этого не сделать, может быть достигнут обратный эффект. Кроме того, есть территории, которые изначально планировалось включить в заказник, но на самом деле на них многие годы велась активная хозяйственная деятельность, вследствие чего говорить об их уникальности и нетронутости сегодня не приходится.

Работы по экологическому обследованию территории планируется провести в весенне-летний период 2018 года, по их итогам будут определены границы особо охраняемой природной территории. Важное условие этого процесса - согласование методики оценки всеми заинтересованными сторонами, поскольку только в этом случае результаты исследования будут признаны его участниками. Работа над созданием методики уже началась.

В 2017 году сотрудники областного минлеспрома неоднократно выезжали в населенные пункты, судьбу которых затрагивает создание заказника, встречались с местными жителями. Не скрою, почти все, кто приходил на подобные встречи, а собирались полные залы, не поддерживали создание заказника. Необходимо понимать, что люди здесь веками занимались заготовкой леса, охотой, сбором грибов и ягод и боятся остаться без главного источника существования. На этих встречах мы разъясняли, что после создания ООПТ лес для местных жителей не будет закрыт. В Положении о заказнике будут запрещены лишь сплошные рубки. Ведение охотничьего промысла мы планируем оставить в соответствии с существующими законами, как и рыбалку, посещение лесов с целью сбора грибов и ягод.

С другой стороны, территории, где планируется создание заказника, находятся в долгосрочной аренде у нескольких предприятий. Для одних отказ от рубки в этих лесах не является критичным. Для других изъятие их из хозяйственного оборота лесных участков равнозначно закрытию предприятия, а это сотни рабочих мест. Поэтому повторю: решение об определении площади заказника должно быть взвешенным, в нем обязательно должны быть учтены вопросы и экологии, и экономики.

Подготовила Анна ПОРОХОВА, WWF России


Справка

Согласно Решению 65-й Генеральной Ассамблеи FSC, в случае, если по вопросу сохранения малонарушенных лесных территорий (МЛТ) не найдено приемлемое для заинтересованных сторон решение, то действует индикатор по умолчанию, который говорит о необходимости сохранения не менее 80% площади МЛТ. Некоторые компании встанут перед выбором: или сохранять сертификат FSC, существенно теряя в объемах заготовки древесины, или отказываться от FSC и искать новые рынки. Проект Национального стандарта FSC предлагает дифференцированный подход в зависимости от усилий лесопользователя по сохранению природной среды. Без дополнительных мер по сохранению массива малонарушенных лесов будет действовать требование об исключении 80% территории МЛТ из площадей для рубки. Если предприятие применяет щадящие рубки с сохранением биоразнообразия, то площадь исключаемой из рубок территории составит 50% общей площади, арендуемой фирмой. Если предприятие инициирует процесс создания особо охраняемой природной территории (ООПТ) на сохраняемой части МЛТ, то этот показатель может быть снижен до 30%. Очевидно, что в этом случае создание ООПТ выгодно сертифицированным компаниям, которые могут потерять сертификаты, если заказник не будет создан.