Партнеры журнала:

ЦБП

Рынок ЦБП России: первый рейтинг экологической открытости

Открытость и доступность достоверной экологически значимой информации – основа экологической ответственности. Сегодня это не только составляющая репутации компании, но и необходимость, диктуемая реалиями рынка.

Экологическая открытость – залог успешного развития бренда компании, условие получения иностранного финансирования, а также эффективный инструмент повышения привлекательности российской продукции на мировом рынке, который отличается высокой экологической чувствительностью. Есть ли у целлюлозно-бумажных компаний России основания считаться экологически открытыми и конкурентоспособными в сравнении с иностранными игроками целлюлозно-бумажного сектора? Ответ на этот вопрос дают результаты первого Рейтинга экологической открытости целлюлозно-бумажных компаний лесного сектора России.

Рейтинг экологической открытости

В середине февраля 2018 года Национальное рейтинговое агентство обнародовало результаты комплексной оценки, проводившейся в течение минувшего года на основании добровольно раскрытых компаниями данных и информации из открытых источников. Неудивительно, что первому российскому экорейтингу целлюлозно-бумажных компаний был дан старт в Год экологии – лесная отрасль существенно влияет не только на лесные ресурсы страны, но и на общее состояние окружающей среды.

Рейтинг был инициирован Всемирным фондом дикой природы (WWF), компаниями лесного сектора, участвующими в Бореальной лесной платформе; некоторые из них – группа компаний «Сегежа» и АО «Соликамскбумпром» – также оказали и финансовую поддержку проекту. Кроме того, рейтинг был поддержан проектом «Партнерство WWF-IKEA по лесам». В основе методики, разработанной специалистами WWF вместе с экспертами лесной отрасли и природоохранных организаций, лежат принципы оценки, используемые в международном экологическом рейтинге Environmental Paper Company Index (EPCI).

Результаты российского экорейтинга за 2017 год огласили на круглом столе Торгово-промышленной палаты РФ с представителями федеральных органов власти и компаний. Как и любая новая инициатива, рейтинг и результаты первого года стали предметом активного обсуждения и критики, особенно со стороны компаний, по каким-то причинам не предоставивших данные, которые позволили бы им занять более высокие позиции в 2017 году.

Однако главная идея мероприятия не ранжирование компаний как таковое, а сбор, консолидация и анализ экологически значимой информации. А основная задача – сделать шаг на пути к полной информационной открытости и прозрачности целлюлозно-бумажного сектора России. Для того чтобы повысить экологическую и социальную ответственность компаний, снизить нагрузку на окружающую среду и повысить эффективность использования лесных ресурсов, нужна информация – открытая, достоверная, доступная. Ведь эффективно управлять любым процессом в любой сфере экономики без доступа к полной информации невозможно.

Прежде всего рейтинг 2017 года преследовал цель сделать информацию открытой и доступной. Сведения об одном из его ключевых показателей – достоверности информации – в 2017 году остались на совести участников: в первый год организаторы не проводили верификацию предоставленных данных. Однако это хорошая база данных и стимул для СМИ и природоохранных активистов провести собственную независимую проверку информации и обсудить полученные результаты на региональном, федеральном и международном уровне. Общественный контроль и открытая дискуссия по-прежнему остаются эффективным инструментом повышения информационной прозрачности. Организаторы рейтинга планируют организовать собственную проверку предоставляемой информации.

Рейтинг будет проводиться на постоянной основе, потому что только регулярная оценка раскрываемых данных поможет анализировать динамику воздействия компаний на окружающую среду. Этот анализ позволит сформировать обоснованные данные для эффективного совершенствования корпоративных политик, стандартов и практик, а также улучшения их нормативно-правового регулирования государством.

Методика рейтинга: структура и расчет

Рейтинг состоит из трех разделов: использование сырья из ответственных источников; экологичность производства; экологический менеджмент, прозрачность и отчетность.

Рейтинг, раздел 1. Использование сырья из ответственных источников. Оценивается наличие политик, позволяющих исключить источники древесного сырья сомнительного происхождения из цепочки поставок; доля приобретаемого на рынке сырья и собственно произведенного сырья, которое поступает из ответственных источников.

Под древесным сырьем сомнительного происхождения понимается нелегально заготовленная древесина; древесина, заготовленная с нарушением традиционных и гражданских прав; древесина из лесов, где выращиваются генетически модифицированные деревья; древесина, заготовленная в лесах, где высокие природоохранные ценности находятся под угрозой. Кроме того, учитывается доля вторичного сырья и меры по ее увеличению, а также меры по повышению эффективности использования сырья.

Рейтинг, раздел 2. Экологичность производства. Оценивается, насколько экологически чистым и эффективным является производство, включая использование энергии и объемы выбросов углекислого газа, наличие планов по сокращению выбросов, меры по утилизации твердых отходов на полигонах, использование водных ресурсов и сбросы сточных вод.

Рейтинг, раздел 3. Экологический менеджмент, прозрачность и отчетность. Оценивается, использует ли компания системы экологического менеджмента, оценивает ли экологический след продукции и поставщиков, раскрывает ли информацию об экологических характеристиках продукции, насколько полно компания представила информацию в рамках этого рейтинга, а также насколько значим и информативен отчет компании для общественности.

Расчет результатов рейтинга. Расчет показателей компаний по индикаторам рейтинга проводился путем начисления баллов по каждому индикатору. Максимальное количество баллов и порядок их начисления по каждому индикатору приведен в анкете рейтинга, опубликованной на официальном сайте WWF России.

Максимальное итоговое количество баллов по рейтингу – 100. Максимальное количество баллов по разделу 1 – 35, по разделу 2 – 35, по разделу 3 – 30. Итоговые результаты рейтинга представлены в виде суммы баллов, набранных каждой компанией по результатам оценки в соответствии с условиями, изложенными в разделах.

Дополнительно представлены в процентах показатели компаний по каждому разделу рейтинга.

О чем говорят результаты?

Из 32 крупнейших целлюлозно-бумажных компаний России, которым были разосланы приглашения, согласие на участие в рейтинге дали десять, из которых четыре входят в ТОП-10. Доля продукции всех компаний-участниц в общем объеме производства отрасли составляет около 23%. Эти компании выпускают целлюлозу, картон, включая пищевой, крафт-бумагу, мешочную бумагу, газетную бумагу, офсетную бумагу, санитарно-гигиеническую бумажную продукцию, включая туалетную бумагу, бумажные салфетки и полотенца, упаковочную бумагу, тетради, этикеточную бумагу, медицинскую бумагу, пергамент, гофропродукцию и др. Для изготовления продукции они используют как первичное древесное сырье, так и вторичное, макулатурное.

Десять из тридцати двух – это хороший, подчеркивающий актуальность инициативы результат, особенно с учетом того, что в 2017 году рейтинг проводился впервые. Опыт международных и российских экорейтингов свидетельствует о том, что после довольно спокойного старта число участников рейтинга растет с каждым годом. Российский экорейтинг уже опережает международный EPCI – десять участников против пяти в год старта. Остается надеяться, что число российских участников и их результаты в последующие годы также будут отмечены положительной динамикой.

Александр Воропаев, руководитель Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников, один из кураторов российского рейтинга от WWF России:

Результатты рейтинга экологической открытости предприятий ЦБП
Посмотреть в PDF-версии журнала. Результатты рейтинга экологической открытости предприятий ЦБП

– Для WWF России главная задача не в том, чтобы просто привлечь компании ЦБП к участию в рейтинге и показать широкой публике результаты российских производителей целлюлозно-бумажной продукции. Нам важно создать стимулы для улучшения хозяйственной практики предприятий на основе лучших международных примеров, побудить российские компании сокращать их экослед и участвовать в международном рейтинге EPCI, который в 2019 году будет проводиться в шестой раз. К сожалению, ни одна российская компания ни разу не участвовала в нем. Правда, целлюлозно-бумажный комбинат Mondi в Сыктывкаре вместе с другими предприятиями холдинга был учтен в EPCI, а производимая им бумага марки «Снегурочка» была включена в международную базу данных WWF «Проверь свою бумагу» (Check Your Paper). Участие и в российских, и в международных рейтингах выгодно для компаний не только из-за их экологической составляющей, но и с точки зрения экономики: подобные рейтинги помогают компаниям трезво оценивать свои силы, следить за динамикой, повышать экологическую ответственность бренда, его узнаваемость, надежность и востребованность на международном рынке.

Помимо анализа экоследа, компании-участницы на основании результатов рейтинга могут оценить свои силы на фоне международных игроков индустрии. Более того, общий анализ по каждому разделу рейтинга говорит о том, что отечественные компании вполне конкурентоспособны в мировом масштабе (конечно, если раскрытая и предоставленная ими для анализа информация является достоверной). Рассмотрим результаты каждого раздела рейтинга подробнее.

Что касается использования сырья из ответственных источников и влияния компаний на лесные экосистемы и сохранение биоразнообразия, то здесь средний показатель – 76,1%. При этом у половины компаний-участниц этот показатель находится в диапазоне 89,4–100%. Такой результат объясняется быстрым развитием FSC-сертификации в России, а в последние годы и PEFC-сертификации, а также все большим использованием в производстве макулатурного сырья.

Средний показатель экологичности целлюлозно-бумажного производства – 48,5% при максимуме 72,9%. Анализ результатов по этой группе показателей говорит о том, что низкие оценки во многом связаны с особенностями сбора и предоставления данных по воздействию производства на окружающую среду, принятыми в стране, а не обусловлены низкой экологичностью производства. Российские компании-участницы полностью соответствуют требованиям российского природоохранного законодательства, но ориентир рейтинга – лучшие международные практики. У компаний – участниц рейтинга есть возможности для улучшения этого показателя, причем в большинстве случаев будет достаточно лишь организационных мероприятий, без технологических.

По группе показателей экологического менеджмента, прозрачности и отчетности средний показатель российских участников рейтинга тоже довольно низкий: 40,0% при максимуме 61,7%. В целом этот показатель соответствует текущей практике, принятой в стране, когда далеко не вся экологически значимая информация публикуется, хотя и не является закрытой. Кроме того, по разным причинам ограничено участие российских компаний в международных программах по раскрытию экологической информации, которое могло бы дать участникам дополнительные баллы по этой группе. Отечественные компании могут без труда быстро повысить свои оценки и выйти на уровень ведущих международных игроков индустрии.

Следует отметить, что российские целлюлозно-бумажные компании часто выполняют и важные социальные функции в тех населенных пунктах, в которых они расположены, к примеру обеспечивают местное население электроэнергией и теплом, очищают и утилизируют муниципальные отходы, что в рейтинге не учитывалось. От оценки этих показателей в российском рейтинге организаторы отказались осознанно – для того чтобы критерии оценки, а значит и результаты были сопоставимы с результатами международного рейтинга EPCI. Унифицированный подход к методике дает российским производителям возможность соотнести свои показатели с результатами иностранных компаний, участвующих в EPCI, и самостоятельно сделать выводы.

Николай Шматков, директор Лесной программы WWF России:

Для нас как инициаторов рейтинга и независимой природоохранной организации в этом рейтинге нет победителей и проигравших. Мы считаем, что независимо от количества набранных баллов все компании, участвовавшие в рейтинге, продемонстрировали экологическую открытость. Рейтинг поможет им оценить текущий экологический след, чтобы разработать и принять меры для его уменьшения. Все компании, которые готовы для этого совершенствовать свои производственные и организационные практики, заслуживают уважения. Важно понимать, что речь идет не только об оценке экологов. Высокие показатели экологической открытости и ответственности – это требования международного рынка, его реалии, и чем скорее российские компании перестанут их игнорировать, тем быстрее лесной сектор российской экономики начнет выходить из стагнации.

Базовые принципы рейтинга

  • Рейтинг проводится по единым критериям
  • Методология рейтинга обсуждается со всеми заинтересованными сторонами
  • В настоящее время структурированной общедоступной информации о воздействии целлюлозно-бумажных компаний на окружающую среду мало, поэтому рейтинг базируется на данных о деятельности компаний, имеющихся в публичном пространстве, и дополнительной информации, полученной от компаний по запросу. В последующем рейтинги предполагается проводить только по открытым данным 
  • Расчет рейтинга проводится профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе тендера
  • Рейтинг проводится регулярно

Условия участия в рейтинге

В рейтинге могут участвовать все целлюлозно-бумажные компании лесного сектора России. Участие в рейтинге не оплачивается, необходимо лишь заполнить анкету, опубликованную на официальном сайте WWF России.

Александр ВОРОПАЕВ,
Николай ШМАТКОВ,
Александр КОСТЕНКО,
Кристина ТУГОВА
WWF России